НАЧАЛО КНИГИ ИСТОРИИ ХАШИМИТСКОЙ АББАСИДСКОЙ ДИНАСТИИ




И вот, дошло до Абу Муслима известие, что жители области [Мерва] из простонародья, законоведов и добродетельных пришли к решению сражаться заодно с Насром. Это тяжело на него подействовало, и он опечалился. Он устроил тайное совещание с рассудительными людьми [107] среди своей партии, однако ни один из них не сказал ничего, чем он смог бы воспользоваться. И сказал [тогда] Аслам ибн Саддам 426: «У меня на этот счет есть один план, который в моих глазах портит только то, что я с ним одинок, а между тем в нем — сила и избавление от заботы, которую принес нам этот нечестивец». Абу / 267а / Муслим сказал: «Давай, ведь много вещей ты облегчал своим советом!» Тогда Аслам сказал: «Я советую, чтобы ты отправился завтра рано утром и собрал людей твоего лагеря, затем сообщил им, что тебе приказано призывать всех людей следовать Книге Аллаха и сунне его Пророка и повиноваться благоугодному всем из рода Мухаммада, поступать сообразно со справедливостью и правом и защищать слабого от сильного. А кто отвергнет это, против того ты будешь бороться на пути Аллаха самой правой его священной войной. Затем начни с самого себя и присягни в этом. [Потом] призови виднейших из твоих собратьев и возьми с них такую же клятву. Затем призови всех людей и принимай от них клятву до тех пор, пока не останется ни одного из них, людей лагеря, который бы не присягнул». Все собравшиеся одобрили его совет, и после полудня глашатай объявил: «Завтра рано утром пр ходите все, и пусть никто не уклонится [от этого]!» Эта весть дошла до Насра, и он сказал 'Акилу ибн Ма'килу 427: «Посмотри, что принесет нам завтра этот колдун!» 428 И он послал несколько своих лазутчиков, чтобы они проникли в лагерь Абу Муслима. А поутру проснулись люди лагеря и собрались перед дверями Абу Муслима. Он вышел к ним и сказал: «О мусульмане! Дошло до нас, что Наср ибн Саййар собрал людей и сообщил им, что вы не исповедуете веру ислама, что вы считаете дозволенным запретное 429 и не поступаете сообразно Книге Аллаха и сунне его Пророка, желая этим погасить свет ваш и натравить на вас людей. А между тем имам повелел нам, — и непрерывно шли к нам его послания, — чтобы мы призывали людей следовать Книге Аллаха, сунне его Пророка, — мир над ним! — действовать сообразно с этим, доставлять торжество справедливости и порицать чинящих насилие за несправедливость, и чтобы я присягнул в этом людям. И вот — я первый присягаю! Прими же мою присягу, Абу Мухаммад!» — сказал он, обращаясь к Сулайману ибн Касиру. И тот сказал ему: «Держись завета / 267б / Аллаха и обязательства ему. Будь верен тому, что ты обещал по собственному побуждению!» Он сказал: «Да будет так!» И присягнули люди сообразно с их положением, так что не осталось ни одного, [кто бы не присягнул]. И пошли об этом слухи, и понесла это молва, и заговорил об этом простой народ. И растерялся Наср, а те, кто верил словам Насра, [теперь] удержались от [войны] с Абу Муслимом, сказав: «Эти более достойны нашей поддержки, чем Наср». И стало слабым то, чем Наср их обманывал [прежде]. [108]

А послание Абу Муслима к 'Али гласило: «Ты по своей воле обещал мне то, что тебе известно 430. Нам приказано начать священную войну, а ты и твое племя — пособники истины: вы приютили Посланника божия и помогли ему. Мне повелел мой господин, чтобы я прибег к вашей помощи и вручил его дело в ваши руки, тогда как Наср проявил вражду ко мне. И если ты ответишь мне согласием и заключишь со мной договор о поддержке права Посланника божия, — да благословит его Аллах! — я сделаю тебя повелителем над собой и над теми, кто примкнул ко мне, и подчинюсь твоему приказу и буду биться с твоими врагами. И станет твоими блеск этого дела и его честь». 'Али, отправив назад посланца, сказал: «Я ответил тебе согласием, когда ты изложил мне свое дело. Вот моя рука за себя и за мое племя. Я посылаю к тебе моего брата и виднейших из моих сторонников и ясно заявляю тебе о своем решении». Вернулся посланец к Абу Муслиму, и тот очень обрадовался этому ответу.

А Наср написал Абу Муслиму: «Мне жаль тебя, ибо настигла тебя зима, а твои сторонники малочисленны и бедствуют. Приди к нам со своей покорностью — мы поможем тебе и сжалимся над тобой! Войска повелителя верующих уже выступили к нам, между тем как собравшиеся к тебе уже готовы разбежаться, а те, кто обещал тебе свою помощь, [готовы] бросить тебя на произвол судьбы. И мир». Абу Муслим написал ему: «Твое письмо дошло до меня, и я понял его. / 268a / Ты не друг и не доброжелатель, и мы не испрашивали у тебя совета и не жаловались тебе на нашу бедность. Впрочем, что касается того, что ты сказал о нашей малочисленности и бедственном положении, то ты прав, но это-то и побуждает нас бороться с тобой за то, чем ты владеешь. И мир». Когда Наср прочел [этот ответ], он был очень удручен, чело его омрачилось, и он изменился в лице. Он снова прочел это послание, затем сказал: «Это — ответ, за которым, я считаю, последует что-нибудь еще сильнее!»

И начал Наср взывать о помощи к Марванидам и направлять к ним послания и гонцов. Однако Йазид [ибн 'Умар] ибн Хубайра из-за своей зависти к Насру 431 чинил ему препятствия, [мешая] проходу гонцов и утаивая от Марванидов его послания. А когда дело этих людей приняло серьезный оборот и все стало против Насра, он написал Марвану, жалуясь на Ибн Хубайру и сообщая о грубости обращения с его стороны. И написал он ему 432:

«Вижу я среди пепла блеск горящих углей, и вот-вот они запылают:
Ведь огонь зажигается с помощью кремня и огнива, а начало войны — слова.
Говорю я в удивлении: "О, если бы мне знать — бодрствуют ли Омейяды или же спят?" 433
И если они спят, то позови их и возгласи: "Эй, просыпайтесь — ведь настало время вставать!" [109]
И если они проснутся, то это — сохранение царства; а если они будут спать, то меня не за что винить.
И если они не удушат его [пламя], пожнем мы войну, которая будет возжена, топливо ее — замки и головы 434.
Утешься же в утрате твоих жилищ, затем скажи 435: "Прощай и ислам и арабы!"» 436

И написал ему Марван: «Присутствующий видит то, чего не видит отсутствующий. Действуй / 268б / сам!» 437 И говорят 438, что когда Марван прочел его слова: «Бодрствуют ли Омейяды или же спят?», — сказал: «Да, мы спим, так как поставили правителем тебя». И сказал Наср, когда пришло к нему это послание: «Ваш господин сообщил вам, что не будет от него никакой помощи». Говорят также, что послание Насра пришло к Марвану, когда прошло несколько месяцев 30-го года 439. Марван написал ему 440: «Положение твоей области озаботило повелителя верующих, и я послал 'Амира ибн Дубару 441 и Нубату ибн Ханзалу 442; укажи им у себя на тех смутьянов, кои особенно низки в пороке, чтобы те вырвали их с корнем и уничтожили. Я написал также Ибн Хубайре, чтобы он поторопил их вступить со стороны ат-Табасайна 443 и со стороны Сеистана 444 и присоединиться к тебе. Считай, что ты — с конницей повелителя верующих, которая пришла к тебе прекрасно снаряженная и столь же многочисленная! Положись на Аллаха и жди подкреплений и поддержки и считай, что они уже пришли к тебе!» И Наср пребывал в ожидании подкреплений, между тем жители Хорасана, за исключением тех, кто был с ним, особенно мударитов, возмутились против него.

А к Абу Муслиму пришел посланец Абу Саламы по имени Ибрахим с письмом имама Ибрахима. В нем имам уведомлял Абу Муслима о том, что ему стало известно относительно розни между ал-Кирмани [и Насром] 445... и чтобы Абу Муслим предложил Насру [примкнуть] к его делу. И если он согласится, [то хорошо], а если нет, [то, чтобы] 'Абу Муслим начал с Насром войну. И говорят, что [имам] написал ему в конце своего послания: 446

«Перед тобой — дело, приметы которого очевидны... и перья стрел, одежда которых мягка 447...

Да, это — дорога, путь которой ясен: не осталось [иного], как взяться за меч и обнажить его».

/ 269а / Это послание пришло в то время, когда к Абу Муслиму явились виднейшие из мударитов, рабиитов и йеменитов — те, кто был в лагере Насра, — и примкнули к нему 448.

Послание Ибн ал-Кирмани гласило: «Я и ты теперь — одна рука в этом деле и в этом призыве. А когда мы открыто будем встречаться, [110] оказывать взаимную помощь и открыто посещать друг друга, — это сокрушит рога дьяволов. К тебе пришли мой брат 449 и мои сторонники, и были они в твоем лагере, часто навещая тебя по утрам и вечерам, чтобы приветствовать тебя и оказать почести твоему делу. А что же мешает тебе посетить меня и побывать в моем лагере? Ведь молва об этом разнесется, и благодаря этому станет сильным друг твой и ослабеет твой враг». Абу Муслим ответил ему: «Вот это — совет, и я не пренебрегу им!» И на другой день он поехал к нему в сопровождении группы своих сторонников, конных и пеших. 'Али узнал об этом и послал навстречу ему к ар-Разику 450 своего брата с виднейшими из йеменитов и рабиитов. Когда Абу Муслим приблизился, встретил его 'Усман 451 с йеменитами и рабиитами. И они пустились в путь, и вошли в палатку 'Али. Посидел Абу Муслим некоторое время, затем 'Али велел принести для него кушанье. Но он сказал: «Я решил поститься и не ем сегодня ничего». Затем он поднялся и удалился. Вышел Абу Муслим, вошел под навес вокруг палатки 'Али и посидел с ним некоторое время. Он показал, [что] считает 'Али начальником над собой, и посадил его на буланую лошадь 432. Дошло до нас, что он сказал 'Али: «Ты дал слово поддерживать пропаганду [в пользу] рода Мухаммада, за что, я надеюсь, Аллах наградит [тебя] благами обоих миров, и тебе принадлежит право начальствовать / 269б / над нами, а на нас лежит обязанность повиноваться тебе!» 453

Затем в месяце раби' II 30 года 454 Шайбан, из-за соглашения Ибн ал-Кирмани и Абу Муслима, направился к Серахсу 455. И прибавилось из-за этого у Абу Муслима силы и бодрости, а у Насра — слабости и немощи.

Поставил Абу Муслим Шибла ибн Тахмана правителем Мерва 456 и велел мутакаллимам из своих сторонников войти в Мера и распространять вести об их деле и описывать то, чего они придерживаются в отношении следования сунне и действий сообразно с правом. Они начали посещать Мерв, и это стало известно Насру, между тем как власть его ослабла и к нему и к его правителю в Мерве 457 стали относиться с пренебрежением. Он написал Марвану: «Я пишу повелителю верующих в то время, когда у меня не осталось ничего, что я мог бы использовать против врагов повелителя верующих: ни моего положения, ни денег, ни моих хитростей, ни людей моих. А если бы ты помог мне тысячью человек из жителей Сирии, то мне бы хватило их, и я бы истребил до последнего человека этих злодеев 458, ведь в то время, когда я пишу повелителю верующих, я лишен всей моей власти и стою у ворот своего дома. Если не прибудет ко мне подмога повелителя верующих и я буду вверен попечению Ибн Хубайры 459, я буду прогнан от ворот моего дома. А потом возврата к ним не будет уж до [111] встречи [в день] воскресения мертвых! Да не уподобится повелитель верующих и Ибн Хубайра тому, как сказал старый [поэт] 460:

А если бы я повиновался тебе в делах, которые ты тайно мне подсказываешь, я бы тогда скрежетал зубами [от раскаяния]» 461.

Затем Наср собрал виднейших и наиболее рассудительных из своих сторонников, и они обменивались мнениями, но как только один из них приводил какое-нибудь мнение, его опровергал другой. И написал Наср к / 270а / Марвану, взывая о помощи, длинное послание, говоря в нем: «Да не станут уподоблять повелителя верующих, говоря словами старого [поэта]:

Да не узнаю я после смерти, [как] ты оплакиваешь меня, в то время как при моей жизни ты не снабжал меня [нужным мне] припасом!»

[И еще написал он:] «Плохи дела! 462 Мочи нет!» 463

Говорят, когда Марван прочел это послание, он долго сидел, опустив голову и не произнося ни слова. Затем швырнул это послание 'Абд ал-Хамиду, своему секретарю 464, а тот сказал ему: «О повелитель верующих, обрати внимание на глупость этого человека и на его дурное правление! Ведь всякий раз, когда он писал повелителю верующих, взывая о помощи, как в этом [письме], то наиболее частым и позорным [в его письмах] было [упоминание] о том, что ему причинила чернь. Да! Он возбудил Хорасан против себя своею глупостью, неумением и дурным образом правления! И я советую тебе, о повелитель верующих, — а в твоем решении благословение! — поскорее послать в Хорасан мужа, сирийца по образу мыслей, беспристрастного, дружелюбного, испытанного». Марван спросил его: «А кого ты считаешь таким?» Тот ответил: «Одного из двух мужей — 'Амира ибн Дубару или Нубату ибн Ханзалу». И Марван написал Ибн Хубайре о том, чтобы он назначил Нубату правителем Хорасана и отправил его туда по кумисской дороге 465, а 'Амира ибн Дубару послал туда по сеистанской дороге 466.

Затем Абу Муслим овладел Мервом, а Наср ибн Саййар бежал. А дело было так: одна половина Мерва находилась в руках Насра, а другая — в руках 'Али [ибн] ал-Кирмани. Обе партии ходили в эти части города для мелкого торга. И вот однажды, когда проходили / 270б / молодцы из мударитов вооруженными по базару, преградил им путь некий удалец из [племени] бакр ибн-ва'ил. Ему помогли несколько его приятелей. И те начали биться с ними. Наср оказал помощь мударитам» а [Ибн] ал-Кирмани помог бакритам. Шибл ибн Тахман, сподвижник Абу Муслима, вышел [из города] и сообщил ему об этом. Абу Муслим приготовился и на другой день, в воскресенье 7-го раби' I 130 года 467, выстроил свою конницу и отправился к Мерву. Когда он дошел до селения [112] Тусан 468, его повстречал гонец Ибн ал-Кирмани, сообщая ему: «Произошла битва, поспеши!» Абу Муслим пошел, и когда он был на расстоянии фарсаха от города, его встретила депутация мударитов с [изъявлением] их повиновения. Абу Муслим направился к мечети, для него расстелили ковер, он сел на него, и они присягнули ему и сообщили, что Наср ибн Саййар [желает] того же. И вошел Абу Муслим в Мерв через ворота Канушир 469 и прочел: «И вошел он в город в минуту небрежения обитателей его...» до конца стиха 470. Недалеко от дома правления 471 его встретил 'Али ибн ал-Кирмани и сказал ему: «Покорна тебе власть, войди же в дом правления!» И Абу Муслим пошел вместе с 'Али к дому правления. Затем оба они призвали народ к присяге, и ни один из жителей Мерва не уклонился от нее. Затем послали они к Насру, призывая и его к присяге. А он принялся отговариваться под разными предлогами, то говоря: «Я пойду к нему только в сопровождении сильно вооруженного отряда», то говоря: «Я не пойду по проулкам 472, — пусть Абу Муслим перейдет в мой замок, что стоит на Машане!» 473 Тогда Абу Муслим послал Лахиза ибн Курайза, сказав: «Приведи его, иначе не являйся!» Лахиз сказал [Насру]: «Подчинись Абу Муслиму!» / 271а / Тот ответил: «Хорошо!» — и послал к Абу Муслиму людей, которые бы обеспечили гарантии безопасности. Возгласили призыв к вечерней молитве, и Наср сказал: «Я не совершил омовения; я войду [в дом], совершу омовение, помолюсь и выйду». А еще раньше по его приказу в задней стене его дома был пробит проход. Он вошел [в дом] и вышел через тот проход. И это было 10 джумада I 30 года 474. И он увез казну, которая была с ним.

Между тем Лахиз ожидал его выхода, и когда увидел, что тот медлит, он возымел подозрения и сказал одному из своих спутников: «Посмотри!» Тот вошел и увидел, что в доме и духа его нет. Они сообщили [об этом] Абу Муслиму, и тот поехал в погоню вместе с Ибн ал-Кирмани, но Наср ускользнул от них. Абу Муслим распорядился охранять его лагерь, чтобы его не разграбили 475, и послал Абу Саламе и имаму Ибрахиму описание того, что произошло, и сообщение о захвате Мерва, об искреннем отношении 'Али ибн ал-Кирмани и о силе хашимитов. И говорят, "что когда послание Абу Муслима с рассказом о происшедшем прибыло к Ибрахиму ибн Мухаммаду, он восхвалил Аллаха и восславил его. Затем он привел в сравнение слова Хидаша ибн Зухайра о «Дне ал-'Ука?» 476:

И бакриты не переставали тесниться, выкликая свои имена, и задние настигали первых,
С раннего утра до тех пор, пока не пришла ночь и не рассеялась слепота дня, зло которого разлетается[повсюду] 477. [113]
И так продолжалось до тех пор, пока не покинули друг друга в битве [люди] хавазина, а [племена] сулайм и 'амир не разбежались в разные стороны.
А [боевой] пыл курайшитов был таков, что мог расколоть скалу, когда превратности удачи истощали силы людей.

Вернемся к порядку рассказа. Наср прошел к Нишапуру, и к нему присоединились беглецы и все кайситы 478. И они по своей воле вручили ему руководство их делом, а он произнес:

/ 271б / И я подставил себя под копья, как мишень, — ведь вождь [всегда] поступает так.

И написал он Ибн Хубайре, сообщая ему, что он находится близ Нишапура и что он лишился власти в Мерве. Он также написал ему 479:

«Меня бы услышали, если бы я взывал к живому, но нет жизни в том, к кому я взываю».

Затем Абу Муслим приказал собрать народ в своей резиденции и сказал: «Имам написал мне: "Поручи Кахтабе ибн Шабибу вести войска в Ирак", — потому что он надеется на его умение и знает, что Аллах сокрушит его рукою один из рогов шайтана 480. Так кто хочет внять его призыву, пусть сделает это!» И воскликнули люди: «Велик Аллах!», и была велика их радость этому. Они призывали благословение божие на Кахтабу и радовались.

Кахтаба выступил и простоял [лагерем] в Абиверде, пока не прошла зима, между тем Абу Муслим отправлял к нему войска и посылал оружие 481. Когда же наступила половина месяца ша'бана 482, он приказал ему идти походом на Серахс 483 вместе с Хазимом ибн Хузаймой 484. Когда они остановились у ворот Серахса, выступил против них Шайбан во главе примерно трех тысяч человек, и они сразились жестоким сражением. Сторонники Шайбана были истреблены целиком 485; сам он укрылся в мечети, но был схвачен и убит, а его голову послали к Абу Муслиму.

Абу Муслим написал Кахтабе, чтобы он пошел в Тус горами, а ал-Касиму ибн Муджаши' — долиной 486. А [правителем] Туса был тогда ан-Наби' ибн Сувайд ал-'Иджлй. Когда / 272а / ему стало известно об этих двух отрядах, он послал [гонца] к Насру ибн Саййару, и тот отправил к нему своего сына Тамима во главе конного отряда мударитов 487. Когда два враждебных ряда начали вызывать друг друга на бой, Кахтаба послал к мударитам призвать их следовать Книге Аллаха и сунне его Пророка и повиноваться благоугодному всем из рода Мухаммада, но они бранились и поносили его неумеренно, говоря: «О поклоняющиеся [114] головам, о маги!» 488 А Кахтаба сказал своим воинам: «Не вступайте с ними в перебранку, ибо Аллах доставит вам победу над ними!» Затем он крикнул им: «О пособники истины, нападайте на нечестивцев!» — и привел врагов в замешательство. Воины Кахтабы напали на них, обратили в бегство Тамима и ан-Наби' и перебили великое множество их воинов. Тамим был убит в схватке. Одна группа бежала к Насру, а другая группа во главе с ан-Наби' отступила к селению и укрылась за его стеной 489. Кахтаба объявил: «Кто выйдет, тот будет пощажен, за исключением ан-Наби'!» Но ни один из них не вышел. Они подрезали сухожилия своим лошадям перед воротами, чтобы этим помешать людям Кахтабы войти, и сделали [в стене] пролом, который должен был вывести их в овраг, глубоко внизу. Они вылезали через пролом один за другим так, что последний не знал, что случалось с первым. И каждый, кто вылезал, падал вниз в этот овраг. Говорят, что в этой пропасти погибло из них около двух тысяч человек, не будучи поражены оружием. А воины Кахтабы ворвались в селение, сделав пролом [в стене] 490. Они захватили голову ан-Наби', и Кахтаба отправил его голову и голову Тамима Абу Муслиму. И овладел он Тусом. / 272б / Весть [о том, что сделали] воины Кахтабы, пришла к Насру в то время, как он был перед Нишапуром 491, и он написал Марвану ибн Му-хаммаду про случившееся с его сыном и ан-Наби' 492.

А Нубата ибн Ханзала уже вошел в Рей, направляясь в Хорасан. И Наср выступил в Кумис. Тем временем к Нубате ибн Ханзале одно за другим следовали послания Ибн Хубайры, в которых он торопил его присоединиться к Насру и обещал ему подкрепления из Ирака.

Затем Кахтаба двинулся к Нишапуру, оставив правителем Туса Абд ал-Джаббара ибн 'Абд ар-Рахмана 493. И подошел Кахтаба к Нишапуру в последний день ша'бана 30 года 494. Он даровал пощаду всем людям, и никого не сместил ни с какой [должности]. И объявил его глашатай о помиловании всех, за исключением тех, кто участвовал в убийстве Йахйи ибн Зайда. Потом он призвал их к присяге, и они повиновались. Он принял от них присягу и отрядил ал-Касима ибн Муджаши' к Абу Муслиму с донесением о своем вступлении в Нишапур и о той милости, которую даровал ему Аллах. Он оставался [там] два месяца — рамадан и шаввал 495, пока не принял присягу жителей города и сельских окрестностей. И послал он авангард и сторожевой отряд в Байхак 496.

А Нубата пошел из Рея в Джурджан и велел вызвать Насра ибн Саййара. А 'Асим 497 сказал: «Вычеркните его имя [из списка]!» И были вычеркнуты также [имена] тех из хорасанского войска, кто был заодно с ним. Нубата устроил смотр своему войску и вырыл ров вокруг мадины. Джурджана 498. Наср узнал о том, что Нубата вычеркнул (из списка] его имя и имена тех, кто был с ним, и сказал: «Это — по совету [115] Ибн Хубайры! Если сын лысой 499 думает, что я стану сражаться вместо него и подчиняться Нубате, то он напрасно [так] думает!» И он остался в Кумисе 500.

/ 273а / Абу Муслим написал Кахтабе, чтобы он пошел против Насра, но тот отказался сделать это и написал ему: «Я не пойду против разгромленного Насра, чтобы не оставить у себя в тылу Нубату с сирийскими всадниками. Но я пойду на Джурджан, и если Аллах дарует победу над Нубатой, то как легко [будет] разделаться с Насром!» Абу Муслим написал ему: «Ты правильно решаешь. Иди же на него!» Кахтаба послал своего сына ал-Хасана 501 в Джурджан и придал ему большое войско. Ал-Хасан ибн Кахтаба напал на один из сторожевых отрядов Нубаты 502, перебил людей и захватил их коней 503. Он написал об этом своему отцу 504, отец его выступил вслед за ним, и они соединились у ворот Джурджана 505. И вышло к ним множество людей, надевших черные одежды в [надежде] на помилование. И выступил против него Нубата во главе бывших с ним сирийцев; к нему также присоединились ушедшие из Хорасана 506. Кахтаба сказал: «Сначала мы изложим им доводы и призовем их». И он послал ас-Сари ал-Джу'фи 507, сказав: «Выйди к этому злодею и призови его к тому, к чему мы призываем людей!» И пошел ас-Сари и обратился к ним: «В безопасности ли я, пока я буду говорить с вами?» Они ответили: «В безопасности. Говори, что ты хочешь!» Он сказал: «Вот эмир Кахтаба призывает вас следовать Книге Аллаха и сунне его Пророка и повиноваться благоугодному всем из рода Посланника божия — да благословит его Аллах! — на том условии, что он (Кахтаба) не станет искать привилегий в сравнении с вами: и у вас, и у него будут одни и те же права и обязанности». Нубата ответил: «Порази тебя погибель! Неужели ты пришел к нам ради этого?» А один из его сподвижников сказал: «А мы вот / 273б / призываем вас к Аллаху, халифу Марвану, месячному и годовому довольствию 508. Вот, эмир Нубата, победитель в «День ал-Ахваза» 509 и выигравший великие сражения с раскольниками [общины], дарует вам пощаду!» Вернулся ас-Сари и сообщил об этом Кахтабе. Воины приготовились к атаке, как вдруг с правого крыла направился к Кахтабе всадник. Он подъехал к нему и сказал: «Твой глашатай объявляет сейчас о твоих условиях 510. Пошли ты его с этим к воротам [сказать]: "Кто из жителей Джурджана войдет в свой дом, тот помилован". Я надеюсь, что многие из тех, кого ты сейчас видишь [в лагере Нубаты], воздержатся от [сражения с] тобой!» Кахтаба ответил: «Да осчастливит тебя Аллах и благословит! Ты прав и хорошо придумал!» И объявили [так]. Когда те люди услышали [это], множество народу из них незаметно ушло, а Нубата между тем стоял, не двигаясь с места. Вышел из города какой-то человек, приблизился к Нубате и [стал] говорить [116] ему что-то. А тот наклонил к нему свою голову, вникая в его слова. Затем он выпрямился на лошади, велел человеку следовать за ним и повернул свою лошадь, возвращаясь к городу. И сказал 'Амир ибн Исма'ил — это он дал совет Кахтабе объявить о том [джурджанцам]: «Клянусь владыкою Ка'бы, эти люди обратились в бегство!» Тогда Кахтаба крикнул: «Нападайте!» И они напали. И обратились люди Нубаты в бегство; сирийцы же вошли в мадину' и заперли ворота. Ал-Хасан ибн Кахтаба также вошел в мадину 511. И упорно сопротивлялся им Салим ибн Равийа ат-Тамими и долго сражался с ними; затем он был убит 512. И Кахтаба еще не успел занять позицию, как ему открыли ворота, которые защищал Нубата, / 274а / и войско вошло. И убили они Нубату, его сына 513, ал-Хаттаба ибн ал-Бахтари 514 и Дирара ибн ал-Мухаллаба 515. И овладел Кахтаба городом в субботу 3 зу-л-хиджжа 30 года 516. Он приказал прекратить сражение и не причинил [зла] никому из тех, кто запер [перед ним] свои двери. Людям было объявлено о помиловании; их собрали и привели к присяге. Абу Муслиму написали о победе, отослали ему голову Нубаты и головы его соратников, сообщили о стойкости джурджанцев и описали усердие тех, кто был с Кахтабой. Кахтаба объявил людям: «Кто хочет [получать] довольствие [за службу] 517 и [участвовать] в священной войне за дело рода Мухаммада, тот пусть заявит о согласии!» И тут же на это откликнулось около пяти тысяч джурджанцев. Весть об этом дошла до Насра, и он вышел из Кумиса в Хувар 518. А Кахтаба послал в Кумис своего сына ал-Хасана 519. Тот пришел, расположился в Бистаме и выслал вперед к Симнану 520 Абу Камила 521. Между ним и Насром было десять с лишним фарсахов 522. Когда Абу Камил приблизился к лагерю Насра, он отправил к Насру посланца сообщить, что он пришел с теми хашимитами, которые были с ним; он также просил послать против него изрядное войско, которому он бы дал одолеть себя. И Наср послал 'Асима ибн 'Умайра ас-Самарканди. Они внезапно напали на хашимитов и обступили их со всех сторон. Абу Камил повернул верхом вниз свое знамя и присоединился к ним с ближайшими сподвижниками, которые помогали ему в этом деле. Остальные пришли в замешательство. Им сказали: «Кто бросит свое оружие, тот будет помилован!» И они бросили свое оружие. У них забрали коней, отняли / 274б / оружие, погнали их и поместили в небольшом укреплении. Они пробыли там весь день, а когда наступила ночь, один из них 523 увидел пролом [в стене], через который он мог вылезти. Он предложил [сделать] то же и своим товарищам, и они начали протискиваться через этот пролом, пока не вышли все. Остались только те, кто не мог выйти из-за немощи и увечья, и их отвели к Насру; он послал их к Ибн Хубайре, а тот — к Марвану 524. [117]

Когда весть о том, что сделал Абу Камил, дошла до ал-Хасана ибн Кахтабы, он послал Хазима ибн Хузайму в том же направлении во главе своего авангарда и приказал ему не покидать Симнана 525. Он сообщил об этом своему отцу, и тот уведомил его, что идет к нему. Кахтаба пробыл [в Джурджане] остаток зу-л-ка'да, зу-л-хиджжа и му-харрам 526, пока не собрал сколько-то хараджа с Джурджана и не разделил его 527. Он послал Халида ибн Бармака 528 в Табаристан к исбахбазу 529 призвать его к повиновению. Тот ответил на это согласием и обязался уплачивать контрибуцию 530. И это было первое, с чего началось дело Халида.

Правителем Джурджана Кахтаба оставил Асида 531: это было его обычаем — посылать вперед в каждый город, где он хотел расположиться, ал-Хасана, а когда уходил из него, — передавать власть Асиду, пока Абу Муслим не присылал правителя, принимавшего у Асида власть, а Асид догонял Кахтабу. Затем Кахтаба приказал ал-Хасану идти на Рей, а сам отправился вслед за ним и догнал его прежде, чем тот вступил в Рей 532. Они вступили в него вместе в сафаре 31 года 533 мирно, без боя 534.

Наср, больной, ушел, направляясь в Хамадан. / 275а / И когда он добрался до Сава 535, умер в нем в месяце раби' I 31 года 536. А когда он умер, его сторонники рассеялись в разные стороны: одна часть прибыла в Басру, другая — к Ибн Лубаре, а прочие остались с Саййаром ибн Насром 537.

Кахтаба пробыл в Рее около пяти месяцев, и никто не входил в Рей и не выходил из него иначе, как с его дозволения и разрешения 538. Он послал Абу 'Ауна с джурджанцами в Абхар 539, так как к нему пришло известие, что там собрались хариджиты и голытьба. Когда Абу 'Аун прибыл к ним, он призвал их следовать Книге Аллаха, но они не вняли ему. Тогда он вступил с ними в бой и одних перебил, а других помиловал. А часть из них укрылась в крепости, [и была там], пока он не помиловал и их. Абу 'Аун обошелся с этими людьми дружелюбно, принял от них присягу и написал об этом Кахтабе 540. Кахтаба послал своего сына ал-Хасана по большой дороге на Хамадан 541 во главе мерверрудцев, среди которых был Хазим 542 и другие военачальники. Ал-Хасан двинулся. А от Ибн Хубайры выступил Малик ибн Адхам, [тоже] направляясь в Хамадан. Когда они подошли к Хамадану, к ним пришло известие, что в Хамадане расположился ал-Хасан со своими людьми. Тогда Малик отошел к Нихавенду и вошел в его мадину, надеясь, что к ним придет Ибн Лубара 543. Известие о нем дошло до ал-Хасана, и он написал об этом своему отцу. Тот написал, приказывая ему отправиться против них и осадить их. Он дал ему в подкрепление две тысячи человек 544, и ал-Хасан выступил, остановился [118] у Нихавенда и осадил в нем тех людей. Одни из них советовали сделать вылазку, а другие отказывались выходить, / 275б / пока к ним не подойдет Ибн Дубара 545.

Абу Салама ал-Халлал узнал, что замысел Ибн Хубайры состоит в том, чтобы 'Амир ибн Дубара вместе с Да'удом ибн Йазидом [ибн 'Умаром] ибн Хубайрой 546 вошел в Хорасан со стороны сеистанской дороги, а Нубата ибн Ханзала — со стороны кумисской дороги; сам Ибн Хубайра войдет со стороны табасской дороги 547, чтобы им окружить хашимитов со всех сторон и вырвать их с корнем. Абу Салама написал Абу Муслиму, уведомляя его об этом, и приказал ему послать Кахтабе войска, так как конница Омейядов почти окружила Кахтабу справа и слева, со стороны Фарса и Шахразура 548. Абу Салама написал и Кахтабе, приказывая ему помедлить, пока не упрочится его положение. Кахтаба хотел двинуться вперед, но, когда он прочел послание Абу Саламы, он остался в Рее, пока не прибыли к нему войска, один военачальник вслед за другим, так что пришло одиннадцать военачальников приблизительно с десятью тысячами человек.

Абу Муслим хотел поддержать Кахтабу теми, кто был с ним, и удалить 'Али ибн ал-Кирмани из Мерва и области его племени, потому что он задумал убить его и перебить его сторонников. И он отправился в Нишапур во главе сорока тысяч человек, а вместе с ним 'Али ибн ал-Кирмани; Абу Муслим совершал молитву позади него, а также не решал никакого дела без его согласия и одобрения. Абу Муслим прибыл в Нишапур в 131 году 549. Он узнал, что Ибн Дубара и Да'уд 550 свернули со своими сирийцами с дороги, по которой, как он опасался, они войдут в Хорасан со стороны Сеистана и ат-Табасайна, так как [до этого] они собирались пройти / 276а / из Кирмана через Сеистан с тем, чтобы войти в Хорасан; Марван с сирийскими войсками должен был вступить по шахразурской дороге 551, а Ибн Хубайра — направиться к ним по хузистанской дороге 552. Ибн Дубара и Да'уд свернули к Исфахану, и Абу Муслим обрадовался этому. Он написал Абу Да'уду аз-Зухли, правившему Тохаристаном, приказывая ему убить 'Усмана ибн ал-Кирмани, брата 'Али. Абу Да'уд действовал хитро и искусно, так что заполучил его и убил 553. А Абу Муслим схватил 'Али в Нишапуре и также убил его. И это было в шаввале 31 года 554.

Обычно Абу Муслим приветствовал 'Али, титулуя его эмиром, и совершал молитву позади него. Когда же он убил его, люди стали приветствовать, титулуя эмиром, Абу Муслима 555, и он предстоял на молитве в Нишапуре. Он снарядил из Нишапура войска Кахтабе, и собралось у того 70 тысяч человек в подтверждение хадиса, который передают со слов 'Али ибн 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, сказавшего: «Выйдет из земли Востока семьдесят тысяч мечей на помощь семье этого дома» 556. [119]

Кахтаба, узнав о приближении Ибн 'убары, послал в Кум 557 четыре тысячи человек во главе с ал-'Акки 558. Он перезимовал там. Затем Кахтаба послал ему военачальников 559 и конные отряды и приказал нападать на конницу Ибн Дубары по краям и писать ему об этом. А если он неожиданно столкнется с делом, которое ему будет не под силу, пусть он вернется к нему. 'Умар ал-'Акки 560 двинулся в путь и остановился в одном из рустаков Исфахана, который называют Анарбаз 561. А между тем Ибн Дубара подошел к Исфахану. Он узнал местонахождение 'Умара около Исфахана и послал против него военачальника с / 276б / тремя тысячами всадников. Они напали на 'Умара ночью и истребили большое число его сторонников. 'Умар бежал и укрепился в одном из селений Исфахана, которое называют Нумйвар 562.

Кахтаба узнал о том, что претерпел 'Умар; он приказал 'Амиру ибн Исма'илу выдвинуться к Исфахану и написал ал-'Акки, приказывая ему послать к 'Амиру человека с пятьюстами [воинов]. То же самое он написал и Абу 'Ауну, и эти отряды сошлись у 'Амира ибн Исма'ила. Затем Кахтаба написал Абу 'Ауну, находившемуся в Абхаре, чтобы тот ушел оттуда и расположился в Абе, [селении] Исфахана 563. Он написал ал-'Акки и 'Амиру, чтобы они, если встретятся с каким-нибудь неожиданным действием со стороны врага, с которым им будет не под силу справиться, присоединились к Абу 'Ауну и повиновались ему.

Кахтаба узнал о выступлении Ибн Дубары и распорядился устроить смотр войску: численность его достигла тридцати тысяч человек. Кахтаба приказал выдать им жалованье и приготовился двинуться на Исфахан. Тем временем конница Ибн Дубары вместе с человеком из бану-мурра во главе семи тысяч [воинов] выступила и направилась против 'Амира ибн Исма'ила, так как он был ближе всех к нему из войска хашимитов. Пришел к 'Амиру какой-то человек из жителей того селения испуганный, и сказал: «Я видел за этим холмом конницу сирийцев». 'Амир велел приготовиться, сёл на коня, выстроил своих сторонников и расположил правый и левый фланг и засаду. Когда между обоими войсками расстояние стало примерно в один полет стрелы, [сирийцы] остановились. Вышел вперед какой-то человек из них, и, когда можно было услышать его речь, он сказал: «О мусульмане! Побойтесь Аллаха и вернитесь к вашей общине и вы будете помилованы, несмотря на то, что вы учинили в этой смуте!» 'Амир сказал своему секретарю Кутайбе 564: «Поговори с ним и призов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: