НАЧАЛО КНИГИ ИСТОРИИ ХАШИМИТСКОЙ АББАСИДСКОЙ ДИНАСТИИ 5 глава




(пер. П. А. Грязневича)
Текст воспроизведен по изданиям: Арабский аноним XI века. М. АН СССР 1960

Комментарии

1 То есть умерли.

2 Имеется в виду титул «праведных;) халифов *** — "повелитель верующих", который приняли и омейядские халифы.

3 О термине бид'а ('новшество') см. Goldziher: Muhammedanische Studien, II. 22 a. f.; Vorlesangen, 256.

4 В продской литературе подчеркивается, что Аббасиды восстановили порядок вещей, существовавший при Мухаммаде и первых халифах и нарушенный Омейядами. Ср., напр., речь ал-Мансура, произнесенную им в ал-Хашимии по поводу ареста 'Абдаллаха ибн ал-Хасана (ал-Мас'уди, VI, 205 — 206). Ср.: Goldziher: Muhammedanische Studien, II, 52 u. f.; Vorlesangen, 45 — 46.

5 Ср.: 'Али ибн ал-Джахм, Диван, стр. 35, № 12, стих 1:

Лучший, которому вручено [право] вершить дела, —
прославляют его [обращенные к нему] взоры и помыслы,
Царь, простирающий руки к добру... и т. д.

6 Эти два термина пришлось оставить без перевода, так как в русском языке нет точных эквивалентов. Об их значениях см.: Goldziher, Adab, El, I; И. Ю. Крачковский. Афоризмы Ибн ал-Му'тазза («Доклады Рос. Академии Наук», 1924), стр. 17; В. В. Бартольд, Ученые мусульманского (ренессанса)) (ЗКВ, V, 1930), стр. 3 и след.

7 В этом отрывке речь идет о практиковавшейся некоторыми омейядскими халифами женитьбе их внебрачных сыновей на женщинах из рода Омейядов. Благодаря этому браку должно было быть узаконено их положение в качестве членов правящей династии и обеспечено за ними право на наследование власти. В частности, здесь, по-видимому, намек на историю признания Зийада сыном Абу Суфиана и братом Му'авии (см. прим. 85), а также на то, что халифы Йазид ибн ал-Валид, Ибрахим ибн ал-Валид и Марван ибн Мухаммад были детьми от рабынь-наложниц. Наш автор неоднократно указывает на этот факт, как на свидетельство деградации династии (см., напр., л. 234а).

8 Имеется в виду 'Али ибн Абу Талиб. Обычай проклинать 'Али в мечетях во время пятничного богослужения был введен Му'авией; однако уже при последних омейядских халифах его, как правило, не соблюдали. Об этом см.: Wellhausen, Reich, 193, Anm. 1; Бартольд, Халиф и султан, 208 — 209; Халиф Омар II, 227 — 228.

9 С небольшими вариантами эти стихи приводятся в «секретарской» антологии Х в. Китаб ас-сина'атайн ал-китабат ва-ш-шир (см. ас-Синаатайн, 246, 11 — 12). Вторая строка цитируется в Китаб ал-бади Ибн ал-Му'тазза (см.: Китаб ал-бади, стр. 46, ст. 164) и у ас-Сули в его Китаб ал-аурвк (см.: ас-Сули, л. 1536).

10 О нем см. выше, введение, стр. 11 — 12; см. также: Беляев, Анонимная историческая рукопись, 21 — 22; Абу Ну'айм, I, 27, 29, 70; II, 333.

11 Муджаши' ибн Мас'уд ас-Сулами — видный военачальник, вождь басрийских кайситов. Находясь в армии 'Абдаллаха ибн 'Амира, принимал участие в завоевании Ирана. Убит в начале декабря 656 г. в «Битве верблюда», где он выступал на стороне 'А'иши. О нем см.: ат-Табари, индекс; Ибн Мискавайх, I, 422, 444, 500, 532; ал-Балазури, Футух, индекс; Китаб ансаб ал-ашраф, V, 72, 87; Ибн Кутайба, 168 — 169; Абу Нуvайм, I, 27, 70.

12 Кроме нашего автора, селение Абруз упоминает Ибн Хурдазбих (стр. 58, 13; маршрут с упоминанием Абруза, приводимый у Ибн Русте на стр. 190, 9, 16, по-видимому, заимствован у Ибн Хурдазбиха). Согласно данным Ибн Хурдазбиха (и Ибн Русте), Абруз — селение и станция на старой дороге из Исфахана в Рей (об этой дороге см. прим. 566). Сводку данных о нем см. Schwarz, V, 642; 645; VII, 931 — 935. В связи с Кашаном крепость Абруз упоминает и Абу Ну'айм, I, 70, 1-2.

Утверждение нашего автора, по-видимому, уроженца этих мест, что древнее селение, на месте которого стоит Катан, называлось Абруз, является, насколько нам известно, единственным указанием в географической литературе. Название Кашан (у арабских географов — Кашан, иногда Касан или Фасан, как в нашей рукописи и у ac-Сам'ани) впервые появляется в связи с именем знаменитой Зубайды (ум. 216/831 г.), супруги Харуна ар-Рашида. По преданию, она распорядилась восстановить и отстроить какое-то древнее селение, которое с тех пор стали называть Кашаном. Об этом см.: Cl. Huart, Kashan, El, II; Р. Р. Фасмер, Два клада куфических монет. Л., 1927, стр. 32; А. А. Быков, Аббасидский памятный диргем начала IX века, СВ, IV, 1947, стр. 86. Местная традиция, представленная у Абу Ну'айма (I, 27, 70; II, 333, 356), подтверждает также указание нашего автора, что Абруз (Кашан) был взят Муджаши' ибн Мас'удом ас-Сулами. Согласно ал-Балазури, Кашан был взят ал-Ахнафом ибн Кайсом см.: Футух, стр. 312 — 314; ср. Абу Ну'айм,I, 29, 30, 224, 225; Беляев, Анонимная историческая рукопись, 17, прим. 1. Подробную библиографию см.: Spuler, [ran, 14 — 15, Anm. 1; Caetani, Annali, IV, 678, § 5.

13 *** иран. Mahoe; в арабской передаче обычно — Махавайх; имеет значение имени и титула, см.: F. Justi, Iranisches Namenbuch, Marburg, 1895, S. 187.

14 *** иран. Yazdoe, о нем см. F. Justi, Iranisches Namenbuch, 149.

15 См. об этом выше — введение, стр. 12; см. также: Беляев, Анонимная историческая рукопись, 20 — 22.

18 'Абдаллах ибн 'Умар ибн ал-Хаттаб — старший сын халифа 'Умара, авторитетный знаток хадисов, известный передатчик исторических преданий. (О нем см.: К. V. Zettersteen, 'Abd Allah b. 'Omar, El, I; L. Veccia Vaglieri, 'Abd Allah b. 'Umar, El, NE, I.)

Приводимый ниже рассказ с некоторыми текстуальными вариантами помещен у ал-Мас'уди (см. ал-Мас'уди, IV, 451 — 452). В версии ал-Мас'уди отсутствует ссылка на 'Абдаллаха ибн 'Умара; Вассаб, поводырь Ибн ал-'Аббаса, также не назван; указано просто: ка'ид — поводырь, провожатый. См. также Бируни, Хронология, 334.

17 Этот стих Вассаба приводится и у Ибн 'Арабшаха в его Факихат ал-хулафа ва муфакахат аз-зурафа', однако без каких-либо ссылок, см. Ибн 'Арабшах, л. 122 б, ю (Freytag, Frucfus, II, 115).

18 Т. е. в 567 г., так как согласно мусульманской традиции «Год слона» соответствует 570 г. н. э. — времени рождения Мухаммада (см.: Caetani, Annali, t. I, Introduzione, 149, § 123; F. Buhl, Abraha, El, I).

19 Приведенный отрывок заимствован из Ибн Кутайбы, Китаб ал-ма'ариф (стр. 58). Ал-'Аббас умер около 32/653 г. в возрасте 88 — 89 лет (см. Montgomery Watt, al-'Abbas b. 'Abd al-Muttalib, El, NE, I).

20 Ср., напр., Ибн ал-Джаузи, Китаб ал-азкийа', 19. В связи со следующими далее рассказами об ал-'Аббасе, представляющими тенденциозную обработку преданий дскими традиционалистами, см.: Goldziher, Muhammedanische Studien, II, 107 — 109; Th. Noldeke, Zur tendentiosen Cestaltung, 16 — 18, 21 — 27; van Vloten, Zur Abbasidengeschichte, 218 — 226.

21 Вопрос содержит определенную двусмысленность, основанную на игре***, которое значит и 'больший, величайший' и 'старший' (по возрасту).

22 Рассказа об этом в рукописи не сохранилось.

23 Последующий рассказ представляет продскую обработку версии, приводимой у Ибн Исхака, т. I, ч. 1, 293 и след.; ср. также: ат-Табари, I, 1219 и след.; ал-Йа'куби, II, 38 — 39.

24 'Акаба — пустынная возвышенность близ Мекки; по преданию, здесь Мухаммад дважды тайно встречался с уверовавшими в ислам мединцами и принял от них клятву. В данном случае речь идет о так называемой второй ал-'Акабе (весна 622 г.), когда Мухаммад принял клятву от явившихся к нему мединцев в верности ему и исламу и готовности защищать его даже оружием (бий'ат ал-харб). Об этом см.: Sprenger, Das Leben and die Lehre, II, 529 u. f.; Fr. Buhl, Muhammed, El, IV; W. Montgomery Watt, al-'Akaba, EI, NE, I.

25 Об этом см. прим. 32.

26 Т. е. в 620 г. н. э.

27 Букв.: «красных и черных», т. е. против всех. Об атом выражении см.: Goldziher, Muhammedanische Studien, I, 268 — 269; Vorlesungen, 28.

28 Абу Бишр ал-Бара' ибн Ma'pyp ибн Сахр ал-Хазраджи ас-Салами, один из влиятельнейших людей племени хазрадж, умер в 1/622-23 г.; о нем см.: Ибн Са'д, III, ч. 2, 146; Caetani, Annali, I, 426, § 84.

29 'Абдаллах ибн 'Амр ибн Харам ибн Са'лаба ал-Хазраджи, один из двенадцати накибов, избранных Мухаммадом в «ночь ал-'Акабы» (622 г.); участвовал в сражении при Бадре; убит в сражении при Ухуде 7 шаввала 3/23 марта 625 г. О нем см.: Ибн Сад, IV, ч. 1, 3; III, ч. 2, 105, 147; Ибн Исхак, I, 295, 297, 310 и др.; Caetani, Annali, I, 319, § 342; 564, § 54-В. В тексте ошибочно — 'Абдаллах ибн 'Амр ибн Джузам.

30 Абу Умама Ас'ад ибн Зурара ал-Хазраджи; принял ислам еще в «первую ал-'Акабу» (620 г.), умер в 1/622-23 г. О нем см.: Ибн Са'д, III, ч. 2, 138; Caetani, Annali, I, 427, § 87.

31 Абу-л-'Хайсам Малик ибн ат-Таййихан, один из вождей племени аус, участник битвы при Бадре; умер в 20/640-41 г. О немсм.: Ибн Са'д, III, ч.2, 138; Ибн Кутайба, 137 — 138; Caetani, Annali, I, 315, § 336; 319, § 341; 321, § 344; 501, 85В (13); II, 31, § 32.

32 Имеется в виду битва при местечке Бадр в середине рамадана 2/марте 624 г. О времени принятия ал-'Аббасом ислама см.: Fr. Buhl, al-'Abbas, EI, I; Montgomery Watt, al-'Abbas, EI, NE, I.

Существовала версия, сфабрикованная ранними дскими историками, согласно которой ал-'Аббас принял ислам еще до битвы при Бадре, но скрывал это. См. напр.: ат-Табари, I, 1344, 9 и след; ан-Навави, 331; ср. ал-Йа'куби, II, 46. Подробнее об этом см. Th. Noldeke, Zur tendemiosen Gestaltung, 21 — 24.

33 Этого рассказа в рукописи не сохранилось.

34 Коран, 8, 71.

35 Об этом см.: ат-Табари, Тафсир, X, 34 — 35 (комментарий на 71 стих 8 суры); ал-Бухари, кн. IV, 103.

36 Имеется в виду взятие войском Мухаммада Мекки в рамадане 8/январе 630 г.; в мусульманской традиции это событие известно под названием "День победы" или "День победы над Меккой"; об этом см.: Sprenger, Das Leben und die Lehre, III, 314 u. f.; Caetani, Annali, II, pt. 1, 108 e seg.; Fr. Buhl, Muhammed, El, III.

Существует рассказ о том, что, когда войско Мухаммада приблизилось к Мекке, Абу Суфиан, вождь мекканцев, ночью тайно встретился в лагере мусульман с ал - 'Аббасом. Этот последний уговорил Абу Суфиана прекратить сопротивление и пойти с повинной к Мухаммаду. 'Умар, будущий халиф, стал просить у Мухаммада разрешения убить злейшего врага мусульман. Тогда выступил ал-'Аббас и заявил, что он берет Абу Суфиана под свою защиту и просит Мухаммада помиловать его. Мухаммад великодушно помиловал своего врага. Об этом см. Spreng-er, Das Leben und die Lehre, III, 316 — 318.

37 Этот рассказ в рукописи не сохранился.

38 Ср.: ал-Бухари, I, гл. III, 93; IV, гл. II, 71; Ибн Сад, IV, ч. 1, 19, 3-11; ан-Навави, 332; Китвб ал-агани, XI, 81. Легенда об этой молитве 'Умара была создана дскими традиционалистами для прославления предка халифов «благословенной» династии; в более ранних аналогичных рассказах о молитве 'Умара имя ал-'Аббаса не упоминается, об этом см.: Goldziher, Mahammedanische Studien,,11, 108; Th. Noldeke, Zar tendenzlosen Gestalturig, 25; H. Lammens, Mo'awia, 172, n. 3.

Об этой легенде и о самом обычае, кстати сказать, довольно широко распространенном и у других народов, молить в засуху бога о ниспослании дождя именем какого-нибудь почитаемого человека, см. также: Аноним, л. 166 б; М. Canard, Les Expeditions des Arabes centre Constantinople dans I'Histoire et dans la Legende, JA, t. 208, 1926, p. 72 — -73; А. Генко, Арабский язык и кавказоведение, «Труды второй сессии ассоциации арабистов, 19 — 23 октября 1937» («Труды Института востоковедения», вып. XXXVI, М. — Л., 1941), 100 — 101.

39 Ср. Ибн Кутайба, 58 — 60.

40 Абу Салих Базам (или Базан), мавлв Умм Ханй, сестры 'Али ибн Абу Талиба: ''Жил во второй половине VII — начале VIII в. Известен как автор едва ли не первого Тафсира и знаток генеалогии курайшитов. Учителем Абу Салиха в Толковании Корана источники называют 'Абдаллаха ибн ал-'Аббаса; сведениями по генеалогиям курайшитов, по словам ан-Надима, он был обязан брату 'Али, 'Акилу ибн Абу Талибу. Абу Салих был, по-видимому, учителем и источником для Мухаммада ибн Са'иба ал-Калби (ум. 146/763-64), отца известного историка, одного из важнейших источников ат-Табари, Хишама ибн Мухаммада ал-Калби (ум. 204 или 206/819 или 821 г.). Иснад ат-Табари «...Хишам ибн Мухаммад ал-Калби — со слов своего отца — со слов Абу Салиха — со слов Ибн ал-'Аббаса» — один из наиболее частых в его сочинениях. Среди источников, привлеченных ат-Табари в его истории, шесть восходит к Абу Салиху, относясь главным образом к сюжетам, обычным в толкованиях на Коран: история сотворения мира, легенды из Ветхого и Нового заветов, предания о «днях и делах» Мухаммада. Приводятся ссылки на Абу Салиха и в вопросах генеалогии курайшитов. О нем см.: Ибн Са'д, VI, 207, 7 — 12; Ибн Кутайба, 242; Фихрист, I, 95; ат-Табари, III, 2546; Йакут, Иршад, VI, 250; Хаджжи Халифа, II, 333; Деххуда, 547; Noldeke-Schwally, Geschichte des Qorans, II, 166, 170; 0. Loth, Tabarfs Corancommentar, ZDMG, Bd. 35, 1881, 598. Отрывок, который приводится в Анониме со ссылкой на Абу Салиха, целиком имеется в Китаб ал-Ma'apuф) Ибн Кутайбы, откуда его, по-видимому, и взял наш автор; см. Ибн Кутайба, 59; ср. ан-Навави, 332.

41 Абу Мухаммад ал-Фадл — старший сын ал-'Аббаса; умер в Сирии во время холеры в 18/639 г. См.: Ибн Кутайба, 58; ал-Йа'куби, II, 172.

42 О нем см. прим. 98, 101.

43 Умер в 87/705-06 г.; о нем см.: Ибн Кутайба, 58; ал-Мас'уди, V, 371 — 375; VIII, 334 — 335; Quatremere, Memoires, 311 — 312.

44 Об этой традиции см.: Ибн Кутайба, 59; ал-Йа'куби, II, 282; Quatremere, Memoires, 313. Ср. МИТТ, стр. 71, прим. 9. По другой версии, Кусам ибн ал-'Аббас умер и погребен в Мерве в 70-х годах VII в. См. Ибн ал-Факих, л. 160 б, 12 и след.; ал-Йа'куби, Китаб ал-булддн, 298.

45 Ма'бад ибн ал-'Аббас принял участие в походе в Северную Африку в 647 г. в правление 'Усмана и был убит там в 35/655 г. См.: Ибн Кутайба, 58 — 59; Caetani, Annalt, IV, 602 (270); М. Чураков, Завоевание Северной Африки арабами («Палестинский сборник», вып. 3, М. — Л., 1958), стр. 108.

46 Рассказы об этом в нашей рукописи не сохранились.

47 Имеется в виду Хамза ибн 'Абд ал-Мутталиб, старейший сподвижник и дядя Мухаммада, герой битвы при Ухуде (3/625 г.); о нем см. Н. Lammens, Hamza Ь. Abd al-Muttalib, El, II.

48 Имеется в виду Джа'фар ибн Абу Талиб, брат 'Али, "Мученик за веру". В мусульманской традиции Джа'фар получил прозвище ат-Таййар — 'летающий' [в раю], так как, согласно преданию, вместо отрубленных в битве при Муте (в 629 г.) рук Аллах дал Джа'фару крылья, на которых он летает в раю вместе с ангелами; о нем см.: Аноним, л. 11б; К. V. Zettersteen, Dja'far b. Abi Talib, El, I.

49 Ср.: Ибн Кутайба, 67 — 68; ат-Табари, I, 1345; ал-Мас'уди, V, 148 — 149; 'Икд, I, 63-64.

50 Об этом см. van Vloten, Zur Ahbasidengeshichte, 218 — 220.

51 Абу 'Абдаллах Салман ал-Фариси — один из старейших сподвижников Мухаммада; ревностный приверженец 'Али. Умер в 35 или 36/655 или 657 г. О нем см.: G. Levi Delia Vida, Salman al-Farisi, El, IV; B. Lewis, Origins of Ismaillism, 36, 46 — 47. Рассказы, приводимые в Анониме с его слов, в обычных сборниках хадисов отсутствуют. По-видимому, они приписаны ему ранними дскими историками.

52 Об атом выражении см., напр.: ат-Табари, II, 1937, ю; Moseati, Studi Su.Abu Muslim, II, 482.

53 Смысл этого изречения, очевидно, таков: «даже если бы явился мне господь и позволил пасть перед ним ниц, то я бы предпочел, чтобы со мной тогда были и мои родичи»; в атом случае изречение говорит о том, сколь сильно дорожил Мухаммад своими ближайшими родственниками, к которым Аббасиды причисляли в первую очередь себя.

54 Имеются в виду Омейяды: двое из потомства Харба ибн Умайи — Му'авийа и его сын Йазид (пропущен Му'авийа, сын Йазида. Об этом см. Wellhauseri, Reich, 106), десять из потомства Абу-л-'Аса ибн Умайи — халиф Марван и его потомки. Сводку данных об атом хадисе см. Wensincк: Handbook, 109; Concordance, VlII, 70.

55 Имеется в виду династия Аббасидов; в свою очередь, династию Омейядов дская традиция именует «династией лжи» (даулат ал-батил); см., напр., ал-Йа'куби, II, 412.

56 Ал-Мас'уди добавляет: «за одного такого халифа — двумя халифами» (VI, 52). Это изречение у ал-Мас'уди приводится со слов Ибн ал-'Аббаса. В дской традиции оно. связывается с 3 стихом 97 суры Корана: «Ночь предопределения — лучше тысячи месяцев» и толкуется, как «за один день правления Омейядов вам (Аббаси-дам) будет дано править два дня, за один месяц — два месяца, за один год — -два гола» и т. д. Ср.: ал-Мас'уди, VI, 51 — 53; Аноним, л. 234 а, 7 — 11.

57 Т. е. в 619 г. Речь идет о пребывании членов рода Хашима в горной долине близ Мекки (аш-Ши'б), куда они были вынуждены переселиться из-за бойкота мев-канцев. Пребывание в аш-Ши'бе длилось с 617по 619 г. включительно (см.: Fr. Buhl, Abu Talib, El, I). О времени рождения 'Абдаллаха ибн ал-'Аббаса см. Fr. Buhl, 'Abd Allah b. al-'Abbas, El, I; L. Veccia Vaglieri, Abd Allah b. al-'Abbas, El, NE, I; ср.: ал-Мас'уди, V, 232; Абу-л-Махасин, I, 201; ан-Навави, 353.

58 По другой традиции — 10 лет. См.: ал-Мас'уди, V, 232 (со слов Са'йда ибн Джубайра); ан-Навави, 353.

59 В тексте употреблено слово ***, которым обозначается вообщевсе то, что используется для совершения ритуального омовения, предписываемого исламом: вода, чистый песок, мелкие камешки-голыши и т. п., чаще всего вода (см. Lane, V, 1887).

60 Этот эпизод с незначительными текстуальными вариантами приведен у Ибн Са'да,II, ч. 2, 119. Ср. также: ал-Бухари, I, гл. 10, 18; ал-Мас'уди, V, 232.

61 *** — «ученый [богослов] этой общины», ср.: Ибн Са'д, II, ч. 2, 123; Абу-л-Махасин, I,201; ан-Навави, 351; Н. Lammens, Mo'awia, 175, п.1, 2. ***, мн. *** от евр. haber 'товарищ', 'коллега', 'ученый'; встречается в Коране (в форме мн. числа, см. 5, 48,68; 9, 31, 34) для обозначения еврейского ученого-богослова, см.: Geiger, Was hat Mohammed, 48 — 49; Horovitz, Koranische Untre-sachungen, 63; В. В. Бартольд, История культурной жизни Туркестана, Л., 1927, стр. 47. Существует также чтение: ***. см.: Fr. Buhl, 'Abd Allahb. al-Abbas, El,I; L. Veccia Vaglieri, 'Abd Allah b. al-'Abbas, El, NE. Кроме этого, встречаются и другие эпитеты — *** 'море' и *** (см. прим. 100), которые давали Ибн ал-'Аббасу, как одному из основателей кюранического экзегеза.

62 В тексте — редкое употребление глагола ***, с дополнением без предлога; обычно: ***.: Lane, III, 1238; Dozy, I, 595 — 596.

63 См., напр. ал-Мас'уди, V, 371 и след.

64 Об этом см. van Vloten, Zur Abbasidengeshichte, 223 — 224. Сводку данных о хадйсе относительно трех халифов, к которым перейдет власть в общине, см., Wensinck: Handbook, 109; Concordance, VIII, 70.

65 Ад-Даджжал — мифический персонаж мусульманской эсхатологии, своего рода антихрист, который должен основать царство зла и безбожия; о нем см.: В. Carra de Vaux, al-dadjdjal. El, I. В известных нам хадисах о трех халифах эта концовка хадиса отсутствует, так же как и следующее далее толкование Абу Усамы. Ср., однако, версию атого хадиса, приводимую ал-Макризи, — van Vloten, Zur Abbasidengeshichte, 223 — 224.

66 Очевидно, Абу Усама Хаммад ибн Усама ал-Куфи, мавла ал-Хасана ибн Са'да, который в свою очередь был мавла ал-Хасана ибн 'Али ибн Абу Талиба, — видный богослов-мистик, знаток предания, ученик известного богослова и традиционалиста ал-А'маша, один из главных источников для Ибн Са'да. Умер в Куфе в 201/816-17 г. в возрасте 80 лет. О нем см.: Ибн Кутайба, 258; Абу-л-Махасин, I, 579; L. Massignon, Essai sur les origines du lexiqae technique de la mystique musulmane, Nouv. ed. rev. et considerablement augm., Paris, 1954, p. 170, n. 6; Caetani, Annali, IV, 435, § 387.

67 Личность идентифицировать не удалось. Приводимый ниже хадис имеется в Лисан ал-'араб, т. 19, стр. 203 — 204 и т. 20, стр. 217, однако без ссылки на передатчика.

68 Замзам — священный источник в Мекке, близ Ка'бы; см. В. Carra de Vaux, Zamzam. El, IV.

69 Согласно Ибн Са'ду, аналогичный диалог произошел между Мухаммедом и Амром ибн ал-Мусаббихом (см. Noldeke-Schwally, Geschichte des Qorans, I, 228;ср. ат-Табари, III, 2362). В связи с выражением *** Нёльдеке замечает, что оно никак не связано с предписаниями Корана о пище и, по-видимому, лишь позднее было поставлено в связь со стихом 6 из 5 суры, запрещающим употреблять в пищу падаль. Толкование этого выражения см. Лисан ал-'араб, т. 19, стр. 203 — 204; т. 20, стр. 217.

70 Перевод стиха предположительный.

71 Ср. стих Имру' ал-Кайса: ***

И у него не убегает добыча, каков он!
Да не причисляют его к его ряду (т. е. он выделяется из всех).

см.: Ahlwardt, Divans, 134, 7, Le Diwan d'Amro'lkais precede de la vie de ce poete par I'auteur du Kitab al-aghani accompagne d'line traduction et de notes par le M. G. de Slane, Paris, 1837, p. 28, g, 56.

72 См., напр.: ал-Мас'уди, V, 121 — 125; 177 и след.; 184 — 185; ал-Йа'куби, II, 264 — 265; 294 и след.; 311 и след.; Китаб ал-агани, VIII, 31 и след. Приводимый ниже рассказ в других источниках отсутствует.

73 Имеется в виду знаменитая битва при местечке Сиффин на Евфрате, недалеко от г. Ракка, происшедшая между армиями Му'авии и халифа 'Али в начале сафара 37/июле 657 г. В этой битве 'Абдаллах ибн ал-'Аббас командовал левым флангом армии халифа 'Али. См. Wellhausen, Reich, 48 u. f.

74 Имеются в виду события, связанные с убийством халифа 'Усмана (644 — 656). Они получили название «День дома», поскольку заключительным эпизодом этих событий была осада дома 'Усмана в Медине, закончившаяся трагической гибелью халифа в пятницу 18 зу-л-хиджжа 35/17 июня 656 г. (См. WellSausen, Reich, 25 — 32).

75 'А'иша, супруга Мухаммада, отказалась признать халифом 'Али и с помощью Талхи и аз-Зубайра собрала войско, которое выступило против 'Али. 6 декабря 656 г. Произошла битва, закончившаяся полным разгромом войска 'А'иши. В политической борьбе, предшествовавшей этому сражению, Ибн ал-'Аббас, защищая права 'Али на халифат, выступал против раскольнических действий 'А'иши. Об этом см. Wellhausen, Reich, 33 — 34.

76 Об этом см. прим. 85.

77 Цитата из Корана в тексте пропущена.

78 Приводимый ниже стих принадлежит знаменитому доисламскому поэту (VI в.) ан-Набиге аз-Зубйани, см.: Ahlwardt, Divans, 5, ст. 11; Д. Гинцбург, Выдержки из дивана Набиги, — «Ад-Музаффарийа». Сб. статей учеников проф. барона В. Р. Розена ко дню 25-летия его первой лекции 13 ноября 1872 — 1897, СГЬ5., 1897, стр. 217, ct. 16 (11).

79 Об этом см. Goldziher, Richtwgen, 299.

80 Коран, 42, 22; это изречение помещалось и на монетах, чеканенных от имени Абр Муслима и его ближайших сподвижников — Абу Да'уда Халида ибн Ибрахима и Да'уда ибн Гураза, см.: van Vloten, Minzen aus вer letzten Omeijadenzeit, 441 — 442; Spuler, Iran, 40, Anm. 2, 3; Смирнова, Неизданный фельс, 103 — 106. В этой связи см. также Coldziher: Mahammedanische Studien, 11, 113»; Richtungen, 299.

81 Ибн ал-'Аббас намекает на то, что в свое время Му'авийа вел вооруженную борьбу с 'Али и, относился враждебно к другим своим дальним родственникам из рода Абд, Манаф. Однако после вступления на халифат Му'авийа сделал ряд шагов, рассчитанных на то, чтобы привлечь на свою сторону или по крайней мере обеспечить нейтралитет членов дома Мухаммада. Он щедро раздавал им подарки, сделал ряд уступок и т. п., об этом см.: Н. Lammens, Mo'awia, 154 — 188.

82 Об этом см. прим. 36.

83 Т. е. халифа 'Али.

84 Наш перевод поддерживается значениями глагола *** в VIII породе, приводимыми Дози (Dozy, I, 347) и Лэном (Lane, II, 692), а также толкованиями арабских лексикографов, см.: Тадж ал-'арус, I, 59; ал-Бустани, I, 495.

85 Речь идет об известном эпизоде в правление Му'авии, когда Му'авийа, руководствуясь политическими расчетами, публично признал Зийада, своего наместника в Ираке, родным братом, ссылаясь на то, что он родился от связи Абу Суфиана с Сумайей, женой одного виноторговца в Таифе. Это событие вызвало бурю возмущения благочестивых мусульман, расценивших поступок Му'авии, как «новшество», нарушавшее священные традиции ислама и т. п.; при этом они ссылались на приводимое далее в тексте высказывание, которое приписывали Мухаммаду. Наш автор также с возмущением изложил рассказ об этом на л. 596 — 616, указав, что «это — первое новшество, которое имело место в исламе» (л. 616, 14 — 15). Об этом см.: Wellhausen, Reich, 76 u. f.; H. Lammens, Zidd ibn Abiki, vice-roi de l'Iraq, lieutenant de Mo'awia I, «Etudes sur le siecle des Omayyadesx, Beyrouth, 1940, p. 41 — 53.

86 Об этом изречении см.: Wensinck, Handbook, 43; ал-Бухари, кн. III, 18 — 19, 82; кн. VII, 89; Ибн Са'д, II, ч. 1, 131; ал-Йа'куби, II, 295 и др.; см. также: Lane, V, 2184. Ch. Pellat, Un document important pour I'histoire politico-religieuse de I'lslam: La "Nabita" de Djdhiz, «Annales de l'Institut d'etudes orientales d'Alger», t. X, Annee 1952, p. 314, n. 1, 2, 3.

87 Т, е., в пятницу 15 рамадана 40/22 января 661 г. По другой традиции, идущей от ал-Вакиди и его секретаря Мухаммада ибн Са'да, 'Али ибн 'Абдаллах родился в ту ночь, когда от смертельной раны умер халиф 'Али, т. е. в воскресенье 17 рамадана 40/24 января 661 г. См.: Ибн Са'д, V, 229,11-13; Ибн Кутайба, 59; ал-Йа'куби, II, 385; ат-Табари, II, 1592, 8-16; Ибн Халликан, № 436, стр. 8, и № 579, стр. 99; ан-Навави, 444; Wellhausen, Reich, 65"; К. V. Zettersteen, 'All b. 'Abd Allah b. al-'Abbas,.. El, I; Quatremere, Me'moires, 313. Есть и другие даты, см., напр.: Weil, Geschichfe, I, 332, Anm. 3.

88 См.: Ибн Кутайба, 59; Ибн Са'д, V, 230; см. также: Quatremere, Me'moires, 315. О другом прозвище 'Али см. прим. 116.

89 Личность идентифицировать не удалось; как источник цитируется у ат-Табари, III, 2390.

90 Му'авийа умер в середине раджаба 60/середине апреля 680 г.

91 Катрмер (см. Quatremere, Me'moires, 309 — 310) полагал, что Ибн ал-'Аббас ослеп уже после смерти Му'авии, однако в подтверждение этого он смог привести лишь версию, согласно которой Ибн ал-'Аббас ослеп от слез, пролитых им по поводу гибели 'Али, ал-Хасана и ал-Хусайна. См.: ал-Мас'уди, V, 232; Танбих, 318,16.

92 «Эмир Мекки» — по-видимому, Йахйа ибн Хаким ибн Сафван ибн Умаййа, смещенный с этой должности в рамадане 60/июне 680 г. (см.: ад-Динавари, 243; Wellhausen, Reich, 92, 95), или же 'Амр ибн Са'йд ибн ал-'Ас ал-Ашдак (см. ат-Табари, II, 226; ср. Wellhausen, Reich, 88 — 92).

93 Т. е. «почему вы не оставите в покое человека, который уже утратил желание и способность выступать претендентом на халифат?» Действительно, в момент вступления Йазида в правление Ибн ал-'Аббас был уже дряхлым стариком, к тому же ещё и слепым. О версии дских историков, будто бы Му'авийа и Йазид рассматривали Ибн ал-'Аббаса как одного из главных возможных претендентов на сан халифа, см.: Wellhausen, Reich, 82 — 92; H. Lammens, Mo'awia, 174 — 175.

94 «Распятый из курайшитов» — Зайд ибн 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ибн Абу Талиб, который был убит и распят в Куфе в Большой ал-Кунасе 6 января 740 г., ср. ол-Камил, 303, 15. Об этом см. прим. 257.

95 Об этом см. прим. 140.

96 Имеется в виду, что Омейяды и Хашимиты происходили от общего предка, 'Абд Манафа, тогда как род Ибн аз-Зубайра вел свою генеалогию от другого предка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: