НАЧАЛО КНИГИ ИСТОРИИ ХАШИМИТСКОЙ АББАСИДСКОЙ ДИНАСТИИ 8 глава




250 121 г. — с 18 декабря 738 по 8 ноября 739 г.; это — год, в котором началось восстание в Куфе Зайда ибн 'Али. См. об этом Wellhausen: Parteien, 96 — 97; Reich, 210 — 211.

251 Зайд ибн 'Али Зайн ал-'Абидин, правнук халифа 'Али. Подготовка к восстанию велась Зайдом с 120/738 г.; начало открытого восстания падает на конец 121/конец 739 г., см.: Wellhausen, Parteien, 96; Strothmann, Zaid b. 'Ali, El, IV.

252 В других источниках упоминаний о нем найти не удалось.

253 Ал-Кунаса (Большая) — квартал в юго-западной части Куфы; см.: Йакут, IV, 307; ал-Мукаддаси, 117, 2 — 3; 126, 6.

254 Личность идентифицировать не удалось.

255 Имеется в виду ал-Хусайн ибн 'Али. Куфийские шииты убедили его в 60/680 г. выступить против Омейядов, однако в решающий момент они оставили его на произвол судьбы, и ал-Хусайн и почти все его спутники были окружены и истреблены 10 октября 680 г. у местечка Кербела близ Куфы; об этом см. Wellhausen, Parteien, 61 — 67.

256 Ср. у ал-Мас'уди (VI, 204 — 205) в речи ал-Мансура: «И обманули его (Зайда. — П. Г.) куфийцы и соблазнили его восстать. Но когда они побудили его выступить и восстать, они предали его. А еще до того мой отец, Мухаммад ибн 'Али, заклинал его Аллахом не восставать и говорил ему: “Не верь речам куфийцев, ибо мы нашли в нашем [божественном] знании, что один из нашей семьи будет распят в ал-Кунасе"». Об этом см. также ат-Табари, II, 1679, 3 и след.; 1680,9 — 12.

257 Зайд ибн 'Али был убит в среду 1 сафара 122/6 января 740 г. (ат-Табари, Л, 1667, 12 — 14), его голова была отослана в Дамаск к халифу Хишаму, а тело распято в Куфе в Большой ал-Кунасе. См.: Аноним, л. 205а — 2096; ал-Йа'куби Китаб ал-булдан, 323, 10-11; Йакут, IV, 307; Wellhausen, Parteien, 97.

258 См. л. 205б — 209б; приводимый там рассказ представляет несколько сокращенную передачу соответствующих разделов анналов ат-Табари, по пространной редакции (ср. II, 1667 — 1714).

259 Абу Салих Камил ибн ал-Музаффар, см. о нем прим. 231.

260 Наср ибн Саййар был правителем Хорасана с раджаба 120 по раби' II 130/июнь 738 — декабрь 747 г. См. о нем К. V. Zettersteen, Nasr b. Saiyaf, El, III,

261 Личность идентифицировать не удалось.

262 По-видимому, 'Убайдаллах ибн Бассам, бывший одно время начальником личной стражи (xapac) Насра (ат-Табари, И, 1859, 14 — 15). Он был одним из деятельных и видных сторонников Насра в борьбе с ал-Кирманй и ал-Харисом ибн Сурайджем. О его отношении к дскому движению никаких сведений в других источниках нет. 'Абдаллах ибн Бассам, упоминаемый ат-Табари (III, 17,3 — 4; 28,7, прим. d; 36,6 — 7; 37,12; см. также: ал-Йа'куби, II, 419) в числе военачальников хорасанской армии, пришедших на тайную присягу к Абу-л-'Аббасу, и ставший позже хаджибом халифа, и 'Убайдаллах ибн Бассам — одно и то же лицо. Различие имен графически легко объяснимо. Действительно, издатели ат-Табари отмечают и вариант — 'Убайдаллах (ат-Табари, III, 28, 7, прим. d), см. также перевод, стр. 128.

263 Ср., напр.: ат-Табари, II, 1493, 11.

264 Имеется в виду Марван ибн Мухаммад, последний омейядский халиф. Согласно традиции (см., напр., ал-Макризи, 13) весь род Марванидов называли проклятым, так как Мухаммад в свое время проклял их предков, ал-Хакама ибн Абу-л-'Аса и Марвана ибн ал-Ха-кама, а также их потомство. По ал-Кинди (стр. 96,16 — 97, l). Марван ибн Мухаммад был убит в пятницу 23 зу-л-хиджжа 132/вторник (!) 2 августа 750 г. в Египте, близ местечка Абусйр в округе Джйза; см. также: Н. Lammens, Le "Sofiani", heros national des Arabes syriens, «Etudes sur le siecle des Omayyades», Beyrouth, 1930, p. 391.

265 Личность идентифицировать не удалось.

266 Абу Йахйа Зийад ибн 'Убайдаллах ибн 'Абдаллах ибн 'Абд ал-Мадан ал-Хариси, брат Райты, дочери 'Убайдаллаха, супруги Мухаммада ибн 'Али и матери Абу-л-'Аббаса ас-Саффаха. О нем см.: ат-Табари, индекс; Китаб ал-'уйун, 233 — 235 (по 1-му тому Китаб ансаб ал-ашраф ал-Балазури, л. 607 и след., ср.: de Goeje, Ansab, 393 u. f.); Абу-л-Махасин, I, 360 — 361, 370, 382.

267 Об этом выражении см. Lane, IJ, 448.

268 *** 'основатель, ведомый истинным путем', ср.: ал-Йа'куби, Такбих, 338,4; о значении этих выражений, употребленных здесь как особые прозвища Абу-л-'Аббаса, см. van Vloten, Zur Abbasidenyeschichte, 218 — 224.

269 Как сообщают источники (напр.: ал-Мас'уди, VI, 96; ал-Багдади, 42 — 45, 229 — 233; Фирак, 53 — 54; Ибн Кутайба, 108 — 109; Китаб ал-'уйун, 230 — версия ал-Вакиди; ал-Бал'ами, D 82, л. 4336; ал-'Айни, л. 4736, 13 снизу, и др.), 'Абдаллах ибн ал-Хасан ибн ал-Хасан ибн 'Али ибн Абу Талиб надеялся увидеть своего сына, Абу-л-Касима Мухаммада ибн 'Абдаллаха, халифом и говорил, что он — тот обещанный пророком махди, который избавит общину от «нечестивого царствования Омейядов» и «наполнит мир справедливостью». При этом он ссылался на приписываемые Мухаммаду слова о том, что махди — избавитель будет носить одинаковое с ним, Мухаммадом, имя и кунью. Об этом см. van Vloten, Zur Abbasidengeschichte, 215, 218-224.

270 Т. е. Букайру ибн Махану.

271 Мухаммад ибн 'Али намекает на содержание так называемого желтого свитка, см. прим. 146.

272 Мухаммад ибн 'Али умер в зу-л-ка'да 125/августе 743 г. (см.: ат-Табари, II. 1769,14-15; Ибн Кутайба, 60; Wellhausen, Reich, 312, Апш. 1) в ал-Хумайме. Об обстоятельствах его смерти см. ал-Йа'куби, II, 398 — 399.

273 Ср.: ат-Табари, III, 2499,16 — 2500,9. Исма'ил и Лубаба в других источниках не называются. Ср., напр.: Ибн Кутайба, 191; Wustenfeld, TabelJen, W. 24.

274 120/737-38 г.; 122/739-40 г.; 125/742-43 г. Ср.: Ибн Кутайба, 60. О дате смерти Мухаммада ибн 'Али см. прим. 272.

275 Об этом посещении Букайром Хорасана имеется рассказ у ат-Табари под 126/743-44 г. (II, 1869, 7 — 12; МИТТ, 120). Сообщение нашего автора независимо от ат-Табари и других источников.

276 Букв.: «приказывал им и удерживал их», ср. кораническое выражение: «они веруют в Аллаха и в последний день, приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого» (см. Коран, 3, 100, 106, 110 и др.).

277 По-видимому, Абу Хумайд Мухаммад ибн Ибрахим ал-Химйари (см.: ат-Табари, III, 36, 9; Ибн ал-Асир, V, 313; у ал-Мас'уди, VI, 96 — ат-Туси; у ал-Джахшииари, л. 88,2 — 3 — ал-Химйари ас-Самарканди; у ат-Табари, III, 105, 71 — ал-Марварузи). Это — один из деятельных участников дского движения в Хорасане; неоднократно бывал у имама Ибрахима с поручениями от хорасанских приверженцев «партии»; командуя отрядом в армии Кахтабы ибн Шабиба, Абу Хумайд проделал весь поход от Мерва до Куфы. С его именем источники связывают историю тайной присяги хорасанских военачальников Абу-л-'Аббасу ас-Саффаху (см.: ат-Табари, III, 27 — 28; 35 — 37; Ибн ал-Асир, V, 313 — 314; ал-Мас'уди, V, 96 — 98; ал-Джахшийари, л. 88). После завоевания Месопотамии он был поставлен правителем Манбиджа (ат-Табари, III, 47, 18). Наконец, Абу Хумайда упоминают в связи с обстоятельствами убийства Абу Муслима — он был гонцом халифа ал-Мансура к Абу Муслиму с поручением убедить последнего вернуться к халифу (ат-Табари, III, 105 — 107; Ибн ал-Асир, V, 360 — 362). См. перевод, стр. 129, 137 — 138.

278 Ал-Азхар ибн Шу'айб упомянут у ат-Табари, II, 1950, 17, под 129/746-47 г. Отправившись в этом году к имаму Ибрахиму, Абу Муслим по дороге узнал, что в селении близ Нисы по чьему-то доносу были схвачены два гонца с письмами имама Ибрахима. Один из этих гонцов был ал-Азхар ибн Шу'айб; см. также: Ибн Халдун, III, 117.

279 Личность идентифицировать не удалось.

280 Халиф Хишам умер в Русафе в среду 6 раби' II 125/6 февраля 743 г.; одновременно, согласно завещанию, халифом был провозглашен его племянник, ал-Валид ибн Йазид. См.: Wellhausen, Reich, 216; Н. Lammens, al-Walid b. Yazid, El, IV.

281 Т. е. Абу Салама ал-Халлал.

282 Йахйа ибн Мухаммад ибн 'Али ибн 'Абдаллах ибн ал-'Аббас, брат имама Ибрахима (см. выше, перевод, стр. 93; ат-Табари, III, 2500, 4 — 5). Другие источники этого эпизода не упоминают. Вместе с Абу-л-'Аббасом и другими Аббасидами Йахйа ибн Мухаммад покинул ал-Хумайму и прибыл в Куфу (ат-Табари, III, 27, 7.). В 132/конце 749 г. ему было поручено помолиться над убитым Абу Саламой (ат-Табари, III, 60, 15 — 16); в том же году Абу-л-'Аббас назначил Йахйу правителем Мосула, но в следующем, 133/750-51 г., сместил (ат-Табари, III, 72,4 — 5; 74,18). О его дальнейшей судьбе сведений найти не удалось.

283 Имеется в виду Йахйа ибн Зайд, бежавший после казни отца в Хорасан. Преследуемый отрядами Насра ибн Саййара, он переходил из одного места в другое, пока не был убит в Джузджане (см. перевод, стр. 94).

284 Т. е. в перечне грядущих событий, предшествующих торжеству дела Аббасидов, якобы содержавшемся в желтом свитке, который Мухаммад ибн 'Али перед кончиной передал своему сыну Ибрахиму (об этом см. перевод, стр. 80, 93, 95).

285 Т. е. халиф ал-Валид ибн Йазид ибн 'Абд ал-Малик, которого дские историки изображают нечестивцем, пьяницей и т. п.; был убит в четверг 27 джумада II 126/17 апреля 744 г. Об этом см.: Wellhausen, Reich, 218 — 228; Lammens, al-Walid Ь. Yazid, El, IV.

286 Имеется в виду халиф Йазид ибн ал-Валид ибн 'Абд ал-Малик, свергший своего предшественника. Наш автор, как и большинство историков, с симпатией описывает его правление (см. л. 223а — 232а). Он правил немногим больше пяти месяцев (джумада II 126 — зу-л-хиджжа 126/апрель — сентябрь 744 г.). О нем см. Wellhausen, Reich, 226 — 230.

287 Т. е. Марван ибн Мухаммад ибн Марван ибн ал-Хакам, не принадлежавший к правящей ветви семьи Марванидов, каковой считались потомки 'Абд ал-Малика ибн Марвана; именно поэтому дские историки рассматривали его как узурпатора; об этом см. Wellhausen, Reich, 231 u. f.

288 130/747-48 г.; см. перевод, стр. 102.

289 Узнав о восстании Йахйи ибн Зайда в Хорасане, халиф ал-Валид ибн Йазид приказал Йусуфу ибн 'Умару, наместнику Ирака, снять и сжечь труп Зайда ибн 'Али, висевший распятым в ал-Кувасе в Куфе с 122/740 г. Йахйа ибн Зайд был убит вскоре же после начала восстания (см. прим. 294), поэтому о гибели Йахйи и о сожжении трупа Зайда имам Ибрахим узнал одновременно. Об этом см.: ал-Камил, 710, з; ат-Табари, II, 1713, 1774, 5-11; Китаб ал-'уйдн, 100; ал-Багдади, 25 — 26; Ибн ал-Асир, V, 203 — 204; Wellhausen: Parteien, 97 — 98; Reich, 224.

290 Среди хорасанских приверженцев «партии» подавляющее большинство составляли шииты, которые, вполне естественно, рассматривали Йахйу ибн Зайда, сына алида-мученика и внука имама Абу Хашима 'Абдаллаха ибн Мухаммада ибн ал-Ханафии, как лицо, имеющее все права на их почитание и поддержку. Это подтверждают и другие источники (напр.: ал-Йа'куби, II, 391 — 392, 397; ат-Табари, II, 1713,11 — 12; ал-Мас'уди, VI, 2 — 3; см. также Wellhausen: Parteien, 31; Reich, 311). Более важными представляются здесь следующие далее слова Букайра, в которых содержится запрещение оказывать Йахйе какую-либо поддержку. Об этом другие источники умалчивают, а между тем это обстоятельство является чрезвычайно характерным и имеет существенное значение для понимания причин и обстоятельств неудачи выступления Йахйи. Как мы видели выше (см. перевод, стр. 91), аналогичное предписание Букайр дал и куфийским приверженцам "партии" в момент восстания Зайда, отца Йахйи. Памятуя об истинных намерениях Аббасидов и действуя по их прямому указанию, дские эмиссары стремились изолировать алидских претендентов на халифат и, используя свое влияние, отколоть от них шиитски настроенную массу. Эта тактика, вероятно, имела определенный успех. Во всяком случае, мы видим, что и во время восстания Зайда в Куфе и во время выступления Йахйи в Тохаристане основная масса шиитов держится в стороне. Восстание поддерживает лишь некоторая часть, а в период восстания Йахйи, по-видимому, даже незначительная (ал-Йа'куби II, 397 — 398). Для этого, несомненно, были и другие причины, однако такая тактика дских агентов безусловно сыграла свою роль.

291 Начало восстания Йахйи ибн Зайда падает на джумада I или джумада II 125/март — апрель 743 г.; об этом восстании см.: Аноним, л. 2176 — 2186; ат-Табари, II, 1770 — 1774; ал-Йа'куби, II, 392, 397 — 398; ал-Мас'уди, VI, 2 — 4; ал-Балазури, I. л. 685а (см. de Goeje, Ansab, 394); Wellhausen, Parteien, 97 — 98; van Vloten, Opkomst, 60 — 62; G. van Arendonk, Yahya b. Zaid al-Husaini, El, IV; Бартольд, Туркестан, ч. II, 197.

292 В тексте ошибочно — ал-Хариш ибн Ма'кил. На л. 2176 Анонима он назван ал-Харйш ибн 'Амр ибн Да'уд ал-Бакрй; см. также: ат-Табари, II, 1770, 8 — 9; Ибн ал-Асир, V, 203; G. van Arendonk, Yahya, El, IV; по другим источникам его звали ал-Джариш ибн 'Абд ар-Рахман аш-Шайбанй, см. G. van Arendonk, Yahya, El, IV.

293 История восстания Йахйи ибн Зайда изложена автором на л. 2176 — 2186 согласно пространной версии ат-Табари (ср. II, 1770 — 1774).

294 Йахйа ибн Зайд был убит в пятницу, после полуденной молитвы, в рамадане 125/июне 743 г. близ города Анбар (Анбир) в округе Джузджан (Гузган). См.: Аноним, л. 218а, 10 — 16; Йакут, I, 370; ат-Табари, II, 1773, 10; Wellhausen, Parteien, 98; Minorsky, Hudud al-'Alam, 335.

295 О посещении Абу Саламой Хорасана ат-Табари впервые рассказывает под 127/744-45 г. (II, 1916, 13 — 1917, 2); в этом году умер Букайр, и по его просьбе главою куфийских приверженцев «партии» имам Ибрахим поставил Абу Саламу. Абу Салама, видимо с целью получить признание хорасанской «партии», отправился в Хорасан. Получив признание и забрав собранные там деньги и ценности, он возвратился в Куфу. О том, что с ним в этот раз был и Абу Муслим, ат-Табари не упоминает.

296 О вручении Абу Саламой черных знамен в Джурджане и Хорасане другие источники не упоминают. У ат-Табари имеется сообщение о том, что в свое время Букайр вручал главарям хорасанских приверженцев «партии» палки с железными и медными наконечниками (ат-Табари, II, 1640; МИТТ, 117 — 118).

297 Муджаши' ибн Хурайс ал-Ансари упомянут у ат-Табари (III, 128, 15) в числе хорасанских военачальников, казненных в 140/757-58 г. новым наместником Хорасана 'Абд ал-Джаббаром ибн 'Абл ар-Рахманом (см. прим. 493) по обвинению в пропаганде в пользу Алидов.

298 Ал-Валид II был убит в четверг 27 джумада II 126 /17 апреля 744 г. См.: Wellhausen, Reich, 228, 301, Anm. 1; H. Lammens, al-Walid b. Yazid, El, IV.

299 Известие об убийстве ал-Валида II прибыло в Хорасан в день Науруза 126/около середины мая 744 г. См. Wellhausen, Reich, 301, Anm. 1.

300 В тексте, по-видимому, пропуск.

301 Т. е. ал-Валид ибн Йазид; см. прим. 298.

302 Согласно ат-Табари (II, 1916, 2 и след.), Букайр, умирая, просил имама Ибрахима назначить главою куфийских приверженцев “партии) Абу Саламу.

303 Речь идет о сроках — знамениях, которые должны были указывать на приближение торжества дела Аббасидов (см. перевод, стр. 85, 88, 93).

304 Согласно Анониму, Букайр умер вскоре после убийства халифа ал-Валида II, т. е. летом 126/мае — июле 744 г.; однако известие о смерти Букайра ат-Табари приводит под 127/744-45 г. (II, 1916,13 и след.).

305 Йазид ибн ал-Валид стал халифом в середине джумады II 126/середине апреля 744 г., умер в пятницу 12 зу-л-хиджжа 126/25 сентября 744 г. См.: Wellhausen, Reich, 228, 230.

306 Об этом прозвище см.: Бартольд, Халиф Омар II, 222; ат-Табари, II, 1725, 5-12.

307 См. прим. 287; Марвану присягнули в Дамаске в понедельник 26 сафара 127/7 декабря 744 г.; см.: Wellhausen, Reich, 235; К. V, Zettersteen, Marwan b. Muhammad, El, III.

308 Абу Халид Йазид ибн 'Умар ибн Хубайра ал-Фазари (обычно Ибн Хубайра), сын известного наместника Ирака при Йазиде II 'Умара ибн Хубайры (720—724 гг.); родился в 87/705-6 г., убит в июле (по другим источникам осенью) 750 г. При халифе ал-Валиде II Йазид был правителем Киннасрина; в начале 128/осенью 745 г. Марван назначил его наместником Ирака. О нем см.: К. V. Zettersteen, Ibn Hubaira (2), El, II; Moscati, II "tradimento", 177—186.

309 Джудай' ибн 'Али ал-Кирмани — вождь племени азд в Хорасане, глава йеменитов, враждовавших с мударитами-тамимитами, объединявшимися вокруг Насра ибя Саййара; об этом см.: Wellhausen, Reich, 300 u. f.; Spuler, Iran, 38—39.

310 Джируфт — город в провинции Кирман; в первые века ислама был центром южных областей этой провинции; о нем см.: Sehwarz, III, 240 u. f.; Le Strange, 299, 314—315; J. H. Kramers, Kirman, El, II; см. также насмешливое замечание Насра по поводу прозвища ал-Кирмани (ат-Табари, II, 1863, 5 и след.).

311 Азракиты — приверженцы Абу Рашида Нафи' ибн ал-Азрака ал-Ханафи ал-Ханзали, вождя крайних хариджитов, действовавших в районе Ахваза в 80-х годах VII в. После гибели Ибн ал-Азрака (конец 64 или 65/683 или 684 г., см. А. J. Wensinck, Nafi' b. al-Azrak, El, III) отряды азракитов, преследуемые войсками ал-Мухаллаба ибн Абу Суфры (см. ниже), вынуждены были оставить Ахваз и отойти в провинцию Кирман. Здесь около 76/695-96 г. они были осаждены в Джируфте. Осаду азракитов в Джйруфте, по-видимому, и имеет в виду автор, говоря о “днях азракитов”; ср.: ал-Балами, D 223, л, 3376, 13—14. Об этих событиях см.: Wellhausen, Parteien, 28 u. f.; К. V. Zettersteen, al-Muhallab b. Abi Sufra, El, III; Azrakites, El, I.

312 Абу Са'ид ал-Мухаллаб ибн Абу Суфра ал-Азди (род. около 9/630 г., умер в 83 или 84/702 или 703 г.) — знаменитый военачальник, наместник Хорасана. Прославился своими победами над азракитами. См. о нем: К. V. Zettersteen, al-Muhallab b. Abi Sufra, El, J. Отец ал-Кирмани был братом ал-Мухаллаба; см. ал-Бал'ами, D 223, л. 3376, 13-14.

313 Ал-Харис ибн Сурайдж, араб из племени Тамим. В течение ряда лет ал-Харис вел борьбу против господства династии Омейядов, призывая людей следовать “Книге Аллаха и сунне его Пророка” и “установить справедливость”. В конце рамадана 127/начале июля 745 г. ал-Харис пришел в Мерв и принял участие в борьбе между Насром. и ал-Кирмани, сначала на стороне первого, а затем — второго. Но союз ал-Хариса с ал-Кирмани скоро был нарушен. В конце раджаба 128/апреле 746 г. ал-Кирмани разбил немногочисленный отряд приверженцев ал-Хариса. Ал-Харис был убит, и его труп по приказу ал-Кирмани был распят на кресте 24 раджаба 128/21 апреля 746 г. Об этом см.: ат-Табари, II, 1917—1933; Wellhausen, Reich, 289—292, 296—297, 302—304; van Vloten, Recherches, 29—30; Бартольд, Туркестан, ч. II, индекс; История народов Узбекистана, I, 171—172; Spuler, Iran, 38—39.

314 Абу Мухриз Джахм ибн Сафван ат-Тирмизи, или ас-Самарканди, известный теолог и проповедник. В период смут в Хорасане Джахм ибн Сафван примкнул к ал-Харису ибн Сурайджу и был его секретарем (см., напр., Ибн Хазм, 219, 19). Во время неудачной попытки ал-Хариса в конце джумады II 128/конце марта 746 г. овладеть Мервом Джахм попал в плен и был убит по приказу военачальника Насра ибн Саййара, Салма ибн Ахваза ал-Мазини. См.: ат-Табари, II, 1924; Ибн ал-Асир, V, 261; ал-Багдади, 192—200; Kremer, Ideen, 34, 127; van Vloten, Recherches, 31—32; Wellhausen, Reich 289—303; Djahm b. Safwan, El, I.

315 Ал-Джахмийа — группа приверженцев учения Джахма ибн Сафвана, которое развивало идею о предопределении; об учении Джахма см.: М. Horten, Die philosophischen Probleme der spekulativen Theologie im Islam, Bonn, 1910, S. 31—32; Die philosophischen Systeme der spekulativen Theologen im Islam nach Originalquellen dargestellt, Bonn, 1912, S. 135.

316 Об этом см. прим. 314.

317 Ал-Кирмани был убит во второй половине 129/марте — мае 747 г.; об обстоятельствах убийства ал-Кирмани см.: Wellhausen, Reich, 304—305.

318 'Али ибн Джудаи' — сын Джудай'а ал-Кирмани; после смерти отца 'Али стал вождем племени азд и главой объединения южноарабских племен в Хорасане. О его смерти см. прим. 554. О нем см.: ат-Табари, индекс; Wellhausen, Reich, 306, 327 u. f.; Spuler, Iran, 42—43.

319 Шайбан ибн Салама ал-Харури, или ал-Хариджи, по прозвищу ал-Асгар ('меньший'), — хариджит, сторонник Джудай'а ал-Кирмани. Видную роль в событиях начал играть после гибели ал-Кирмани, энергично выступив за прекращение племенной борьбы и за перемирие с Насром для борьбы с Абу Муслимом (конец 129/август 747 г.); см.: Wellhausen, Reich, 305—306, 310; Veccia Vaglieri, Le Vicende del Harigismo, 31, n. 4; 32, п. 3; Moseati, Stadi su Abu Muslim, II, 485—486.

320 По-видимому, имеется в виду ал-Хакам ибн Абу-л-Абйад ал-'Абси aT-Та'й. О ием см. ат-Табари, II, 1981,3.

321 Вся эта фраза почти буквально повторена у Гардизи, 90.

322 Речь идет о борьбе с ад-Даххаком ибн Кайсом (127—128/745—746 гг.) и Шайбаном ибн 'Абд ал-'Азизом (128—129/746—747 гг.). См. ниже, прим. 325 и 326.

323 Постоянной резиденцией халифа Марвана был г. Харран в северо-западной части Месопотамии; здесь жил его отец, здесь вырос он сам, здесь располагались и поддерживавшие его племена. В данном случае имеется в виду, по-видимому, возвращение Марвана в Харран в конце 129/августе 747 г., после разгрома ад-Даххака ибн Кайса и отступления Шайбана ал-Йашкури; ср.: Wellhausen, Reich, 236, 244—246.

324 Речь идет о мятежах в Сирии, начавшихся вскоре после вступления Марвана на халифат. Началом этих мятежей было восстание наместника Палестины от халифа Ибрахима ибн ал-Валида, Сабита ибн Ну'айма ал-Джузами в 127/745 г.; восстание захватило и г. Химс. Подавлением этого мятежа Марван был занят в течение всего 127 и начала 128/745-46 г. См.: Wellhausen, Reich, 236—239; Бартольд, Христианское происхождение, 25.

325 Борьба Марвана с хариджитом ад-Даххаком ибн Кайсом аш-Шайбани (середина 127 — конец 128/весна 745 — сентябрь 746 г.) подробно изложена в Анониме на л. 294а—296б. См. также: Wellhausen, Reich, 241—244; К. V. Zettersteen, Dahhak b. Kais. El, I.

326 Абу Дулаф Шайбан ибн 'Абд ал-'Азиз ал-Йашкури был избран главою хариджитов после разгрома и гибели ад-Даххака и его преемника ал-Хайбари в конце 128/сентябре 746 г. Под натиском войск Марвана в конце 129/августе 747 г. Шайбан через горы у Мосула ушел в Фарс и присоединился к армии 'Абдаллаха ибн Му'авии (см. ниже). После разгрома Ибн Му'авии Шайбан бежал в Аравию и погиб в борьбе с правителем Омана в 134/751 г. См. о нем: ат-Табари, индекс; Wellhausen, Reich, 244—246; Veccia Vaglieri, Le Vicende del Harigismo, 31—32, 26—37.

327 Речь идет о посылке в начале 128/осенью 745 г. 10 тысяч конных сирийцев в Ирак, не признававший Марвана халифом. Дойдя до Русафы, эти 10 тысяч восстали и объявили халифом Сулаймана ибн Хишама. См.: Аноним, л. 294б—296а; Wellhausen, Reich, 237—238.

328 Перечисляя события, мешавшие Марвану заняться делами в Хорасане, автор несколько нарушил их последовательность. Следовало бы так: восстание в Палестине, а затем осада Химса; борьба с ад-Даххаком и ал-Хайбари; посылка войск в Ирак; борьба с Шайбаном ал-Йашкури; возвращение Марвана в Харран; см. К. V. Zettersteen, Marwan II, El, III.

329 Сулайман ибн Хабиб ибн ал-Мухаллаб ал-Азди, внук знаменитого омейядского полководца ал-Мухаллаба ибн Абу Суфры, правитель Фарса и Ахваза. Вскоре же после лрихода к власти Марвана он поднял восстание. Для борьбы с Сулайманом Ибн Хубайра послал Нубату ибн Ханзалу, который разбил войско Сулаймана на берегу р. Карун в Ахвазе, после чего Сулайман бежал в Фарс и присягнул 'Абдаллаху ибн Му'авии. Говорят, что в бытность свою правителем Фарса и Ахваза Сулайман назначил пришедшего к нему будущего халифа Абу Джа'фара ал-Мансура правителем одного из округов в Ахвазе. Однако ал-Мансур незаконно присвоил часть налога со своего округа, за что Сулайман сместил его, потребовал отчета, велел дать ему семьдесят ударов плетью и заключил в тюрьму. Когда ал-Мансур стал халифом, он припомнил этот неприятный эпизод и приказал казнить своего бывшего патрона. О нем см.: ат-Табари II, 1946,15—1947,4; 1977,14—1978,8: ал-Йа'куби, II, 408; 468; ал-Мас'уди, VI, 166; Ибн Хазм, 348,21; 349, 3-6; Ибн Халликан, № 219, стр. 17; № 275, стр. 89; van Vloten, Zar Abbasidengeschichte, 214, 226.

330 Ср.: Китаб ал-'уйун, 153; Мансур ибн Джумхур — знатный калбит, энергичный военачальник, наместник Ирака при Йазиде ибн ал-Валиде (в раджабе — рамадане 126/конце апреля — начале июля 744 г.); выступал на стороне 'Абдаллаха ибн 'Умара в борьбе с Марваном. Затем Мансур примкнул к ад-Даххаку ибн Кайсу, а после разгрома хариджитов бежал в Фарс к Ибн Му'авии, откуда вместе с Сулайманом ибн Хишамом бежал в Синд в 130/748 г. О нем см.: Wellhausen, Reich, 229—.246; ат-Табари, индекс.

331 Об этом выражении см.: Moscati, Studi su Abu Muslim, II, 477, п. 4; Lammens, Mo'awia, 152, п. 2.

332 Происхождение Абу Муслима остается неясным и для современных исследователей, ср.: Moscati, Studi su Abu Muslim, II, 480; S. Moscati, Abu Muslim, El, NE, I; Spuler, Iran, 39.

333 Абу-л-Хаттаб Хамза ибн 'Али ал-Азди — историк-традиционалист второй половины VIII в., один из важнейших источников ат-Табари для истории восстания Абу Муслима в Хорасане. Сообщения Абу-л-Хаттаба сохранялись, по-видимому, только в устной передаче. Во всяком случае ни ан-Надим, ни Хаджжи Халифа, ни другие знатоки мусульманской исторической литературы не упоминают о его сочинениях. Его рассказы слушал Абу Михнаф (ум. в 770 г.) и Сайф ибн 'Умар ат-Тамими (ум. ок. 796 г.), см.: ат-Табари, I, 2018,6-7; 2198,5—7. Судя по тому, что имеется сообщение Абу-л-Хаттаба под 176/792-93 г. (ат-Табари, III, 619, 7—8), его мог слышать и ал-Мада'ини (ум. в 40-х годах IX в.), составивший специальный труд по истории Хорасана, который послужил основой для мусульманской исторической традиции о событиях восстания Абу Муслима. Приводимый ниже рассказ, восходящий, очевидно, к не дошедшей до нас редакции анналов ат-Табари, в несколько ином варианте приводится у Ибн Халликана, № 382, стр. 71—72; ср. также: Ибн ал-Асир, V, 190—194; указания на существование этой версии имеются также и у Ибн Кутайбы, 214—215, и в Китаб ал-уйун, 183. Ср.: van Vloten, Opkomst, 63 et seq.; Spuler, Iran, 39, Anm. 5, 9.

334 Так и в некоторых других сочинениях, зависящих в этом месте от версии одной из не дошедших до нас редакций анналов ат-Табари (см.: Деххуда, 827, 3-й столбец; ал-Казвини, 279). Однако согласно рассказу, приводимому ниже, Абу Муслим воспитывался в доме Идриса ибн Ма'кила (см. также Ибн Кутайба, 215; Китаб ал-уйун, 183). Кроме того, дедом Абу Дулафа ал-'Иджли был Идрис, а не 'Иса (ал-Балазури, Футух, 314, 324; ал-Камил, 237, 17—18; ал-Йа'куби, Китаб ал-булдан, 272—273).

335 Абу Дулаф ал-Касим ибн 'Иса ибн Идрис ибн Ма'кил ал-'Иджли — знаменитый военачальник и крупный политический деятель времен халифов Амина и ал-Му'тасима. Умер в 225 или 226/839 или 841 г. в Багдаде. О нем см.: ал-Балазури, Футух, 314, 324; К. V. Zettersteen, aI-Kasim b. 'Isa, El, II.

336 Кередж — город на дороге Исфахан — Хамадан, недалеко от нынешнего Султанабада. Обычно называется Кередж Абу Дулафа — по имени его фактического основателя в отличие от другого Кереджа — центра области Рудравар, лежавшего на полпути между Хамаданом и Нихавендом. Об этом см.: Schwarz, V, 573 u. f.; Minorsky, Hudud al-'Alam, 132, 201.

337 Халид ал-Касри — наместник Ирака в правление халифа Хишама (между 724—738 гг.); в 738 г. он был смещен, а на его место поставлен Йусуф ибн 'Умар ас-Сакафи. См. К. V. Zettersteen, Khalid b. 'Abd Allah, El, II. Согласно ал-Балазури, этот эпизод произошел в правление Йусуфа ибн 'Умара (см.: Футух, 314; ал-Йа'куби, II, 292). Ср. Schwarz, V, 574, Anm. 1.

338 У ал-Балазури (Футух, 314) — Идриса ибн Ма'кила. В приводимом там рассказе сообщается, что дед Абу Дулафа, Идрис ибн Ма'кил, ограбил купца, задушил его, забрал его деньги и ушел в Куфу. Там он был арестован Йусуфом ибн 'Умаром ас-Сакафи, тогдашним наместником халифа Хишама в Ираке в 120—125/738—743 гг.

339 Асад ибн 'Абдаллах ал-Касри — правитель Хорасана в 106—109 и 117—120/724-727 и 735—738 гг. О нем см. W. Barthold, Asad b. 'Abd Allah, El, I.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: