Принцип равенства перед законом. Презумпция невиновности. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве.




Закрепление в КоАП РФ принципа равенства перед законом имеет важное значение, ведь этот принцип относится к числу основополагающих принципов правового статуса человека и гражданина.

Конституция РФ гласит, что все равны перед законом и судом. Применительно к законодательству об административных правонарушениях принцип равенства перед законом означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство перед законом в полной мере распространяется как на граждан РФ, так и иностранных граждан, лиц без гражданства.

Важным является положение о равенстве перед законодательством об административных правонарушениях лиц независимо от должностного положения. При этом в отношении депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ и иных лиц выполняющих определенные государственные функции, действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Таким образом, находится противоречие между принципом равенства и изъятием для определенных лиц, указанных в ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ. Безусловно, перечисленные лица могут находиться в чрезвычайной ситуации, в эти моменты они могут нарушать нормы права. Постоянное установление изъятий видится неправильным, тем более, если мы говорим, что Россия – правовое государство.

Однако, по мнению многих ученых, эти особые условия не выходят за рамки принципа равенства перед законом.

Так, в соответствии с ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» привлечение к административной ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы возможно только в судебном порядке при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания РФ и при условии лишения их неприкосновенности.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Аналогично решается вопрос о привлечении к административной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ» решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе 3 судей в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ. Судья, задержанный или принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Привлечение прокуроров и следователей к административной ответственности является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Принцип равенства перед законом распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: