Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: сущность и виды.




Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Меры применяются в целях:
- пресечения административного правонарушения;
- установления личности нарушителя;
- составления протокола об административном правонарушении (при невозможности составления на месте);
- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

Их перечень содержится в главе 27 КоАП.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр; досмотр транспортного средства; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; 4) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; 5) изъятие вещей и документов; 6) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 7) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 8) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 9) задержание транспортного средства; 10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 11) арест судна, доставленного в порт РФ; 12) привод; 13) временный запрет деятельности; 14) залог за арестованное судно; 15) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, в специальные учреждения.

Раскрываю основное!

Доставление – это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным).

Доставление лица, в служебное помещение осуществляется не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения.

В ст. 27.2 указан перечень лиц, осуществляющих доставление (например, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях).

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельный срок доставления.

Срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица. Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (например, для установления личности нарушителя).

В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его законные представители.

Срок административного задержания не должен превышать 3 часов. Однако ч. 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ предусмотрены случаи допустимости административного задержания до 48 часов.

Если административному задержанию предшествовало доставление лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления.

В случае административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется со времени его вытрезвления.

Привод – мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая применяется, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Определение о приводе вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (полицией). Сотрудник, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода. При отсутствии уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, а также последствия уклонения от явки.

- Если лицо выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке.
- В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником полиции.

Понятие и назначение стадии возбуждения дела об административных правонарушениях. Повод и основание административной ответственности. Формы возбуждения дела об административном правонарушении.

Возбуждение дела — начальная стадия производства по делам об административных правонарушениях, служащая установлению факта и обстоятельств административного правонарушения, их документированию (фиксации) и квалификации, определению подведомственности.

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения,

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (в случаях фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами), и другое.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесени я прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
- вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (что предусмотрено ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Формы возбуждения дела об административном правонарушении:

1) Упрощеннаянепосредственно на месте совершения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении.

2) Обычнаяпротокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

3) Особая (сложная)административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок может быть продлен на 1 месяц или 6 месяцев.

Протокол об административных правонарушениях, сроки его составления и направления. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Назначение административного наказания без составления протокола.

О совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также при их неявке для составления протокола в нем делается соответствующая запись. Вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

- Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иные лица (ч. 2—6 ст. 28.3 КоАП РФ).

- Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения.

При проведении административного расследования протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях для административного расследования.

В предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ случаях протокол об административном правонарушении не составляется (осуществляется так называемая беспротокольная форма возбуждения дела об административном правонарушении).

1) Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, то протокол об административном правонарушении составляется.

При этом подчеркнем, что при назначении административного наказания юридическому лицу составление протокола об административном правонарушении обязательно вне зависимости от вида наказания и размера штрафа.

2) Согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении тоже не составляется. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется как и любое постановление по делу об административном правонарушении (в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ). Экземпляры постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте в форме копии постановления на бумажном носителе или в форме электронного документа в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: