НАЧАЛО КНИГИ ИСТОРИИ ХАШИМИТСКОЙ АББАСИДСКОЙ ДИНАСТИИ 6 глава




97 Аш-Шарат — название цепи гор с прилегающей к ним пустынной местностью и округа на юго-востоке от Мертвого моря. Здесь, в пустынном предгорий, находилось селение ал-Хумайма, в котором поселился со своим семейством 'Али ибн 'Абдаллах. См. Медников, Палестина, II (3), Указатель географических имен, стр. 1466. (аш-Шерат), 1465 (ал-Хумейма).

98 Между 18 июля 687 и 7 июня 688 г. Ср.: Ибн Кутайба, 59; ад-Динавари, 214 — 215; ал-Йа'куби, II, 313; ал-Мас'уди, V, 231 — 232; Fr. Buhl, 'Abd Allah b. al-'Abbas, El, I; L. Veccia Vaglieri, 'Abd Allah b. al-'Abbas, El, NE, I.

99 О нем см. прим. 138.

100 Ср.: Ибн Са'д, II, ч. 2, 123; ан-Навави, 353; Quatremere, Memoires, 310. *** евр. rabban 'наш учитель'; встречается в Коране (во мн. ч. 3, 73; 5, 48), 68, в значении: 'знаток учения и законов' (у евреев), см. Geiger, Was hat Mohammed, 51 — 52; Horovitz, Koranische Untersuchungen, 63 — 64. В мусульманской традиции ***, как и ***, употреблялись в качестве почетного титула со значением: 'превосходнейший знаток учения и законов ислама'. Между прочим, титулом *** ал-Хасан ал-Басри называл халифа 'Али, см.: Goldziher, Vorlesungen, 197.

101 Согласно ал-Йа'куби (II, 313), 'Абдаллах ибн ал-'Аббас был погребен в Та'ифе в соборной мечети и над его могилой был сооружен навес. Весь этот отрывок заимствован у Ибн Кутайбы (см. Китаб ал-ма'ариф, 59).

102 Об этом см., напр., ат-Табари, III, 2335; 2538. Мус'аб ибн аз-Зубайр — брат известного «анти-халифа» 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра. С момента начала мятежа 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра Мус'аб был его наместником в Ираке. О нем см. H. Lammens, Mus'ab b. al-Zubair, El, III.

103 Согласно ал-Йа'куби, II, 327, это произошло в начале 76/апреле — июне 695 г. В конце 75/январе — марте 695 г. 'Абд ал-Малик совершал хаджж. Во время его остановки в Медине к нему пришел 'Али, стал бранить 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, упомянув и о том, как он преследовал Ибн ал-'Аббаса и его семью. Затем 'Али сообщил о завещании своего отца и попросил у 'Абд ал-Малика покровительства. Тот отнесся к нему весьма милостиво и на обратном пути из хаджжа взял его и его семью в Сирию и поселил их в Дамаске. См. также: Китаб ал-агани, XV, 6; Wellhausen, Reich, 312.

104 Ср.: ал-Камил, 362, 2 и след; 'Икд, III, 48, 18 и след. (по ал-Камилу).

105 Об этом селении см. прим. 690.

106 Существует два варианта в трех основных редакциях рассказа об изменении куньи у 'Али ибн 'Абдаллаха. Первый вариант приводится в ал-Камиле ал-Мубаррада (стр. 360,9), откуда — в 'Икд (III, 48) и у Ибн Халликана (№ 436, стр. 8): став халифом, Му'авийа предложил Ибн ал-'Аббасу изменить кунью у 'Али (см. также 'Ауфи, л. 1146, 10 — 17). Второй вариант в наиболее полном виде приведен у ат-Табари (II. 1592, 11-16), а по нему у Ибн Халликана (№ 436, стр. 8) и у Абу-л-Махасина (I, 310). Ат-Табари под 118/736 г. рассказывает, что, когда 'Али пришел к 'Абд ал-Малику, тот хорошо его принял, но, узнав, какую кунью он носит, предложил изменить ее. Услышав, что у 'Али недавно родился сын, Мухаммад, 'Абд ал-Малик дал 'Али кунью Абу Мухаммад. Ибн Халликан добавляет, что 'Абд ал-Малик сделал это «из-за своей ненависти к 'Али ибн Абу Талибу». В той редакции, которая изложена у нашего автора, этот рассказ восходит к тексту Ибн Са'да (V, 229, 13-14) и с некоторыми текстуальными вариантами приводится у Ибн Халликана (№ 436, стр. 8) и у ан-Навави (стр. 444). Ибн Халликан заимствовал этот рассказ из Китаб хилйат ал-аулийа Абу Ну'айма Ахмада ибн 'Абдаллаха ал-Исфахани, современника нашего автора [умер в Исфахане в сафаре 430/ноябре 1038 г., родился в раджабе 336 (или 334)/январе 948 г.]. См. также I. Goldziher, Gesetzllche Bestimrnungen uber Kanja-Namen. im Islam, ZDMG, Bd. 51, 1897, 256 — 266.

107 Ср.: ан-Навави, стр. 352: ***; ср. также 'Ауфи, л. 1146, 14. По существовавшему у арабов обычаю новорожденному ребенку мазали нёбо (***) соком фиников (это называлось ***). Обычно это делал самый почетный из приглашенных гостей. Жители Медины предпочитали приносить новорожденных детей к Мухаммаду, который плевал им в рот, так что его слюна была первым, что попадало им в желудок, а затем он давал им разжеванный финик. После смерти Мухаммада для совершения этого обряда приглашали кого-нибудь из его потомков или ближайших родственников. (Разъяснениями по этому поводу я обязан проф. И. Н. Винникову.) Сводку данных об этом обычае см. Wensinck, Concordance, VII, 523.

108 С некоторыми текстуальными вариантами этот рассказ приводится в ал-Ка-миле ал-Мубаррада (стр. 360, 5 — 9), а отсюда — в 'Икд (III, 47 — 48) и у Ибн Халликана (№ 436, стр. 8). Ср: ан-Навави, 352; Ибн Исфандийар, 112; 'Ауфи, л. 1146, ю — 15.

109 'Али ибн 'Абдаллах при жизни 'Абд ал-Малика большей частью жил в Дамаске; в ал-Хумайму он переселился позднее, около 95/713-14 г., из-за вражды ал-Валида. Ср.: ат-Табари, II, 1592; ан-Навави, 444; Wellhausen, Reich, 312; К. V. Zettersteen, 'All b. 'Abdallah, El, NE, I.

110 'Абд ал-Малик умер в шаввале 86/октябре 705 г. Его сын, ал-Валид, правил после него до 96/715 г.

111 Рассказы восходят к тексту ал-Камила ал-Мубаррада (360, 16 — 361, s): отсюда они заимствованы Ибн 'Абд Раббихи ('Икд, III, 48) и Ибн Халликаном (№ 436, стр. 9). Ср.: Ибн ал-Асир, V, 193; Quatremere, Memoires, 316 — 317; van Vloten, Opkomst, 16.

112 Об этом см.: Ahlwardt, Anonyme, 152 — 153; Ибн Кутайба, 286; Аноним л. 976.

113 В ал-Камиле (стр. 360, 13-1б), в 'Икд (III, 48) и у Ибн Халликана (№ 436, стр. 9) эта фраза иначе (цитирую по 'Икд): «“Ты женишься на наложницах халифов только для того, чтобы унизить [этих халифов]:" — ибо Марван ибн ал-Хакам женился на матери Халида ибн Йазида ибн Му'авии, чтобы унизить его. 'Али ответил: “Она хотела уйти из этого города, я же — ее двоюродный брат и женюсь на ней, чтобы быть ей прибежищем"». Ср. Ибн ал-Асир, V, 193.

114 Ал-Мубаррад, приводя этот рассказ, ссылается на Абу 'Абдаллаха Мухаммада ибн Шуджа' ас-Салджи, который в свою очередь ссылается на слова очевидца этого эпизода. См. ал-Камил, 360 — 361. Ср. Ибн Халликан, № 436, стр. 9; в 'Икд (III, 48) иснад другой: «Мухаммад ибн Йазид сказал: “Рассказал мне очевидец..."

115 Рассказ о Салите ибн 'Абдаллахе, восходящий к версии Хирама ад-Калби (см. Ибн Кутайба, 59), в наиболее полном виде приводится у Ибн ал-Асира (V, 192 — 193), а также в 1-м томе Китаб ансаб ал-ашраф ал-Балазури (I, д. 746; см. de Goeje, Ansab, 395). Кратко эта история пересказывается у ал-Йа'куби (II, 347 — 348), в Китаб ал-уйун (стр. 183) и у Ибн Халликана (№ 436, стр. 9). Как указывал де Гуе (de Goeje, Ansab, 395), убийство Салата, любимца хялифа ал-Валида, послужило непосредственным поводом разрыва дружеских отношении между Аббасидами и Омейядами. См. также Quatremere, Memoires, 312.

116 букв.: 'натерший мозоли на коленях' (вследствие частого коленопреклонения); об этом выражении см.: Quatremere, Memoires, 313; Lane, I, 341. В других источниках это прозвище дают и алиду 'Али ибн ал-Хусайну Зайн ал-'Абидину, причем приводится тот же рассказ, что и у нашего автора. С незначительными вариантами этот рассказ приводится в ал-Камиле ал-Мубаррада (360, 10 — II), а по нему — в 'Икд (III, 48) и у Ибн Халликана (№ 436, стр. 8). См. также: ал-Йа'вуби, II, 363; Таду: ал-'ардс, X, 156; Лисан ал-'араб, XVI, 228.

117 Ал-Хумайма, где жил 'Али, находилась близ сирийской дороги паломников, см. Wellhausen, Reich, 312, Anm. 1.

118 Эти рассказы в рукописи не сохранились; см.: К. V. Zetteysteen — Sj. Moscati, 'Abd Allah b. 'All, El, NE, I.

119 Этот перечень потомства 'Али восходит к тексту Ибн Са'да (V. 229, у — 23Q, 14). совпадают как порядок имен, так и те редкие замечания о детях 'Али, которые имеются в тексте нашего автора (ср. ал-Йа'куби, II, 386). Однако в перечне нашего автора не упомянуты дочери 'Али (ср.: Ибн Са'д, там же; Ибн Кутайба, 59 — 60).

120 Этот рассказ с некоторыми вариантами приведен у Ибн Са'да (V, 230, 20 — 23), в ал-Камиле (362,13-14), в 'Икд (III, 48, по ал-Камилу) и у ат-Табари (III, 2497, 15-18).

121 Он родился от рабыни-согдиянки, которую 'Абд ал-Малик подарил 'Али. Подробный рассказ об этом см.: ал-Камил, 362, 5 — 13; 'Икд, III, 48 (по ал-Камилу).

122 Смысл этого намека неясен.

123 В известных нам словарях рто выражение не отмечено.

124 118 или 117/736 или 735 г. Эта ссылка восходит к указанию Ибн Са'да (V, 231 1-3): «Сообщил нам Мухаммад ибн 'Умар (т. е. ал-Вакиди. — П. Г.): “'Али ибн 'Абдаллах скончался в 118 году". Сказал Абу Ма'щар и другие: “Он скончался в Сирии в 117 году"». Ср.: ал-Йа'куби, II, 385; ат-Табари, II, 1592; Ибн Халликан, 436, стр. 10; Wellhausen, Reich, 312, Anm. 1.; К. V. Zettersteen, 'All b. 'Abd Allah, El, I.

125 Эта цифра является, по-видимому, недоразумением, как на это указывал еще Ибн Халликан (№ 579, стр. 99), так как Мухаммад иби 'Али умер в 125/743 г., см, прим. 272.

126 Этот отрывок заимствован у Иби Кутайбы (стр. 60). Ср.: Ибн Халликан, № 436, стр. 10; Ибн Са'д, V, 230, 27-28.

127 См. о нем прим. 131.

128 Т. е. в Ка'бе.

129 Т. е. к Абу Мухаммалу 'Али ибн 'Абдаллаху. См. перевод, стр. 77 и прим. 106.

130 Т. е. Омейяды.

131 См. Аноним, л. 1336 — 134а, 1576 — 158а. Са'ид ибн Джубайр — известный традиционалист, ученик Ибн ал-'Аббаса. Он принимал деятельное участие в восстании Мухаммада ибн ал-Аш'аса (в 81/700-01 г.). После разгрома восстания Са'ид ибн Джубайр, скрываясь от преследований ал-Хаджжаджа, скитался по городам Ирана и Азербайджана. Наконец, он укрылся в Мекке. По приказу ал-Хаджжаджа Халид ал-Касри арестовал Са'ида и отправил к ал-Хаджжаджу, который велел его убить (в 94/713 г.). О нем см.: Ибн Са'д, IV, ч. 1, 178 — 187; ал-Мас'уди, V, 376 — 377; Ибн Халликан, № 260, стр. 71 — 73; Абу-л-Махасин, I, 253 — 254.

132 Абу Хашим 'Абдаллах ибн Мухаммад ибн 'Али ибн Абу Талиб; о нем см.: К. V. Zettersteen, Abu Hashim, El, I; Wellhausen, Reich, 313 и. f; S. Moscati, Abu Hasim, EJ, NE, I; Il t estamento, 28 — 46.

133 Кайсаниты — одна из ветвей секты шиитов в Куфе; она возникла в период восстания ал-Мухтара (см. прим. 134, 135). Кайсаниты-равандиты считали, что от 'Али имамат перешел к Мухаммеду ибн ал-Ханафии, от него — к его сыну, Абу Хашиму, а от Абу Хашима по завещанию — к Мухаммаду ибн 'Али, ду. В их число входили арабы, главным образом из племен азд, мазхидж и хамдан и их мавла. Об этом см.: Фирак, 20 — 21, 24; ал-Багдади, 27 — 28 и след.; Moscati, Il testamento, 29 — 34; G. van Arendonk, Kaisaniya, El, III.

134 Абу Исхак ал-Мухтар ибн Абу 'Убайд ибн Мас уд ас-Сакафи — организатор восстания в Куфе в 66 — рамадане 67/октябре 685 — апреле 687 г. и основатель секты, признававшей имамат Мухаммада ибн ал-Ханафии. О нем см.: Фирак, 20 — 21; ал-Багдади, 27 — 37; Wellhausen, Parteien, 74 — 90; G. Levi Delia Vida, al-Mukhtar, El, III; B. Lewis, Origins of Isma'ilism, 25 — 27.

135 Арабские историки и знатоки сект полагали, что свое название кайсанийа эта секта получила от прозвища ал-Мухтара, см., напр.: ад-Динавари, 308; ал-Мас'уди, V, 180; Ибн Халликан, № 570, стр. 91; Фирак, 20 — 21, 24; ал-Багдади, 27. См. Также В. Lewis, Origins of Isma'ilism, 27. Однако существовало мнение, что Кайсан — это не ал-Мухтар, а мавла 'Али или Ибн ал-Ханафии, глава мавла -сабаитов, примкнувших к ал-Мухтару. Об этом см.: Wellhausen, Parteien, 89 — 90; Moscati, Il testamento, 44 — 45; G. van Arendonk, Kaisaniya, El, III.

136 Об этом другие источники не упоминают.

137 Интересное объяснение этого термина см. в Фирак, 16, 3 — 5.

138 Абу-л-Касим Мухаммад ибн 'Али, Сын халифа 'Али от Хаулы, дочери Джа'фара, ханафитки; умер в Медине в 81/700 г. в возрасте 65 лет. После смерти ал-Хасана и ал-Хусайна большинство шиитов признало его законным наследником 'Али и его преемником по имамату. Почитание Мухаммада ибн ал-Ханафии в качестве имама и махди стало отличительным признаком группы небольших шиитских сект, главным образом в Куфе. Одна из них, секта кайсанитов-равандитов, признала переход имамата от Ибн ал-Ханафии к его сыну, Абу Хашиму, а от него по завещанию — к ду Мухаммаду ибн 'Али и стала ядром дской "партии", развернувшей широкую и деятельную пропаганду за передачу духовного и светского руководства мусульманской общиной халифу из дома Мухаммада. Руководителями этой секты при жизни Абу Хашима были Салама ибн Буджайр и Абу Раййах Майсара ар-Раххал. Об этом см.: Wellhausen, Purteien, 92 — 94; Kremer, Culturgeschichte, II, 3S8 — 399; de Goeje, Ansab, 394; Moscati, Il t estamento, 29 — 30, 44 — 45; Fr. Buhl, Muhammad b. al-Hanafiya, El, I. См. также: Фирак, 20 — 46; Ибн Кутайба, 111; ат-Табари, I, 3472; Ибн Халликан, № 570, стр. 89 — 92.

139 Имеются в виду приверженцы Аббасидов.

140 Это весьма ценное указание нашего автора подтверждается и следующим замечанием ан-Наубахти, автора Фирак аш-шиа (см. стр. 43): «Ал-Махди отвратил их (речь идет о приверженцах Аббасидов. — П. Г.) от утверждения имамата за Мухаммадом ибн ал-Ханафией и его сыном, Абу Хашимом, и велел им утверждать имамат после Пророка — да благословит Аллах его и его род! — за ал-'Аббасом ибн 'Абд ал-Мутталибом и призывал их признать [имамом] его. Он сказал: “Ал-'Аббас был его (т. е. Мухаммада. — П. Г.) дядей и его наследником, наиболее близким к нему по родству". И еще он сказал, что Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али — мир ему! — и те, кто были халифами после Пророка, — да благословит Аллах его и его род! — все захватчики, узурпаторы. И они согласились с ним и приписали имамат после Посланника божия — да благословит Аллах его и его род! — ал-'Аббасу, а после него — 'Абдаллаху, его сыну, затем — 'Али ибн 'Абдаллаху» и т. д. Об этих попытках Аббасидов юридически обосновать свои права на халифат см.: Goldziher, Muhammedanische Stadien, II, 98 u. f.; Tb. Noldeke, Zur tendemiosen Cestaltung, 16 — 18; 22 — 25; van Vloten, Zur Abbasidengeschichte, 218 — 219.

141 Ср. стих в ал-Камиле, 284, 21 — 285, 13; см. также: ал-Мас'уди, VI, 54.

142 О нем см. прим. 155.

143 Речь идет о тайном пророческом знании, якобы наследуемом в семье Мухаммада и обнимающем все истины религии и тайны человеческой истории в прошлом, настоящем и будущем. См. об этом W. Iwanow, The alleged founder of fsmailism («Ismaili society», Bombay — Leiden), p. 29 — 30; 120 — 121; см. прим. 146.

144 Имеется в виду, что ал-Хасан и ал-Хусайн — дети 'Али от Фатимы, дочери Мухаммада, а Ибн ал-Ханафийа — сын 'Али от ханафитки, не принадлежащей к семье Мухаммада.

145 Имеется в виду преимущество происхождения по прямой линии от Мухаммада.

146 Об этом см.: Goldziher, Vorlesangen, 213 — 214, Anm. 94 — 95; van Vloten, Recherches, 56; Opkomst, 132 et seq.; Moscati, Il t estamento, 28 e seg.; B. Lewis, 'Abbasides, El, NE, I.

147 Далее, однако, автор рассказывает о том, что Абу Хашим умер в конце правления ал-Валида. См. прим. 166.

148 Это выражение обычно означает: 'участвовать в летнем походе на греков в Малой Азии'. См.: Lane, IV, 1756.

Военные действия против Византии («летние походы») при халифе ал-Валиде с короткими перерывами продолжались в течение всего периода его правления начиная с 86/705 г. Об этом см.: Wellhausen, Die Kaempfe der Araber, 436 — 439; Gabrieli, L'Eroe Omayyade, 25 — 26; Бартольд, Христианское происхождение, 20 — 21.

149 Халиф ал-Валид ибн 'Абд ал-Малик правил с 14 шаввала 86 до 13 джумада II 969 октября 705 г. — 23 февраля 715 г.

150 Исхак ибн ал-Фадл ал-Хашими сопровождал ал-Мансура во время его поездки в Хорасан к Абу Муслиму (ат-Табари, III, 61). На него ссылается ад-Динавари (373) и ал-Мас'уди (VI, 208); его толкование одного стиха приводится в Китаб ал-агани (VIII, 112).

151 Зайд ибн ал-Хасан ибн 'Али ибн Абу Талиб, сын ал-Хасана от дочери 'Укбы ибн 'Амра. О нем см.: Ибн Са'д, V, 234, 1-19; Ибн Кутайба, 108; ал-Йа'куби, II, 270. Его сын, ал-Хасан ибн Зайд, правил Мединой при ал-Мансуре (см. Ибн Са'д, V, там же).

152 Об этих спорах между представителями разных ветвей семьи 'Али, в частности, между потомками 'Али от Фатимы и от Хаули-ханафитки в связи с распределением семейных доходов, см.: ат-Табари, II, 1667 и след.; 1671 и след.; Аноним, л. 205б.

153 Согласно версии Китаб ал-'уйун донос на Абу Хашима сделал Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн 'Али ибн Джа'фар (см. стр. 181).

154 По-видимому, речь идет о втором хаджже ал-Валида в 91/709-10 г., так как выше сказано, что эти события произошли «в конце дней» ал-Валида. Первый хаджж он совершил в 88/706-7 г. См.: ад-Динавари, 231, 7, ал-Йа'куби, II, 349.

155 Абу Мухаммад (иногда — Абу Бакр) 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али Зайн ал-'Абидин — один из наиболее почитаемых потомков'Али; родился около 38,658 г., умер в 94/712-13 г. в Медине; по другим версиям (ал-Йа'куби, II, 363), он умер в 99/717-18 г. или 100/718-19 г. Первая дата, 94/712-13 г., по-видимому, наиболее достоверна: она восходит к указанию ал-Вакиди и приводится более авторитетными источниками (см.: Ибн Кутайба, 110; Фирац, 47; Ибн Сад, V, 16.3, 28 — 164, 4; ат-Табари, II1, 2481, 5 — 2483, 4). В источниках имеются указания на благожелательное отнощеиие 'Али ибн ал-Хусайна к Абу Хашиму и Аббасидам, см. Ибн Са'д, V, 159, 16 — 22. Согласно ал-'Айни (л. 440 а), он был погребен в той же гробнице, что и ал-'Аббас ибн 'Абд ал-Мутталиб. О нем см. также: Китаб ал-'уйун, 8; ал-'Айни, л. 439а — 4406.

156 Объяснение этого выражения см.: Фирак, 16, 6 — 7; ср. также: Бартольд, Халиф и султан, 224, прим. 4: «имам, повиноваться которому предписано всем людям».

157 Ал-Балка' — название обширной местности на восток и юго-восток от Мертвого мора. Судя по указаниям Анонима, а также ат-Табари и ряда других историков и географов, в 30 — 40-x годах VIII в. юго-восточные районы ал-Балка' составляли отдельную административную единицу с тем же названием; в нее входила и область аш-Шарат, где находилось селение ал-Хумаима. См. Медников, Палестина, II (3), Указатель географических имен, 1417 — 1418; Fr. Buhl, аl-Ваlka, El, I.

158 Салама ибн Буджайр, по прозвищу Салим ал-А'ма ('Слепой'); далее в рукописи встречается и иное написание его имени, в виде Салим ибн Буджайр или просто Салим. В других источниках упоминании о нем найти не удалось. Катрмер (Quatremere, Memories, 334) называет некоего Абу-л-Фадла Салима ал-А'ма, который согласно завещанию Майсары ар-Рахуала стал главою "партии" после смерти последнего. К сожалению, Катрмер не указал источника, откуда он взял это сообщение. По-видимому, и у нашего автора и у источника Катрмера речь идет об одном и том же лице.

159 *** имеется в виду кинана ибн-муслийа, одна из главных ветвей бану-муслийа ибн-'амир ибн-'амр, отдела южноарабского племени мазхидж. К этой ветви, бану муслии принадлежал род 'Амира ибн Исма'ила, о котором идет речь далее. Место жительства кинаны ибн-муслии была Куфа, где эта ветвь бану-муслии занимала отдельный квартал; в нем, в частности, находилось убежище верховного эмиссара Аббасидов, Абу Саламы ал-Халлала. См.: 'Икд., II, 83; Ибн Хазм, 389, 4 — 10; ac-Сам'ани, 530а; ат-Табари, III, 20, 1 — 2 (если допустить конъектуру *** вместо имеющегося в тексте *** с вариантом ***); Тадж ал-'арус, X, 181; Wustenfeld, Tabellen, 8, 16 (Register, 325).

160 'Амир ибн Исма'ил ибн 'Амир ибн Нафи ал-Мусли; приводятся и другие нисбы: ал-Хариси (ал-Йа'куби, II, 447; ср.: ат-Табари, III, 51, 2 — з) и ал-Джурджани (Бал'амй, С 432, л. 2526, 21; ал-Казвини, 289); глава одного из родов ветви кинана ибн-муслийа, члены и мавла которого были приверженцами Абу Хашима 'Абдаллаха, сына Мухаммада ибн ал-Ханафии. Хотя 'Амир и был старейшим приверженцем Аббасидов, источники сообщают о нем главным образом как о видном военачальнике в армии Кахтабы, а затем 'Абдалдаха ибн 'Али. Он командовал авангардом отрядов Салиха ибн 'Али и Абу 'Ауна, посланных 'Абдаллахом ибн 'Али для преследования халифа Марвана. 'Амир ибн Исма'ил возглавил авангард войска Абу 'Ауна, тогдашнего наместника Египта, во время похода в Северную Африку в середине 136 — начале 137/конец 753 — лето 754 г. (ал-Кинди, 102, 5 — 6, 103, 1 — 2). Как указывает ал-Кинди (стр. 110, 10-11), в 143/760-61 г. 'Амир находился еще в Египте и командовал отрядами в наместничество Хумайда ибн Кахтабы (с рамадана 143 по зу-л-ка'да 144/декабрь 760 — февраль 762 г.). Он участвовал также в подавлении алидского мятежа, поднятого Мухаммадом ибн 'Абдаллахом ибн ал-Хасаном в 144/761-62 г., а в джумада II 158/апреле 775 г. — в подавлении восстания в Армении (см.: Фасмер, Хронология, 385 — 386 со ссылкой на Гевонда, ал-Йа'куби, II, 447 и ал-Балазури, 210). Скончался Амир в Багдаде, вскоре после похода в Армению, так как ат-Табари сообщает, что сам ал-Мансур (умер 6 зу-л-Хиджжа того же 158/7 октября 775 г.) помолился над ним и распорядился похоронить его на багдадском кладбище Хашимитов (ат-Табари, III, 380, 1-2). Ат-Табари, однако, помещает это сообщение под 157/773-74 г., по-видимому, ошибочно. Квартал рода 'Амира ибн Исма'ила в Куфе упоминает ал-Йа'куби (Китаб ал-булдан, 246, 18). О нем см. также: ат-Табари, индекс; ал-Мас'уди, VI, 76; 'Инд, II, 82; Ибн Хазм, 389, 6-7; Ибн Бадрун, 223; Абу-л-Махасин, I, 335; Агапий, 528 — 529; Евтихий, II, 393; ал-Кинди, 96, 13.

161 Буджайр ибн 'Абдаллах ал-Мусли. Приводимый ниже рассказ более подробно изложен автором в сообщении о конце восстания ал-Мухтара (см. л. 114а — 115а), а также у ат-Табари, II, 738, 740 — 741. Других упоминаний о Буджайре ибн 'Абдаллахе в доступных нам источниках найти не удалось.

162 Осада ал-Мухтара в цитадели Куфы длилась с джумады I по рамадан 67 / декабрь 686 — апрель 687 г. См. Wellhausen, Parteien, 86 — 87.

163 «А ал-Мухтар, еще до того как его убили...» — переводим согласно нашей конъектуре.

164 Об этом см.: ат-Табари, II, 738, 740 — 741; ал-Йа'куби. II, 315.

165 Ал-Мухтар был убит 14 рамадана 67 / 3 апреля 687 г. См. Vellhausen, Parteien, 86.

166 О дате смерти Абу Хашима сообщения источников противоречивы. Наиболее верными являются, по-видимому, сообщения, указывающие, что Абу Хашим умер в начале 96/конце 714 г., незадолго до смерти халифа ал-Валида (13 джумада II 96/23 февраля 715 г.). Однако Б. Льюис полагает, что Абу Хашим умер в 98/716 г. (см. В. Lewis, Origins of Isma'ilism, 28); Москати, подвергший детальному разбору известные ему сообщения о причинах и обстоятельствах смерти Абу Хашима, такие считает наиболее вероятными датами 97 или 98/715-16 или 716-17 г. (Moscati, Il t estamento, 28 — 46; см. также Quatremere, Memoires, 320 — 326). Версия Анонима ближе всего стоит, очевидно, к рассказу ал-Балазури в первом томе Китаб ансаб ал-ашраф (л. 686а — 686б, см. de Goeje, Ansab, 394); в других сочинениях эта версия не встречается, ср. Moscati, Il t estamento, 37 — 42.

167 у ат-Табари, II, 1916,10 — Ибн 'Урва; ад-Динавари, 343 — 'У рва, см. также перевод, стр. 129.

168 Имеется в виду власть халифа.

169 Умм Салама, дочь Абу Умайи, супруга Мухаммада.

170 Имеется в виду власть халифа.

171 Об этих пророчествах см. также: ат-Табари, III, 23, 21 — 24, 2; Китаб ал-'уйун, 180; Абу-л-Махасин, I, 354 — 355; van Vloten, Zur Abbasidengeschichte, 223 — 224.

172 Т. е. желтый свиток, якобы содержавший тайное апокалиптически-пророческое "знание" о грядущих событиях; в частности, в нем будто бы указывались имена, приметы и качества людей, которые возглавят "дело призыва". См. прим. 146.

173 в тексте, по-видимому, ошибочно — Буджайр ибн Салама; см. прим. 158.

174 Другие сочинения упоминают лишь Майсару. См., напр.: ал-Йа'куби, II, 357 — 358; ат-Табари, II, 1358, 1434, 1467; ал-Йа'куби называет его Абу Рабах Майсара ан-Наббал, мавла бану-ал-азд (II, 358); ад-Динавари, 334 — Майсара ал-'Абди. Ср.: Quatremere, Memoires, 326; van Vloten, Opkomst, 33 et seq. Далее повествование идет со слов другого источника, возможно, со слов упоминаемого ниже Ибрахима Ибн Caламы.

175 Имеются в виду, вероятно, сподвижники Абу Хашима.

176 Т. е. события, которые якобы должны были предшествовать выступлению Аббасидов против господства Омейядов.

177 Ибрахим ибн Салама ал-Мисри — один из старейших сторонников Аббасидов. Его дядя по матери, Хаййан ал-'Аттар, согласно ат-Табари (версия ал-Мада'ини; II, 1358), был отправлен в 100/718-19 г. Мухаммадом ибн 'Али в Хорасан для ведения пропаганды и, по словам ад-Динавари, 336, 11 — 12, вместе с Абу 'Икримой был главой первых дских пропагандистов в Хорасане. Сам Ибрахим занимал видное положение среди деятелей дской пропаганды: у ат-Табари приводится сообщение, согласно которому имам Ибрахим, прежде чем послать в Хорасан Абу Муслима, предлагал Ибрахиму ибн Саламе, как и Сулайману ибн Касиру, стать главой хорасанских приверженцев партии) (ат-Табари, II, 1937, 5 — 8), однако Ибрахим отказался. Вместе с армией Кахтабы он проделал поход из Хорасана до Куфы, командуя отрядом. Участвовал с группой других хорасанских военачальников в тайной присяге Абу-л-'Аббасу в доме мавла хашимитов ал-Валида ибн Са'да (ат-Табари, III, 27 — 28, 35 — 36). Согласно Абу-л-Махасину, I, 513, Ибрахим ибн Салама умер в 183/799-800 г.

178 Вероятно, это — Салама ибн Буджайр; см. прим. 158.

179 Речь идет о походах наместника Хорасана Иазида ибн ал-Мухаллаба ал-Азди в Джурджан и Табаристан в 98/716-17 г. Об этом см.: ал-Балазури, Футух, 335 — 338: МИТТ, 63-66.

180 Абу Хашим Букайр ибн Махан — третий по счету главный да'й Аббасидов. Как указывает наш автор, Букайр принимал участие в походах Йазида ибн ал-Мухаллаба в Джурджан и Табаристан в 716 — 717 г. Затем он был секретарем у наместника Синда ал-Джунайда ибн 'Абд ар Рахмана ал-Мурри (см.: ад-Динавари, 335 336; ат-Табари, II, 1467). По возвращении из Синда Букайр встретился в Куфе с приверженцами Аббасидов, которые привлекли его на свою сторону, и вскоре он стал одним из активнейших деятелей дской пропаганды, главою куфийских приверженцев. Согласно ат-Табари (II, 1916), он умер в 127/744 45 г; ср. прим. 204.

181 Абу Салама Хаф ибн Сулайман ал-Халлал — глава куфийских приверженцев, главный да'й Аббасидов после смерти Букайра ибн Махана, «везир рода Мухаммада». В напряженный момент 132/749 г. он сделал попытку передать власть членам семьи Али. В том же году по приказу халифа Абу-л-'Аббаса ас-Саффаха и с согласия Абу Муслима он был убит. О нем см. Caetani, Chronographia, см. соответствующие годы; К. V. Zettersteen, Abu Salama, El, I; S. Moscati, Abu Salama, El, NE, I; Moscati, Studi su Abu Muslim, I, 324 — 330.

182 Личность идентифицировать не удалось; далее (см. перевод, стр. 97) он упоминается в числе приверженцев "партии", арестованных Халидом ал-Касри и его братом Асадом, тогдашним наместником Хорасана.

183 Личность идентифицировать не удалось.

184 Он же Абу 'Икрима, о нем см. прим. 217.

185 По-видимому его же имеет в виду и ад-Динавари, 336, 12 — 14, упоминая некоего ал-Валида ибн ал-Азрака. Это — дский пропагандист, близкий друг и помощник Абу Саламы ал-Халлала, который и привлек его к пропаганде. Дядя ал-Валида (по матери), Зийад, назван в числе дских пропагандистов, схваченных и казненных в 107/725-26 г. вместе с Абу 'Икримой и Хаййаном ал 'Аттаром (см.: ат-Табари, II, 1488, 5-6; ср.: Ибн ал-Асир, V, 102, и Ибн Халдун, III, 101, 13).

186 Имеется в виду Куфа, откуда был Салама и его сподвижники.

187 Согласно преданию, 'Умара ударила копытом в лоб лошадь, и у него на всю жизнь остался шрам. Отсюда и его прозвище. См. об этом нашу рукопись, л. 174а; ат-Табари, II, 1362, 10 — 12; об этих легендах см. также: Бартольд, Халиф Омар II, 208; van Vloten, Recherches, 55 — 56; Wellhausen, Reich, 166.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: