Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях: общая характеристика.




В ст. 1.2 КоАП РФ перечислены задачи законодательства об административных правонарушениях. Основное внимание уделяется: 1) защите личности; 2) охране прав и свобод человека и гражданина; 3) охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; 4) защите общественной нравственности; 5) охране окружающей среды; 6) установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности; 7) защите законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; 8) предупреждении административных правонарушений.

КоАП РФ решает указанные задачи путем установления принципов и основания административной ответственности, системы административных наказаний и правил их назначения.

Обоснованным является включение в число задач законодательства об административной ответственности предупреждение административных правонарушений. Предупредительная направленность законодательства об административных правонарушениях находит выражение в общей и частной превенциях.

В ранее действовавшем КоАП РСФСР указывалась задача воспитания граждан в духе соблюдения Конституции РФ, законодательства РФ, уважения к правам, чести, достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, в КоАП РФ эта задача не нашла закрепления, хотя и предполагается. Так, возможность освобождения от административной ответственности в случае малозначительности совершенного административного правонарушения является мерой воспитательного воздействия, поскольку направлена на то, чтобы лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Принципы законодательства об административных правонарушениях – это основополагающие начала, в соответствии с которыми определяется содержание законодательства об административных правонарушениях. Действуют как общие, конституционные, так и специальные принципы.

В КоАП РФ закрепляет следующие принципы: 1) разграничение предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, 2) законность, 3) равенство всех перед законом, 4) виновная ответственность (презумпция невиновности), 5) справедливость; 6) наступление ответственности на основании законодательства действующего во времени и в пространстве.

Принцип законности в КоАП РФ и законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Законность является универсальным, общеправовым, конституционным принципом и занимает особое, ведущее место среди других принципов, пронизывает смысл и содержание законодательства об административных правонарушениях.

Весь регулируемый КоАП РФ процесс реализации административной ответственности, от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административных наказаний, подчинен началам законности. Это относится ко всем институтам административной ответственности и стадиям производства по делу об административном правонарушении, его субъектам, распространяется на все процессуальные решения. Состояние законности при регулировании административно-деликтных отношений обеспечивается прежде всего надлежащей правовой базой в виде законодательства об административных правонарушениях.

В ст. 1.1 КоАП РФ говорится, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это означает, что установление административной ответственности является исключительной прерогативой законодательных органов государственной власти.

Все положения КоАП РФ основываются на Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, поэтому КоАП РФ не может ей противоречить, а при наличии коллизий приоритет принадлежит конституционным нормам.

Существенное значение для КоАП РФ имеют нормы международного права и международные договоры. В случае расхождения КоАП РФ с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными принципами и нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами либо договором. Так, согласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В качестве обязательного условия обеспечения законности в КоАП РФ указываются обязательные требования, которые должны соблюдаться всеми правоприменительными органами. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Единственным основанием административной ответственности выступает противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения. Конкретные юридические составы административных правонарушений изложены в Особенной части КоАП РФ.

Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: