Деяние, содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), может не является административным правонарушением. В конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.
Состав административного правонарушения – это установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
Элементы состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Признаки могут быть обязательными и факультативными.
- Обязательные признаки –включены законодателем в каждый конкретный состав административного правонарушения.
- Факультативные признаки –включены законодателем только в некоторые конкретные составы административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, являются права граждан).
К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, дорожного движения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.
|
Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами Кодекса РФ о административных правонарушениях и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя: противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.
Например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения РФ выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение ДТП.
|
Причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь – значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате противоправного деяния или по другим причинам.
Состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило (превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).
Предусмотрены правонарушения и с материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями часто далеко не очевидна и требует доказательства.
Факт наезда водителем, превысившим допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего был причинен вред здоровью потерпевшего, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. В обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями. Должно быть выяснено, мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода стал следствием нарушения ПДД РФ водителем, в его действиях имеется со став, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он из-за неправомерного поведения самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести административную ответственность за превышение установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ.
|
Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.
Например, в ст. 3.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45) установлена ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов утра. Естественно, что запрещенные данной статьей деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.
Повторность означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Так, санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД) установлена ответственность должностных лиц за неоднократное в течение года издание незаконных муниципальных правовых актов, что установлено в судебном порядке.
Эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения – необязательными признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате него вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.
Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.
Различаются общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты (факультативный признак) – должностные лица, водители, несовершеннолетние и другие, а также особые субъекты (факультативный признак) – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других – ограничение применения мер административной ответственности.
О наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние предусмотрена административная ответственность.
Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения. Формы вины: умысел и неосторожность.
В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины (не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности по ст. 12.16 КоАП РФ).
В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагона и другое – такие действия могут быть только умышленными).
Иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности (ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); ст. 7.26 КоАП РФ установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем).
В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель – это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив – побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.
- ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта или пропаганды исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье.
- ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов.
Только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.
- В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить 1) административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ; 2) административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов РФ.
- По степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют 1) административные правонарушения с основным (простым) составом, 2) с квалифицированным составом, 2) с привилегированным составом.
1) Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.
2) В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.
3) В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.
- В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать административные правонарушения 1) с общим субъектом, 2) со специальным субъектом, 3) совершенные юридическим лицом, 4) совершенные физическим лицом.
- В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения 1) с умышленной формой вины, 2) с неосторожной формой вины.
- В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения 1) с формальным составом; 2) с материальным составом.
1) Административные правонарушения с материальным составом – административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред. Такие правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.
2) Административное правонарушение с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и влекут наступление административной ответственности.
- В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на 1) длящиеся; 2) продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные 2) повторно; 2) неоднократно.
1) Длящееся административное правонарушение — действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности.
2) Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности. Говоря иначе, продолжаемое административное правонарушение – это несколько действий, каждое из которых является административным правонарушением.
1) Повторное административное правонарушение – это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.
2) Неоднократное административное правонарушение – это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.