Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях.




Разнообразие и распространенность административных правонарушений обусловили множественность органов, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные наказания.

Одни органы специально созданы для разрешения дел об административных правонарушениях, другие – выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций. Поэтому в настоящее время можно говорить скорее не о системе органов административной юрисдикции, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а об их определенной совокупности, представленной в виде законодательно установленных перечней.

В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных непосредственно КоАП РФ, могут быть рассмотрены:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;
4) Банком России;
5) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
6) органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в гл. 23 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

В разд. III КоАП РФ (смотрим главу 24 КоАП РФ) перечень органов исполнительной власти с юрисдикционными полномочиями занимает более 70 позиций. В основном это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции. От имени федеральных органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять юрисдикцию по делам об административных правонарушениях, эти дела рассматривают единолично уполномоченные на то должностные лица этих органов.

Непосредственный перечень таких должностных лиц устанавливается соответствующими статьями гл. 23 КоАП РФ. Вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, решается законодателем субъекта Федерации самостоятельно.

КоАП РФ в гл. 22 и 23 определил категории самих дел, подведомственных каждому органу. Распределение полномочий между субъектами административной юрисдикции имеет важное значение для обеспечения всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законом.

Общее правило решения вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях: дела, указанные в ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными частями этой же статьи КоАП РФ не установлено иное.

КоАП РФ определяет не только предметную, но и территориальную подведомственность дел органам административной юрисдикции.

В ч. 1 ст. 29.5 Кодекса закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. В большинстве случаев реализация этого правила способствует формированию достаточной доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых для уяснения истины обстоятельств дела. Тем не менее общее правило территориальной подведомственности может быть изменено по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица (ст. 4.6). Такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

Следует подчеркнуть, что в КоАП РФ перечислен ряд дел, по которым установлена специальная территориальная подведомственность.

Так, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: