Глава 9. Джханы I: Блаженство




В подлинных буддийских писаниях есть только одно слово, означающее медитацию, и это слово “джхана” (jhāna). Согласно словам полностью просветлённого Ананды в Гопака-Моггаллана сутте (МН 108, 27), единственным видом медитации, который рекомендовал Будда, было развитие джханы. Поэтому джхана делает буддийскую медитацию правильной, в этом состоянии ум медитирующего лишён всяких мыслей, уединён от мира пяти чувств и сияет в неземном блаженстве. Если говорить прямо, то если нет джханы, то это не настоящая буддийская медитация! Вероятно поэтому завершающим фактором Благородного Восьмеричного Пути Будды, который определяет правильную медитацию, являются четыре джханы и не меньше того.

 

Открытие Будды

В древних буддийских текстах говорится, что Будда открыл джхану (СН 2,7; АН IX, 42). В писаниях ни разу не упоминается, что Будда открыл випассану. Эти авторитетные сутты также утверждают, что достижение четырех джхан возможно только с появлением в мире Будды (СН 45, 14-17). Нельзя не обращать внимания на тот факт, что Будда открыл джхану, поскольку это открытие было главным действием в драме просветления.

 

Когда таким авторитетным архатом как Ананда говорится о том, что Будда открыл джхану, не следует понимать, что никто никогда не переживал её раньше. К примеру, в предыдущую эру Будды Кассапы бесчисленные мужчины и женщины достигали джхан, а затем и просветления. Но к моменту двух с половиной тысяч лет назад в древней Индии всякое знание о джхане исчезло. Знаменитый джайнский учитель, современник Будды, Махавира, после того, как услышал об описании джханы, открыто заявлял, что такое состояние невозможно (СН 41, 8). Либо самый выдающийся (согласно многим учёным) религиозный учитель тех времён не знал о распространённых духовных практиках, что весьма сомнительно, либо джхана была на самом деле уникальным открытием Будды. Последнее гораздо больше похоже на правду, и это подкрепляется тем фактом, что о джхане нет никаких упоминаний в религиозных текстах периода до прихода Будды.

 

Некоторые могут возразить, что первые учителя Будды, Алара Калама и Удака Рамапутта обучали джхане, потому что в текстах сказано, что они научили Бодхисаттву (будущего Будду) достижению состояния ничто и состояния ни восприятия, ни не-восприятия (МН 26). Хотя эти два состояния в ранних текстах никогда не называются джханами (термин arupa-jhāna впервые появляется в намного более поздней комментаторской литературе), подразумевается, что их можно достичь только в том случае, если вначале пройти последовательно через каждую из четырёх джхан. Так знали ли эти учителя о четырёх джханах и обучали ли этому Бодхисаттву?

 

Если да, то почему Будда утверждает, что их методы не вели к ниббане (МН 26, 16), а джхана вела к ниббане (МН 36, 31; 52,4-7; 64,9-12)? И почему когда Бодхисаттва оставил аскетические практики и задался вопросом “Может ли быть какой-либо ещё путь к просветлению?” (МН 36, 30), он вспомнил о куда более давнем переживании джханы, когда он был мальчиком, нежели о недавнем и более интенсивном опыте джхан под руководством своих первых учителей? Тот, кто настаивает на мнении, что Алара Калама и Удака Рамапутта обучали джханам, должен вразумительно ответить на эти вопросы.

 

Мнение, отвечающее на вопрос, чему же учили эти два учителя, поддерживающее утверждение Будды о неправильности их учения и, в то же время, восхваляющее эффективность джханы (МН 108, 27) заключается в том, что Удака Рамапутта и Алара Калама никогда не учили джхане, а те два бесформенных достижения, которые они излагали как высшую цель, были не настоящими, а искажёнными версиями подлинных состояний, известных со времён предыдущего Будды Кассапы. Подобно тому, как некоторые современные учителя говорят об определённом медитативном уровне и называют его “джханой”, хотя очевидно, что это ненастоящая джхана, или как некоторые колледжи за деньги отправляют по почте диплом, который не отражает истинного уровня образования, так и достижения Алара Каламы и Удака Рамапутты не могли быть подлинными. Настоящее достижение уровня ничто ведёт к просветлению (МН 52, 14), но иное переживание под тем же названием, которому обучал Алара Калама, не ведёт.

 

Другая причина, почему джхана была неизвестна до появления Будды, заключается в том, что не был известен сам источник джханы – Срединный Путь. Древние тексты, такие как Дхаммачакка-паваттана сутта (первая проповедь, СН 56, 11) утверждает, что Будда открыл Срединный Путь и что он является синонимом Благородному Восьмеричному Пути. Другая сутта говорит о том, что Будда открыл Благородный Восьмеричный Путь как давным-давно затерянную тропу в древний город (СН 12, 65). Также нужно отметить, что Благородный Восьмеричный Путь, Срединный Путь – это последовательный путь, завершающийся в джхане (АН X, 103). Поэтому если вы согласны с тем, что Будда открыл Срединный Путь, Благородный Восьмеричный Путь, вы также должны согласиться и с тем, что Будда открыл последнюю ступень пути, конечную его часть, джхану.

 

Арана-бхиванга сутта (МН 139) приравнивает Срединный Путь к достижению джханы. Сутта детально разъясняет, что не нужно придерживаться крайностей аскетизма и чувственных удовольствий, а вместо этого следует идти Срединным Путём. Если вы не ставите целью получение страданий за счёт шести чувств (аскетизм) и не устремляетесь к удовольствию пяти чувств (kāma-sukha), то, в таком случае, единственное, что остаётся – это идти к счастью шестого чувства (ума), и это должен быть Срединный Путь. Далее в сутте Будда поощряет устремляться к внутреннему счастью, то есть Срединному Пути, только здесь он определяет его как намерение достижения четырёх джхан. Вывод: Срединный Путь – устремление к джхане.

 

В истории просветления Будды, когда Бодхисаттва осознал, что джхана была дорогой к пробуждению (МН 36, 31), он сразу же сообразил, что трудно достичь джханы с истощённым телом и начал хорошо питаться. Увидев это, первые пять учеников с неприязнью покинули его, посчитав, что он сдался (МН 36, 32). Это говорит о том, что мягкие практики, ведущие к успокоению тела, а затем к джхане, не признавались такими обученными, как эти пять учеников, духовными искателями в качестве верного пути до того как появился Будда. Если путь к джхане не был широко признан как стоящий, то неудивительно, что по нему не шли и джханы не достигали. Также теперь становится понятным, почему первая часть первой проповеди только что пробудившегося Будды касалась обучению Срединному Пути, Благородному Восьмеричному Пути, который открывает дорогу к джхане и последующему просветлению.

 

Я столь подробно это расписал, приводя в примеры многие канонические тексты, потому что эта мысль неизвестна на Западе. Всё новаторское подвержено сомнению. Я прошу всех искренних читателей на время отложить все свои старые взгляды, поскольку Будда говорил, что привязанность к взглядам может быть препятствием к прозрению, и должным образом поразмышлять над приведёнными здесь доказательствами. В конце концов, в Панчалачандо сутте (СН 2, 7), которая вне всяких сомнений подлинная, поскольку на неё есть ссылки в других местах канона (АН IX, 42) и таким образом она признана подлинной Дхаммой пятью сотнями архатов на Первом Соборе, утверждается, что Будда открыл джхану.

 

Можно ли привязаться к джхане?

Когда к Бодхисаттве пришло прозрение о том, что джхана была дорогой к просветлению, он подумал: “Почему я боюсь удовольствия, которое не имеет ничего общего ни с пятью чувствами, ни с чем-либо вредным? Я не стану бояться этого удовольствия [джханы]!” (МН 36, 32). Даже сегодня некоторые медитирующие ошибочно верят, что такое неимоверно приятное состояние как джхана не может привести к окончанию всех страданий, и они продолжают бояться джханы. Однако в суттах Будда постоянно повторяет, что удовольствие джханы “нужно искать, развивать и поощрять. Его не нужно бояться” (МН 66, 21).

 

Несмотря на этот мудрый совет от самого Будды, многих практикующих сбивают с пути те, кто отвергают джхану на основании того, что можно к ней столь сильно привязаться, что никогда не станешь просветлённым. Нужно отметить, что слово, которое использовал Будда для обозначения привязанности, upādāna, относится исключительно к привязанности к комфорту и наслаждению миром пяти чувств или же к привязанности к неправильным взглядам (таким, как мысли о самости). Оно никогда не означало привязанности к благим состояниям, подобным джхане.6

 

Строго говоря, состояния джхан – это состояния отпускания. Невозможно привязаться к отпусканию, как нельзя быть скованным свободой. Можно устремляться к джхане, купаться в её блаженстве, и именно этого многие боятся по ошибке. Но в Пасадика сутте (ДН 29, 25) Будда говорит, что для того, кто довольствуется счастьем джханы, есть четыре возможных последствия: вступление в поток, возвращение единожды, не-возвращение и полное просветление! Другими словами, устремление к джхане ведёт только к четырём степеням святости. Вот почему Будда говорил: “Не нужно бояться джханы”.

 

Некоторым медитирующим джханы кажутся далёкими от их имеющегося опыта, а потому не относящимися к делу. Но это неправильно. Обсуждение этих возвышенных состояний порождает воодушевление и составляет карту дальнейшего пути. Ещё более важно, что такие обсуждения дают практикующему информацию о том, что следует делать, когда вы вплотную подходите к таким глубоким состояниям свободы. В конце концов, это даёт более глубокое понимание Дхаммы, особенно третьей благородной истины, прекращения всех страданий. Это потому, что восторг и блаженство джханы напрямую связаны с той грудой сансары, которую удалось отбросить, пусть даже временно. Таким образом, обсуждение джхан важно, даже если они кажутся далёкими.

 

Некоторые читатели, быть может, уже дошли достаточно далеко в медитации, чтобы понять эти обсуждения на основе собственного опыта, и это поможет им совершить последний прыжок в джхану. Более того, когда медитирующие пережили глубокие медитативные состояния, они хотят доподлинно выяснить что это было, распознать это состояние в его описании самим Буддой. Поэтому важно суметь правильно определить уровни глубины медитации.

 

Важно также и развить некоторое воодушевление в собственных достижениях. Подобный позитивный настрой поспособствует дальнейшему отпусканию. Моё намерение заключается в том, чтобы показать вам насколько чудесны и глубоки состояния джхан, объяснить, насколько важен этот опыт для достижения просветления.

 

Со временем семена, посаженные вами за счёт чтения обсуждений джхан, когда-нибудь взойдут и принесут свои плоды. В нужный момент ум автоматически будет знать, что нужно делать. Например, когда возникнут нимитты, ум спонтанно узнает о том, как реагировать. Через какое-то время вы можете спросить: “Откуда пришло знание об этом?”. Ответ будет заключаться в том, что оно пришло из чтения подобных обсуждений. Иногда оно приходит из знаний, полученных в прошлой жизни!

 

Поэтому я прошу вас не думать об этих беседах как о бесполезном чтении лишь потому, что вы ещё не достигли джхан. На самом деле потом это будет очень вам полезно. Вы поймёте это, когда достигните одной из джхан, к вам придёт понимание, что подобные инструкции, что изложены здесь, помогли вам в нужный момент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: