ИМЯ И ДЕЛА ЕГО БЕССМЕРТНЫ 16 глава




«Птицей в лесу чувствует себя узник, выпущенный из неволи», — говорят в Китае. Но, очутившись на свободе, Хо Ши Мин еще долго находился в сетях пережитых кошмаров: у него резко ослабло зрение, ноги дрожали и не повиновались при ходьбе. «Слепой ревматик! Кому нужен такой борец?» — с горечью думал он. Но его воля снова оказалась сильнее превратностей жизни. Каждый день он ходит в горы Сифэншань, тренируя ноги, взбирается на кручи, а по ночам до боли в глазах всматривается в темноту, пытаясь восстановить зрение. Это было изнурительно, но приносило пользу — здоровье постепенно восстанавливалось.

Вначале Хо Ши Мин наотрез отказался от предложения войти в состав подготовительного комитета:

— Я столько ждал свободы, что теперь не вправе терять зря ни одного дня. На родине меня ждут важные и неотложные дела. А здесь вместо меня поработают другие наши представители.

Однако на следующий день он получил от Чжан Факуя письмо, в котором тот просил все-таки принять участие в подготовке намеченной конференции, причем просьба была изложена в таком тоне, что не оставалось никаких сомнений: Чжан Факуй рассматривает его согласие как плату за освобождение. Стал ясен замысел чанкайшистов — использовать авторитет Хо Ши Мина во вьетнамских патриотических кругах в политических целях, в интересах своего пресловутого плана «Хуа цзюнь цзинь Юэ».

В этой связи возникает вопрос, знали ли в Гуанси и Чунцине, что Хо Ши Мин — это Нгуен Ай Куок?

Ветеран революции Ле Тунг Шон, который вместе с Хо Ши Мином был в те дни в Южном Китае и вошел вместе с ним в состав названного подготовительного комитета, утверждает, что чанкайшисты знали, с кем имеют дело. Среди членов подготовительного комитета был некто Чан Бао, который в 1925–1927 годах жил в Кантоне, был причастен к деятельности Товарищества и довольно хорошо знал «товарища Выонга». В описываемые же дни Чан Бао ревностно служил чанкайшистам, и было бы странно, если бы он не сообщил своим хозяевам, кто такой Хо Ши Мин на самом деле, тем более что это новое имя ни вьетнамским иммигрантам, ни китайцам ничего не говорило.

Можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, пишет Ле Тунг Шон, что не только Чан Кайши, но и лидеры Революционной лиги доподлинно знали, что Хо Ши Мин — это Нгуен Ай Куок. Именно потому, что чанкайшисты знали, с кем в действительности имеют дело, они и обращались с Хо Ши Мином после его освобождения подчеркнуто радушно и уважительно. Еще бы! Ведь Хо Ши Мин — Нгуен Ай Куок — это видный деятель международного коммунистического движения, популярный вьетнамский революционер. Власти Чунцина поступили бы весьма недальновидно, если бы не попытались использовать его высокий авторитет в своих целях. К тому же и времена настали другие. Гоминьдан выступал в едином фронте с КПК в борьбе против японской агрессии, а в странах, подвергшихся гитлеровскому нашествию, в авангарде борцов против агрессоров шли коммунисты. Почему бы в этих условиях Чан Кайши не сделать попытку наладить сотрудничество с «большевиком» Нгуен Ай Куоком в борьбе против Японии в Индокитае? Короче говоря, делает заключение Ле Тунг Шон, Хо Ши Мина освободили только потому и тогда, когда чанкайшистам стало известно, что это действительно один из руководителей вьетнамского освободительного движения.

 

Участие Хо Ши Мина в работе подготовительного комитета конференции в корне изменило атмосферу в нем. Если до этого среди членов Революционной лиги имелись ярые противники сотрудничества с КПИК и Вьетминем, то теперь они прикусили языки. Довольно быстро члены комитета одобрили состав партий и организаций, которые имелось в виду пригласить для участия в общенациональной конференции. Это КПИК, Вьетминь, Революционная лига (сокращенно Вьеткать), Национальная партия (сокращенно Вьеткуок) и, наконец, буржуазная партия Дайвьет («Великий Вьетнам»), ориентировавшаяся на Японию. Некоторые члены комитета возражали против приглашения партии Дайвьет, ссылаясь на ее прояпонские настроения, однако Хо Ши Мин высказался за приглашение этой партии, с тем чтобы попытаться привлечь на сторону революции патриотически настроенных представителей интеллигенции из литературной группы «Тылык вандоан», примыкавшей к Дайвьету. Кроме того, Хо Ши Мин предложил пригласить на конференцию представителей ряда организаций, стоявших вроде бы в стороне от политической деятельности, таких, как Союз буддистов, Общество просветления, Общество распространения вьетнамской письменности куок-нгы. В эти организации, говорил он, входит большое число патриотически настроенных людей, которых революция должна привлечь на свою сторону.

Жаркие дебаты разгорелись вокруг предложения Хо Ши Мина и Ле Тунг Шона о том, чтобы в общенациональной конференции наряду с представителями Вьетминя приняли самостоятельное участие также посланцы входящих в него обществ спасения родины — рабочие, крестьяне, женщины, молодежь. Чыонг Бой Конг и его сторонники забеспокоились, что большинство на будущей конференции могут захватить представители Вьетминя. Яростные споры вызвали и сроки проведения будущей конференции. Члены Вьеткатя предлагали созвать ее через три месяца, Хо Ши Мин и Ле Тунг Шон — через год. Они справедливо полагали, что за три месяца Вьетминь не успеет организовать нелегальный выезд своих представителей в Китай, а это позволило бы Чыонг Бой Конгу и ему подобным монополизировать общенациональную конференцию и навязать ей свои решения. Споры ни к чему не привели, и работа в подготовительном комитете зашла в тупик.

После долгих размышлений, взвесив все «за» и «против», Хо Ши Мин и Ле Тунг Шон решили прибегнуть к арбитражу Чжан Факуя. Они направили Чжан Факую послание, в котором изложили свой план: подготовительный комитет преобразовывается в конференцию зарубежных представителей; ее участники обсуждают условия созыва общенациональной конференции, которая должна собраться в течение года, но уже не в Китае, а в партизанской зоне Вьетбак; Хо Ши Мин обязуется подыскать подходящее место для проведения конференции; те из представителей партий и организаций, кто захочет принять участие в конференции на территории Вьетнама, должны заранее сообщить свои имена в подготовительный комитет.

Чжан с большим почтением относился к Хо Ши Мину, называя его «делегат Хо». Хо Ши Мин вызывал в нем симпатию как человек; кроме того, Чжан опасался нарушить вроде бы удачно начавшийся диалог с Вьетминем. Через несколько дней после получения письма Хо Ши Мина Чжан пригласил всех членов подготовительного комитета к себе на обед. В конце обильной трапезы, когда гостям по традиции принесли ароматные горячие салфетки, чтобы утереть лицо и руки, а в фарфоровых расписных пиалах уже дымился душистый зеленый чай, Чжан произнес небольшую речь:

— Думаю, с нашей стороны было бы ошибкой сидеть сложа руки и ждать, когда так блестяще задуманная нами конференция потерпит провал. Движимый этими чувствами, я попросил делегата Хо набросать для меня проект плана проведения этой и последующих конференций. Я тщательно изучил его. Полагаю, что это революционный план, он проникнут духом равенства, желанием сплотить революционные партии и организации Вьетнама. Я хотел бы вас, уважаемые господа, познакомить с ним.

Когда он закончил чтение письма, Чыонг Бой Конгу ничего не оставалось, как поблагодарить Чжана и Хо Ши Мина, а вслед за ним и другие члены комитета выразили свое одобрение предложенному плану.

 

И вот настал день конференции зарубежных представителей вьетнамского революционного движения. Чтобы избавиться от лишних глаз и полностью контролировать ход конференции, Чжан Факуй выделил для ее участников апартаменты штаба военного округа. Открытие конференции проходило под звуки торжественного марша, исполненного китайским военным оркестром. Китайцы и их ревностные друзья из Вьеткатя всячески старались подчеркнуть праздничность, особую торжественность происходящих событий. Еще бы! Под эгидой чанкайшистов происходило, как они считали, объединение представителей самых различных кругов патриотических сил Вьетнама, многие из которых до этого и знать друг друга не хотели. И китайцы, и особенно деятели из Вьеткатя и Вьеткуока были одеты с иголочки. Казалось, в этот день они нацепили на себя все, что было у них самого лучшего. Военнослужащие щеголяли в новых мундирах и хромовых сапогах. Те же, кто был в штатском, потели от жары в шерстяных костюмах и белых шелковых сорочках. Среди всего этого великолепия инородным телом выглядел Хо Ши Мин, одетый в старый, застиранный чжаншуньи с обтрепанным воротником и с заплатами на плечах и коленях. Весь вид его, казалось, говорил, что все происходящее здесь противно самому его естеству, но что, как истинный революционер-практик, он вынужден подчиниться обстоятельствам и во имя тактических выгод пойти на компромисс с людьми, антипатичными ему и представляющими силы, в конечном счете враждебные делу революции.

Подчеркнуто просто и деловито вел он себя и на трибуне. Хо Ши Мин рассказал о деятельности Вьетминя, особенно много внимания уделив роли коммунистов в борьбе против японских оккупантов. Чжан Факуй часто аплодировал ему, и остальные были вынуждены следовать его примеру. По лицу Чжана было видно, что он гордится Хо Ши Мином как «своим детищем» — ведь это он догадался освободить видного деятеля Вьетминя из заключения, это благодаря ему удалось придать такую широкую политическую окраску Революционной лиге, о которой в Чунцине только мечтать могли. Чжан присутствовал на Конференции до последнего часа, пока не состоялись выборы, на которых Хо Ши Мин был кооптирован кандидатом в члены ЦК Революционной лиги. Только тогда Чжан обрел покой.

«Конференция зарубежных представителей закончилась. Можно ли разрешить Хо Ши Мину вернуться во Вьетнам?» — телеграфировал он в Чунцин. Ответная телеграмма из Чунцина, в которой разрешался выезд Хо Ши Мина на родину, стала фактически первым документальным подтверждением его освобождения из гоминьдановского плена.

Собираясь в дорогу, Хо Ши Мин говорил Ле Тунг Шону:

— Итоги конференции — большой успех для нас. Наше участие оказалось правильным. Бойкот конференции был бы ошибкой. Разумеется, не следует питать иллюзий в отношении Чан Кайши, но мы можем и должны попытаться через Китай найти путь к союзным державам и заручиться их поддержкой нашего освободительного дела.

Наконец, самое важное достижение многомесячной эпопеи с подготовительным комитетом и конференцией, о чем Хо Ши Мин, естественно, сказать не мог: она позволила руководителю вьетнамских коммунистов вернуться на родину накануне жарких событий, вновь встать у руля стремительно нараставшей революции и умело провести ее лодку через пороги и стремнины к долгожданной победе.

 

ТАЙФУН РЕВОЛЮЦИИ

 

Иные кажутся высокими, ибо ты, народ, согнут. Распрямись!

Марат

 

 

О, не плачь — вскипай, бунтуя, сердце, —

Время восставать и мстить настало!

 

То Хыу

 

 

 

Встреча Хо Ши Мина с друзьями и соратниками, когда он в июльские дни 1941 года пересек знакомым маршрутом китайско-вьетнамскую границу и снова очутился в Пакбо, была радостной вдвойне от сознания ощутимых успехов, которых добилось революционное движение. Из докладов и рассказов членов ЦК партии вырисовывалась радужная картина. Фронт Вьетминь вышел за рамки своей колыбели — партизанской базы Вьетбак — и все более зримо приобретал общенациональный характер. Общества спасения родины и опорные базы Вьетминя возникли уже во многих провинциях дельты Красной реки, в центральной части Аннама и даже в Сайгоне. Мудрым шагом партии, как показали последующие события, явилось создание «зон безопасности» вначале в окрестностях Ханоя, а затем в провинциях Бакзянг и Тхайнгуен, расположенных к северу от него. Тем самым был проложен прямой коридор связи между партизанской зоной и столицей, что в дальнейшем позволило ЦК КПИК держать под контролем развитие ситуации в Ханое как в период подготовки, так и в ходе всеобщего вооруженного восстания.

Росту влияния Вьетминя способствовали прежде всего объективные факторы — коренной перелом во второй мировой войне, созданный героическими победами советского народа; поражения японских милитаристов в Китае и на тихоокеанском фронте; резкое ухудшение экономического положения во Вьетнаме в результате проводимой японцами политики массовых реквизиций у населения, особенно продовольствия, на нужды армии; наконец, растущая грызня между японцами и вишистами и как следствие этого — ослабление позиций профранцузских и прояпонских сил в политических кругах вьетнамского общества.

Приносила свои плоды и кропотливая, настойчивая работа КПИК среди широких слоев населения с целью завоевания на сторону Вьетминя как можно большего числя союзников в борьбе против японо-вишистского режима. Эта борьба велась по двум направлениям. С одной стороны, был взят курс на дальнейшее расширение классового состава Вьетминя, более активное вовлечение в него мелкобуржуазных элементов города, зажиточных слоев деревни, национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

КПИК удалось установить контакты с видными представителями вьетнамской интеллигенции и студенчества, итогом которых явилось создание в июне 1944 года Демократической партии Вьетнама — революционной по своему характеру партии национальной буржуазии, которая тотчас же заявила о своем вступлении во Вьетминь. Это был крупный успех революционных сил. Впервые в истории национально-освободительного движения вьетнамского народа политическая партия национальной буржуазии боролась в рядах единого национального фронта под руководством коммунистической партии и рабочего класса. КПИК еще раз продемонстрировала умение последовательно и творчески применять основные принципы марксизма-ленинизма в крайне сложных, специфических условиях своей страны.

Партия усилила агитационную работу среди вьетнамских солдат императорских войск, которая в конце концов привела к образованию Союза военнослужащих за спасение родины, примкнувшего к Вьетминю. Только в Ханое удалось создать нелегальные патриотические группы в 1-м Индокитайском стрелковом полку, 4-м колониальном артиллерийском полку, среди вьетнамских офицеров французского генштаба, на военном аэродроме Батьмай.

Партия вовремя выступила с важным программным документом — Тезисами по вопросам культуры, в которых выдвинула задачу борьбы за национальную по форме и демократическую но содержанию культуру, литературу и искусство Вьетнама. К этой платформе присоединились многие передовые деятели вьетнамской культуры, среди них такие крупные писатели, как Нгуен Динь Тхи, Нам Као, Нгуен Хоанг, То Хоай, Нгуен Туан, образовав Союз деятелей культуры за спасение родины.

Наконец, КПИК выдвинула лозунг создания Антияпонского демократического фронта, попытавшись вовлечь в него иностранцев-антифашистов, в том числе французов деголлевской ориентации. Толчком к такому решению послужило данное де Голлем 8 декабря 1943 года обещание (которое, к сожалению, не было позднее выполнено), что Франция после победы гарантирует свободу странам Индокитая. В целях установления сотрудничества с французами, которые решительно рвали с вишистами и становились под трехцветные с лотарингским крестом деголлевские знамена, руководство Вьетминя организовало в Ханое тайную встречу своего представителя с представителями коммунистов, левых социалистов и голлистов в иностранном легионе и французской военной администрации в Индокитае. Представитель Вьетминя предложил координировать совместные действия в борьбе против японцев и вишистов и высказал просьбу, чтобы голлисты, которые располагали определенными позициями в административном аппарате, использовали свои возможности для оказания помощи Вьетминю продовольствием и оружием, путем освобождения политических заключенных и т. д. Однако голлистам не хватило политической дальновидности, чтобы пойти на союз с Вьетминем.

 

…В первые же часы, добравшись до Пакбо, Хо Ши Мин обратил внимание на приподнятое настроение, царившее там, возбужденно-радостное состояние местных партийных активистов. Оказалось, что за день до его возвращения состоялось расширенное совещание межпровинциального партийного комитета зоны Као — Бак — Ланг, на котором был сделан следующий вывод: «Анализ международного положения, обстановки внутри страны и развития революционного движения в провинциях Каобанг, Баккан, Лангшон показывает, что созданы все необходимые условия для осуществления в этом районе вооруженного восстания и перехода к партизанской войне». Оставалось только определить сроки восстания, о чем и решили договориться на втором заседании. К нему-то как раз и подоспел Хо Ши Мин. Ознакомившись с обстановкой, он решительно выступил против принятого решения, как крайне преждевременного. Он указал товарищам, что головокружение от локальных успехов сыграло с ними злую шутку.

— Ваши планы развернуть вооруженную борьбу в трех северных провинциях, — разъяснял он, — исходит лишь из местных условий, не принимают во внимание сложность обстановки в стране и тот факт, что силы врага еще сохраняют боеспособность, а силы революции распылены, у них ощущается серьезная нехватка организации, кадров, оружия.

Как бы рассуждая вслух, Хо Ши Мин говорил:

— Период мирного развития революции уже миновал, однако период всеобщего восстания еще не наступил. Восстание — это искусство, говорил великий Ленин. Оно требует тщательнейшей подготовки, здесь неуместны и опасны поспешные действия. — Он задумался, затем решительно продолжал: — Конечно, если мы сейчас ограничимся только политической борьбой, этого будет явно недостаточно для развития революционного движения. Но еще опаснее немедленный переход к вооруженному восстанию, так как у врага пока достаточно сил, чтобы жестоко подавить его. Думаю, что уже очень близок день, когда не только можно, но и нужно будет перейти от политической борьбы к вооруженной. Однако на данном этапе пока еще следует делать основной упор на политическую борьбу. Нам важно сейчас найти какие-то новые, наиболее отвечающие нынешнему сложному моменту формы революционных действий.

Окунувшись в будни повседневных дел, Хо Ши Мин много размышляет над тем, какой курс должны избрать партия и Вьетминь, когда условия для вооруженной борьбы уже созрели, но вражеская крепость, хотя и подтачиваемая изнутри, все еще представляет грозную силу. Он вспоминал славные деяния вьетнамских полководцев эпохи средневековья, которые в ответ на вторжения китайских феодалов формировали из вооруженного населения повстанческие армии и вели освободительную борьбу под девизом «весь народ — солдаты». И опыт ВКП(б) подсказывал ему, что мощь революции, будь то национально-демократическая или социалистическая, во всеобщем вооружении народа, в создании народных вооруженных сил. Еще в годы первой русской революции В. И. Ленин писал: «Никакая сила в мире не посмеет посягнуть на свободную Россию, если оплотом этой свободы будет вооруженный народ, уничтоживший военную касту, сделавший всех солдат гражданами и всех граждан, способных носить оружие, солдатами»[20].

Одним словом, курс на создание массовой народно-освободительной армии — единственно правильный. Об этом говорит опыт и русской и китайской революций, это как нельзя точно отвечает вековым традициям борьбы вьетнамского народа против чужеземных завоевателей. И многое уже сделано в этом направлении. Он вспомнил, что еще в конце 1941 года был сформирован первый вооруженный отряд, в задачи которого входили охрана руководящего штаба партии и руководство военной подготовкой отрядов самообороны в обществах спасения родины. Затем появились и другие вооруженные формирования. В августе 1943 года в центре «коридора», соединявшего провинции Каобанг и Тхайнгуен, встретились два вооруженных отряда патриотов, связав между собой две крупные революционные базы, что позже способствовало образованию обширного освобожденного района.

Однако на данном этапе вооруженные отряды Вьетминя не были еще способны к выполнению прямых военных функций. Сказывалась нехватка оружия и специалистов военного дела. Все это со временем, бесспорно, появится, а пока нужны иного рода действия, которые могли бы всколыхнуть широкие народные массы, показать им боевые возможности революционных сил, вырвать из сердец людей ядовитые ростки страха перед мнимой мощью врага, неверие в беспредельные возможности поднявшегося на решительную борьбу народа. Хорошо сказал когда-то о восставших против гнета Австрийской империи пьемонтцах Ф. Энгельс: «Народ, который хочет завоевать себе независимость, не должен ограничиваться обычными способами ведения войны. Массовое восстание, революционная война, партизанские отряды повсюду — вот единственный способ, при помощи которого малый народ может одолеть большой, при помощи которого менее сильная армия может противостоять более сильной и лучше организованной»[21].

«Не ограничиваться обычными способами ведения войны», а в данном случае подготовки революции, — такой должна быть, судя по всему, тактика партии в своеобразных условиях Вьетнама. Хо Ши Мин приходит к выводу, что наиболее целесообразной и эффективной тактикой может стать гибкое, творческое сочетание политической и вооруженной форм борьбы, одна из которых непременно должна превалировать над другой в зависимости от конкретного развития обстановки. Для претворения этой тактики в жизнь, думает он, необходимо создать такое вооруженное формирование, которое бы, с одной стороны, вело политическую пропаганду среди населения, с другой — дерзкими вооруженными вылазками против оккупантов вселяло уверенность населения и свои силы, в растущую мощь революции, в возможность победы над врагом.

22 декабря 1944 года Хо Ши Мин подписывает директиву о создании «вооруженного агитационного отряда Армии освобождения Вьетнама». Это название означает, пишет он, что «политическая сторона деятельности отряда важнее пока военной. Он будет вести в основном пропагандистскую работу…

Следует отобрать из партизанских формировании наиболее смелых и решительных бойцов, чтобы составить из них головной отряд, выделив ему большую часть имеющегося оружия…

Наше Сопротивление — это всенародная война, нужно поднять на нее и вооружить весь народ. Поэтому, концентрируя усилия на создании головного воинского соединения, надо в то же время сохранить вооруженные силы на местах, которые бы действовали рука об руку с ним и оказывали ему всемерную помощь…

О тактике. Необходимо использовать партизанские методы: действия отряда должны быть скрытными, молниеносными, инициативными, маневренными (сегодня — на востоке, завтра — на западе), отряд должен уметь внезапно появляться и бесследно исчезать».

Первый «вооруженный агитационный отряд» под командованием Во Нгуен Зиана насчитывал вначале всего 34 бойца. Его вооружение состояло из ручного пулемета, 12 винтовок, двух пистолетов и 17 кремневых ружей. Накануне дня принятия бойцами воинской присяги Во Нгуен Зиан получил записку от Хо Ши Мина — несколько строк, написанных на клочке бумаги, спрятанном в пачке сигарет: «Помните, отряд должен больше заниматься агитацией, нежели вести боевые действия. Ваш отряд, можно сказать, — старший брат, у которого, убежден, в скором времени появится много младших братьев. Хотя он пока еще малочислен, у него блестящие перспективы. Это зародыш будущей Армии освобождения, его слава разнесется по всему Вьетнаму, от Севера до Юга».

Жизнь, как всегда, вносила свои коррективы. Уже через два дня после основания агитационному отряду пришлось показать и свои боевые возможности. Он осуществил дерзкие налеты на блокпосты колонизаторов в уездах Файкхат и Нанган. Командиры блокпостов были убиты, гарнизоны взяты в плен, захвачено много оружия. Весть об этих первых победах быстро распространилась среди населения партизанской зоны и вызвала волну небывалого энтузиазма и воодушевления. Уже через неделю отряд Во Нгуен Зиана вырос до размеров роты.

Директива Хо Ши Мина о создании «вооруженного агитационного отряда» стала генеральной линией вьетнамских коммунистов в военном вопросе. Важнейший принцип марксистско-ленинской теории о сочетании политической и вооруженной форм борьбы при подготовке революции, творчески развитый Хо Ши Мином с учетом конкретных условий Вьетнама, лег в основу организационно-политической деятельности партии и при подготовке Августовской революции и в войне Сопротивления против французских колонизаторов. Особенно впечатляющие результаты последовательной реализации тактики гибкого сочетания усилий на различных фронтах — вооруженном, политическом, дипломатическом — были достигнуты вьетнамскими коммунистами через много лет в ходе победоносной борьбы за освобождение Южного Вьетнама от империалистических интервентов и их ставленников.

 

 

Между тем по мере приближения роковой для фашистских агрессоров развязки мировой войны все более обострялись франко-японские противоречия во Вьетнаме. Японские милитаристы всерьез начали опасаться, что в случае высадки во Вьетнаме вооруженных сил англо-американских союзников французские войска могут нанести им удар с тыла. Оснований для таких опасений у них было предостаточно. По данным японской разведки, еще в июне 1944 года в районе вьетнамо-китайской границы приземлился на парашюте доставленный английским самолетом представитель де Голля. Он сумел незамеченным пробраться в Ханой и передать генералу Мордану приказ де Голля о том, что французские войска в Индокитае должны в удобный момент выступить против японцев, чтобы ко дню победы союзников восстановить здесь права Франции. Мордан якобы но причине преклонного возраста официально ушел с поста главнокомандующего французских войск, а сам втайне приступил к работе по организации антияпонского выступления. В конце 1941-го — начале 1945 года участились случаи выброски англо-американскими самолетами людей и оружия в помощь голлистам в труднодоступных для японских властей районах Вьетнама и Лаоса.

Получив все эти данные, японское командование, подхлестываемое серьезными неудачами японского флота в Тихом океане, приступило к подготовке операции по устранению французского военно-политического аппарата в Индокитае. Эта задача облегчалась тем, что к началу 1945 года японцы уже не были связаны обязательствами перед «дружественным правительством» Виши, которое после освобождения Франции от гитлеровских захватчиков приказало долго жить. 9 марта 1945 года японские части внезапно атаковали французские гарнизоны по всему Индокитаю. Менее чем за два часа основная часть французских вооруженных сил оказалась уничтоженной или захваченной в плен.

Уцелевшие от разгрома французские войска бежали в Китай через районы, контролировавшиеся Вьетминем. В провинции Баккан агитационному отряду Армии освобождения удалось провести переговоры с командиром одной из французских частей и даже договориться о создании франко-вьетнамского комитета антияпонской борьбы. Но то было мертворожденное дитя. Не прошло и нескольких дней, как французы перешли китайскую границу, оставив, правда, некоторое количество своего оружия вьетнамцам. Французские войска были деморализованы, офицеры жаловались на трудности жизни в сельской местности. Главное же было в том, что бывшие колонизаторы больше боялись Вьетминя, чем японцев, ибо он и не пытался скрывать благородных целей своей борьбы за независимый и суверенный Вьетнам, свободный от любого чужеземного господства. Отказываясь от сотрудничества с Вьетминем, упомянутый полковник и его офицеры действовали в точном соответствии с установками руководителя «Свободной Франции» де Голля. 8 февраля 1945 года в Браззавиле генерал сделал программное заявление о будущей политике Франции в Индокитае. Согласно его плану Индокитай должен был стать федерацией из пяти государственных объединений — Лаоса, Камбоджи, Тонкина, Аннама и Кохинхины, во главе которой стоял бы «полномочный французский правитель». Из плана де Голля явствовало, что колониальная политика французского империализма в отношении Индокитая и особенно Вьетнама осталась практически неизменной.

Великий патриот Вьетнама Хо Ши Мин искренне протягивал руку великому патриоту Франции де Голлю. Но последний не принял ее. Патриотизм двух этих выдающихся, хотя и каждый по-своему, людей оказался совершенно разнополюсным. Они находились в противоположных лагерях, хотя и у того и у другого национальный фактор, идея единства нации в борьбе за национальное возрождение стали главным смыслом их политической жизни. Если у Хо Ши Мина патриотизм был глубоко народным, прогрессивным, нацеленным в будущее, то у де Голля приверженность к патриотическому идеалу неизменно вела в правый, консервативный, реакционный лагерь. Не случайно умелый политик и дипломат, де Голль неожиданно проявил удивительную недальновидность, допустив роковой просчет в своей политике в отношении Индокитая, что в конечном счете привело впоследствии Францию, хотя к тому времени де Голль и отошел уже от кормила власти, к многолетней кровопролитной авантюре во Вьетнаме, закончившейся бесславным поражением колонизаторов.

 

Между тем пропагандистская машина Японии работала на полных оборотах, стремясь обеспечить поддержку населением Вьетнама действий японской армии. Военно-политический переворот 9 марта объявлялся японской пропагандой акцией, направленной на освобождение Вьетнама от французского колониального гнета. На следующий день после переворота токийское радио сообщило, что колониальный статут французского Индокитая упразднен. Вечером того же дня японские власти предложили императору Бао Даю сотрудничать с Японией и получили его согласие.

Однако происшедшие события ни на йоту не изменили колониального положения Вьетнама, так как вся верховная власть в стране оказалась теперь в руках японского главнокомандующего, а Бао Дай и сколоченный им с помощью японцев кабинет министров во главе с ученым-историком Чан Чонг Кимом — давнишним агентом кемпейтай — своеобразного японского гестапо — были лишь послушными исполнителями его воли. Уже 30 марта японский губернатор в Кохинхине Минода раскрыл карты, заявив, что Кохинхина отныне находится «не только под контролем, но и под управлением японской армии». А уж в служебных документах и разговорах между собой новые оккупанты иначе и не называли Индокитай как «нихон-но кайгай-но сю» — заморской провинцией Японии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: