Объяснив джханы с исторической и теоретической точек зрения, я теперь разъясню их с точки зрения практики. Лучше всего начинать объяснение путешествия к джхане с начала возникновения красивого дыхания. До завершения этого этапа ум не в полной мере доволен тем, что есть, в нём ещё слабая осознанность или устойчивость к переходу к более высоким уровням сознания. Но когда вы способны безо всяких усилий удерживать осознанность на дыхании, без единой сбивки, в течение длительного времени, когда ум утверждается в настолько мощной осознанности, что дыхание видится как восхитительное, тогда вы готовы отправиться в путешествие к джхане.
Не пугайтесь восторга в медитации. Счастье в медитации крайне важно! Более того, вы заслуживаете блаженства. Переживание блаженства с дыханием является важнейшей частью пути. Поэтому когда с дыханием появляется восторг, поддерживайте и охраняйте его как ценнейшее сокровище.
Восторг, который появляется на этапе красивого дыхания, подобен клею, который фиксирует внимание ума на дыхании. В итоге осознанность устанавливается на дыхании и удерживается безо всяких усилий. Вы пребываете в полной осознанности к дыханию, потому что ум наслаждается наблюдением дыхания и не хочет уходить куда-либо ещё. Он остаётся с дыханием автоматически и всякое блуждание прекращается.
Без переживания восторга всё ещё будет некоторая неудовлетворённость. А она является источником блуждания ума. Прежде чем вы достигните этапа красивого дыхания, неудовлетворённость будет сталкивать осознанность с дыхания. В таком случае единственным способом удержания осознанности будет волевое усилие, контроль. Но когда достигается этап красивого дыхания, когда восторг порождает долго длящееся удовлетворение, ум не будет блуждать. Контроль можно отставить, старания отпустить и ум будет оставаться неподвижным естественным образом.
|
Подобно тому, как бензин – это топливо, приводящее в движение автомобиль, так и неудовлетворённость – это топливо, заставляющее ум двигаться. Когда в машине кончается бензин, она плавно останавливается. Вам не нужно жать на тормоза. Таким же образом, когда в уме заканчивается неудовлетворённость за счёт появления красивого дыхания, он плавно останавливается. Его не нужно тормозить усилием воли. Ум переходит в состояние естественного спокойствия автоматически.
Pīti-Sukha – Восторг и счастье
На языке пали составное слово pīti-sukha означает смесь восторга и счастья. Можно использовать эти слова для многих переживаний, даже мирских. Но в медитации pīti-sukha относится только к тому восторгу и счастью, которые возникают за счёт отпускания.
Разные виды пламени можно различить за счёт их горючего, например, пламя от горения дерева, масленое пламя, лесной пожар, также и различные виды счастья можно определить за счёт рассмотрения их источника. Восторг и счастье, возникающие с красивым дыханием, имеет в качестве топлива отпускание тяжелых грузов прошлого, будущего, внутренней речи, различных сознаний. Поскольку такой восторг рождён отпусканием, он не может вызвать привязанности. Вы не можете привязываться и отпускать одновременно. Восторг, появляющийся за счёт отпускания – на самом деле признак того, что имеет место определённая доля отпускания.
|
Pīti-sukha может возникнуть из чувственного возбуждения, из личного достижения и за счёт отпускания. Эти три вида счастья различаются по своей природе. Счастье чувственного возбуждения бодрит и освежает, но оно основано на волнении, а потому ведёт к усталости. Повторение таких переживаний ведёт к угасанию этого счастья. Счастье личного достижения чего-либо приносит чувство теплоты и удовлетворения, но быстро исчезает, оставляя на своём месте пустоту. Однако счастье отпускания успокаивает и длится очень долго. Его можно сопоставить с чувством настоящей свободы.
Более того, счастье чувственного возбуждения порождает ещё большие желания, делая такое удовлетворение неустойчивым и приносящим мучения. Счастье личного достижения потакает нашему внутреннему управляющему и увеличивает иллюзию собственного могущества. Управляющий в конечном итоге убивает любое счастье. Счастье отпускания позволяет отпустить ещё больше и уменьшает процесс вмешательства. Поскольку оно вдохновляет человека оставить вещи такими, какие они есть, оно устойчиво и не требует усилий. Это счастье меньше всего зависимо от причин и ближе всех к необусловленному, извечному.
Для того чтобы достичь успеха в медитации, важно распознать различные уровни счастья. Если счастье, возникающее за счёт осознанности к дыханию, имеет своим источником чувственное возбуждение, например, мурашки, идущие по телу, то оно вскоре исчезнет, когда будет ослаблено старание, оставляя вас с чувством усталости и тяжести. Если счастье ассоциируется с чувством достижения – “Ах! Наконец-то я добрался до этих медитативных состояний”, – то оно вскоре разрушится из-за деятельности внутреннего управляющего, рухнет из-за вмешательства вашего эго. Но если счастье появляется за счёт отпускания на этапе красивого дыхания, то вы почувствуете, что вам не нужно что-либо говорить или что-либо делать. Братом такого типа счастья является покой, а сестрой – свобода. Оно будет разрастаться само собой во всей своей внушительной полноте, распускаясь как цветок в саду джханы.
|
Помимо красивого дыхания есть и много других объектов медитации: доброжелательность (mettā), части тела (kāyagatāsati), простые визуализации (akasin) и прочее. Однако в каждой ведущей в джхану медитации должен наступить этап, когда из отпускания возникает восторг и счастье. Например, медитация на доброжелательности расцветает в чудесную, прекрасную, необусловленную доброту к целому космосу, наполняя медитирующего восхитительным восторгом. За счёт отпускания возникает pīti-sukha, и вы находитесь на этапе “красивой доброжелательности”. Некоторые медитируют на частях человеческого тела, часто на черепе. По мере углубления медитации осознанность устанавливается на внутреннем изображении черепа, и начинается поразительный процесс. Изображение черепа в уме начинает белеть, цвет насыщается и объект, излучая яркое сияние, представляется “красивым черепом”. За счёт отпускания опять-таки появилось pīti-sukha, заполнив всё переживание радостью и счастьем. Даже некоторые монахи, которые практикуют медитацию на непривлекательности (asubha), к примеру, на разлагающемся трупе, могут внезапно обнаружить, что изначально отвратительный труп превратился в самую красивую из всех вещей. Отпускание порождает такое счастье, что оно перебивает естественное отвращение и наполняет образ восторгом и счастьем. Так монах достигает этапа “красивого трупа”.
Будда говорил, что в медитации на дыхании восторг и счастье появляются вместе с ощущением дыхания на пятом и шестой этапе из шестнадцати ступеней метода анапанасати. Я уже подробно расписывал этот важнейший шаг в медитации.7
Если восторг и счастье не появляются, то это, должно быть, потому, что вы всё ещё не удовлетворены, вы всё ещё слишком сильно стараетесь. Вам нужно следить за первыми двумя из пяти помех. Первая – чувственные желания – устремляет осознанность к объекту желания, то есть уводит его с дыхания. Второе – недоброжелательность – ищет недостатки в переживании дыхания и таким образом с дыхания уводит эта самая неудовлетворительность. Довольствование тем, что есть – это срединный путь между желанием и недоброжелательностью. Оно удерживает вашу осознанность на дыхании вплоть до момента, пока не появляются восторг и счастье.
Дорога к спокойствию
Спокойствие означает отсутствие движения. Поскольку воля заставляет ум двигаться, чтобы испытать спокойствие, вы должны отставить любые волевые усилия, всякое делание, всяческий контроль. Если вы схватите лист на ветке дерева и приложите всю свою силу для того, чтобы тот не двигался, не важно, сколько вы будете стараться, вы никогда не преуспеете в этом. Всегда будут иметь место малейшие вибрации из-за едва заметных дрожаний ваших мускулов. Однако если вы не будете трогать лист, а просто закроете его от ветра, то он замрёт в неподвижном положении естественным образом. Точно таким же образом вы не сможете добиться успокоения, сжимая ум силой воли. Но если вы устраните причину движения ума, волю, ум вскоре остановится.
Поэтому вы не можете заставить ум успокоиться. Дорога к успокоению лежит через восторг и счастье, которые возникают за счёт отпускания. Как только они появятся на этапе красивого дыхания, воля станет излишней. В ней не будет необходимости, потому что осознанность остаётся с дыханием сама собой, безо всяких усилий. Осознанности нравится быть вместе с красивым дыханием и ей не нужно управлять.
Когда наступает успокоение, оно усиливает восторг и счастье. А усиление этих факторов, в свою очередь, уменьшает возможность вмешательства в процесс усилий, а потому успокоение становится ещё глубже. В результате получается усиливающийся сам по себе эффект обратной связи. Успокоение увеличивает восторг и счастье, а они дают ещё большее успокоение. Если не мешать этому процессу, то он будет продолжаться вплоть до джханы, где экстатическое спокойствие, восторг и счастье.
В этой главе я объяснил некоторые часто возникающие спорные вопросы, касающиеся джханы. Следующая глава будет посвящена нимитте, которая уводит нас к состояниям глубоких поглощённостей.