Психогигиена и психопрофилактика являются частью общей социальной гигиены и профилактики. Общеизвестные гигиенические мероприятия, признанные содействовать укреплению здоровья человека и повышению его выносливости, положительно влияют и на психическое здоровье. В связи со сложностью и многомерностью причин возникновения психических расстройств (влияние "внутренних" и "внешних" факторов, изменения реактивности и сопротивляемости организма человека) мероприятия по их предупреждению должны носить комплексный характер. Психопрофилактика является важной составной частью морально-психологической подготовки и включает в себя мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья моряков, создание оптимальных условий их деятельности. Психогигиена и психопрофилактика должны динамически изменяться в зависимости от конкретных нужд и потребностей индивидуума и особенностей решаемых задач. Психогигиенические и психопрофилактические мероприятия должны носить как общий, так и индивидуальный характер.
К мероприятиям общего характера можно отнести:
повседневное неукоснительное выполнение уставов и наставлений, предусматривающих такую организацию службы, которая обеспечивает, несмотря на напряженную работу, нормальные условия труда, отдыха, развлечений, быта и питания;
систематическое проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий;
изучение командным составом вопросов психологии взаимоотношений, управления и руководства;
систематическое проведение санитарно-просветительной работы в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, выступлений по радиовещанию, в стенной печати и т.д., с освещением вопросов из области психогигиены, психопрофилактики и психоневрологии;
|
раннее и активное выявление лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении (неуживчивых, замкнутых и с другими особенностями характера), а также лиц с плохой адаптацией к условиям плавания, о которых необходимо ставить в известность медицинских работников;
умелое чередование работы и отдыха, которое позволило бы избежать конфликтов на службе и в быту;
чуткое в быстрое реагирование на жалобы и просьбы подчиненных; недопущение предвзятого и грубого отношения старших к младшим, а также поспешных выводов при решении дисциплинарных вопросов;
улучшение качества воспитательной работы с целью установления дружеских взаимоотношений в коллективе, искоренения вредных привычек;
информирование экипажа о положении дел, ходе выполнения плана и т.д. для пресечения нежелательных слухов, если в рейсе возникают те или иные трудности; внимательное отношение к психологическому климату в коллективе.
К мероприятиям индивидуального характера относятся:
изучение индивидуальных особенностей моряков;
изучение условий, в которых живут моряки, их наклонностей, особенностей и запросов с целью предотвращения конфликтных ситуаций.
Специальный подход необходим к лицам, недавно работающим на флоте, плохо адаптирующимся к условиям плавания, отягощенным сложными семейными отношениями и др. Морякам, работающим на флоте первый год, приходится вырабатывать новые привычки, новые реакции, поэтому они нуждаются в максимуме такта со стороны всего коллектива. Не ослабляя требований, их необходимо скорее ознакомить с особенностями работы и быта (жизни), нормами поведения. Большую помощь в этом отношении могут оказать опытные моряки. Молодым людям необходимо дать установку на максимальное развитие их умственных и физических сил, а не на фиксацию внимания на своем здоровье. Причем необходимо иметь в виду, что субъективные ощущения (жалобы на раздражительность, общую слабость, одышку, сердцебиение и др.) вполне реальны. Однако это не заболевания как таковые, а естественная реакция организма на новые условия жизни. Игнорировать жалобы нельзя, ибо это отрицательно сказывается на моральном состоянии человека — он замыкается, "уходит в себя".
|
Особую чуткость необходимо проявлять к морякам, у которых возникают тяжелые переживания из-за опасения распада семьи, потери близкого человека и др. В некоторых случаях правильнее отпустить моряка на берег для разрешения сложных ситуаций.
К лицам с психоэмоциональной неустойчивостью необходим более осторожный подход в связи с тем, что они могут нуждаться прежде всего в мерах медицинского, а не воспитательного характера. Здесь может оказаться полезным привлечение врача к разбору конфликтов.
Наконец, с известной осторожностью следует относиться к лицам, у которых отсутствуют какие-либо интересы, цели и др. У таких лиц повышен риск неожиданных социально-психологических реакций.
Заканчивая описание рекомендаций по проведению психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, необходимо отметить следующее.
|
Нарушение уставных требований и принципа индивидуального подхода, недостаточность педагогического такта способствуют развитию нервно-психических нарушений, особенно у лиц, психически неустойчивых или ослабленных.
Эффективность психопрофилактики зависит от правильного понимания природы личности человека, развивающейся в тесной взаимосвязи с условиями жизни и воспитания. Формирование и изменение личностных свойств во многом зависят от окружающей среды.
Грамотное проведение психогигиенических и психопрофилактических мероприятий в условиях плавания способствует предупреждению эксцессов, профилактике нервно-психических заболеваний и быстрейшему выздоровлению заболевших.
Система профилактики нервных заболеваний должна базироваться на четких принципах и организации, конкретном плане проведения, а также на контроле за его выполнением. Мероприятия по психопрофилактике - это не опекунство, а правильно планируемые и своевременно проводимые мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья и снижение заболеваемости плавсостава. Планирование мероприятий должно вестись с учетом возрастных категорий (молодой, средний, предпенсионный возраст), а также профессий (судоводители, механики, обслуживающий персонал и др.).
Предупреждение нервных расстройств не является чисто медицинской проблемой. Эта большая и серьезная работа требует совместных усилий командного состава и медицинской службы.