Переход от джханы к джхане




Как я уже объяснял ранее, в джхане вы не можете сделать ни единого движения. Вы не можете принять решения перейти от одной джханы к другой. Вы не можете даже заставить такое решение появиться. Весь подобный контроль в джхане исчезает. Более того, глубокое спокойствие осознанности в джхане замораживает умственную функцию рассмотрения до той степени, что пока вы в джхане, едва ли вы сможете осознать это переживание. Характеристики джханы вы распознаёте только когда выходите из неё и делаете пересмотр. Таким образом, в джхане вы не только не можете двигаться, но даже не знаете ни где вы, ни куда вам идти! Так каким же образом происходит переход из джханы в джхану?

 

Представьте себе дом с четырьмя комнатами и только одной входной дверью. Если вы входите через эту дверь, вы попадаете в первую комнату. Вы должны пройти через первую комнату, чтобы войти во вторую, пройти через вторую, чтобы войти в третью и пройти через третью, чтобы оказаться в четвёртой. Чтобы выйти из дома, вы выходите из четвёртой комнаты в третью, из третьей во вторую и из второй в первую. Так вы покидаете дом через ту же дверь, через которую вошли. Теперь представьте, что полы в доме настолько скользкие, что вы не можете добавить дополнительной движущей силы. Таким образом, если вы входите в дом, прилагая небольшие усилия, то вы скользите по полу и останавливаетесь посередине первой комнаты. С бóльшим количеством усилия вы можете проскользить до второй, третьей или четвёртой комнаты.

 

Этот пример описывает, как на самом деле происходит продвижение по джханам. В джхане вы теряете контроль. Если вы входите в джханы с небольшой движущей силой, вы останавливаетесь в первой джхане. Если движущая сила чуть больше, то достигаете второй или третьей. А если она ещё больше, то доходите до четвёртой. Эта движущая сила может быть установлена только вне джханы, пока у вас есть контроль.

 

Сила, упоминаемая здесь, относится к отпусканию. Вы развиваете отпускание до входа в джхану, до той степени, пока это не становится непроизвольной склонностью ума, мощной естественной тенденцией. Если вы входите во врата джханы со средней движущей силой отпускания, вы останавливаетесь в первой джхане. С бóльшим естественным устремлением всё отпустить, вы достигаете второй или третьей джханы. С сильным намерением отпускания вы доходите до четвёртой джханы. Но вы не можете увеличить силу намерения отпустить будучи в состоянии самой джханы.

 

Вы можете увеличить эту силу вне джханы за счёт пересмотра переживания блаженства и распознавания препятствий, называемых привязанностями. Когда ум распознаёт большее счастье, рождённое отпусканием, склонность всё отпустить возрастает. Иногда я говорил своему упрямому уму: “Смотри, ум! Смотри! Смотри насколько больше блаженства в состояниях отпускания. Смотри, ум! Не забывай об этом, хорошо?”. Таким образом ум устремляется к ещё большему отпусканию. Или ум может распознать препятствия к ещё более глубокому блаженству, то есть различные уровни привязанности. Когда за счёт пересмотра ум обучается распознавать привязанности, то есть врагов своего собственного счастья, то его устремление всё отпустить получает силу за счёт мудрости.

 

Чтобы другим способом понять как происходит переход из джханы в джхану, можно вернуться к примеру с лотосом тысячи лепестков, распускающимся на солнце. Для обозначения первой джханы можно привести в пример редкий и изящный ряд лепестков, который располагается у самого центра. Подобно тому, как этот ряд, согреваемый солнцем, раскрывает ещё более благоухающий ряд, идущий за ним, так и редкая и изящная первая джхана за счёт тепла осознанности раскрывает ещё более блаженную вторую джхану. Таким образом, вторая джхана лежит в первой джхане, третья – во второй, а четвёртая – в третьей, подобно тому, как располагаются внутренние ряды лепестков лотоса.

 

Когда вы приобретаете большой опыт практики джхан, вы можете переходить из одной джханы к другой, используя силу htadhitāna. В этом контексте данное слово означает буддийский способ программирования ума. В самом начале медитации вы можете запрограммировать ум войти в нужную джхану на предопределённый период времени. Разумеется, это возможно только для опытных практикующих, кто знаком с целью и дорогой, ведущей к ней. Это подобно установке автопилота сразу же после взлёта. Но даже опытные практикующие должны пройти по обычному пути, чтобы достичь нужной джханы. Например, если вы программируете ум на вхождение в третью джхану, вы должны вначале пройти через первую и вторую, хотя, возможно, это будет быстрый переход.

 

Бесформенные достижения

В примере с лотосом тысячи лепестков находящиеся ближе всего к центру ряды лепестков означают джханы. Восьмой ближайший к центру ряд – первая джхана; седьмой ряд – вторая; шестой – третья; пятый – четвёртая. Должно быть, вы спросите, что означают последние четыре ряда лепестков. За четырьмя джханами находятся четыре бесформенных достижения. Стоит отметить, что Будда никогда не называл их джханами в суттах. Только появившиеся спустя тысячу лет комментарии называют их так. Четыре бесформенных достижения таковы:

 

  • умственная основа безграничного пространства
  • умственная основа безграничного сознания
  • умственная основа отсутствия чего бы то ни было
  • умственная основа ни восприятия, ни не-восприятия

 

Подобно тому, как четвёртая джхана лежит в третьей джхане, так и первое бесформенное достижение лежит в четвёртой джхане, второе бесформенное достижение лежит в первом и так далее, подобно расположению рядов лепестков лотоса. Поэтому обязательным образом все четыре бесформенных достижения несут в себе следующие черты джхан:

 

  • Ум остаётся отделённым от мира пяти чувств и всякого восприятия тела;
  • Ум обладает железным спокойствием в течение длительного времени, он не способен сформировать мысль или какое-либо планирование;
  • Познание заморожено, и вы не можете осознать собственный опыт. Данное осознание достигается после выхода из данного состояния;
  • Полная непоколебимость и чистейшая осознанность четвёртой джханы являются фундаментом каждого бесформенного достижения.

 

Подобно тому, как первые три джханы берут в качестве познаваемого объекта различные формы блаженства, а четвёртая – возвышенное состояние полнейшего покоя, так и в четырёх бесформенных достижениях осознанность берёт своим объектом чисто ментальный феномен.

 

Восприятия этих объектов я называю умственными основами, поскольку они представляют собой ментальные платформы, на которых выстраиваются бесформенные достижения. Эти неподвижные умственные основы становятся утончённее и пустее по мере углубления бесформенного достижения.

 

В четвёртой джхане осознанность мощная и устойчивая, идеально однонаправлена, с идеальным покоем смотрящая за пределы мира пяти чувств. В состоянии точной однонаправленности обычные концепции повседневного мира отбрасываются, и замещаются другими, не мирскими.

 

Например, когда медитирующий на ранних этапах идеально утверждается в настоящем моменте, что означает, что он однонаправлен во времени, обычные концепции времени отбрасываются, и их заменяют не мирские концепции времени. Когда вы полностью сосредоточены в настоящем моменте, то, с одной стороны, вы не чувствуете времени, а с другой стороны, как будто ощущаете всё время мира. В точке абсолютного “сейчас” время теряет границы, оно неопределённо, пусто и неизмеримо. Это и бесконечность и ничто в одно и то же время. Это безграничность (anantā). Опыт однонаправленности во времени, который достигается на ранних этапах медитации, может быть ключом к пониманию одновременного ощущения бесконечности и пустоты бесформенных достижений.

 

Умственная основа бесконечного пространства

С четвёртой джханы ум может заглянуть в идеальный покой и постичь абсолютную однонаправленность в пространстве. Эта черта четвёртой джханы, которую всегда можно распознать, и является дверью в бесформенные достижения. Это идеальная однонаправленность, которая познаётся одновременно как бесконечность и пустота, как своего рода не-пространство. Поскольку здесь познаётся отсутствие того, что обычно ограничивает пространство, то есть материальная форма (rūpa), это и последующие достижения называются бесформенными (arūpa).

 

Таким образом, первое бесформенное достижение, умственная основа бесконечного пространства, познаётся одновременно и как бесконечная и как пустая, неизмеримая и неопределённая. Это восприятие полностью наводняет ум и удерживается без малейшего колебания в течение всей длительности данного состояния. Железная, мощная и чистая осознанность смотрит на это восприятие с полной удовлетворённостью.

 

Умственная основа бесконечного сознания

В восприятии безграничного пространства располагается восприятие не-пространства, пространство теряет своё значение. Когда ум обращается к этой особенности, лежащей в первом бесформенном достижении, восприятие пространства исчезает и замещается абсолютной однонаправленностью сознания. В этом состоянии сознание одновременно ощущается как бесконечное и пустое, неизмеримое и неопределённое. Вы вошли во второе бесформенное достижение умственной основы бесконечного сознания. Это восприятие полностью наводняет ум и удерживается без малейшего колебания в течение ещё большего времени длительности данного состояния.

 

Умственная основа отсутствия чего бы то ни было

В восприятии безграничного сознания лежит восприятие не-сознания, то есть сознание также теряет теперь всякое значение. Когда ум фокусируется на этой особенности второго бесформенного достижения, всякое восприятие сознания исчезает. Восприятие материальной формы и пространства уже исчезло, поэтому всё, что остаётся – это однонаправленность по отношению к отсутствию чего бы то ни было. Вы вошли в третье бесформенное достижение умственной основы отсутствия чего бы то ни было. Это восприятие полностью наводняет ум и удерживается без малейшего колебания в течение ещё большего времени длительности данного состояния.

 

Умственная основа ни восприятия, ни не-восприятия

В восприятии отсутствия чего бы то ни было лежит восприятие даже отсутствия этого ничто! Если ум достаточно утончён, чтобы увидеть эту особенность, тогда восприятие чего бы то ни было исчезает и замещается на восприятие ни восприятия, ни не-восприятия. Единственное, что можно сказать об этом бесформенном достижении, так это то, что на самом деле, это и есть само восприятие (АН IX, 42). В примере с лотосом из тысячи лепестков, это состояние иллюстрируется последним рядом лепестков, все ещё закрытым, тогда как все остальные ряды распустились. Этот последний ряд лепестков практически не является лепестками вовсе, будучи утончённым и возвышенным, скрывает в своих тончайших тканях знаменитый “драгоценный камень сердца лотоса” – ниббану.

 

Ниббана, прекращение всякого восприятия

В восприятии ни восприятия, ни не-восприятия лежит конец всякого восприятия, конец всего, что можно почувствовать и постичь, ниббана. Если ум достигает этого, он останавливается. Когда ум опять начинает движение, вы обретаете состояние не-возвращающегося или архата. Это единственно возможные варианты.

 

Постепенное прекращение

Можно и другим способом рассмотреть джханы и четыре бесформенных достижения путём расположения их в последовательности постепенного прекращения. Процесс, который приводит в первую джхану – это прекращение мира пяти чувств, вместе с телом и всяким деланием. Путь от первой джханы к четвёртой – это прекращение той части ума, которая распознаёт приятное и неприятное. Путь от четвёртой джханы через четыре бесформенных достижения – это практически полное прекращение функции ума, которая называется “познанием”. И последний шаг – это прекращение последней крупицы процесса познания. Двигаясь по джханам и бесформенным состояниям, вначале вы оставляете тело и мир пяти чувств. Затем вы отбрасываете управляющего. После этого отпускаете удовольствие и недовольство. Далее отпускаете пространство и сознание. А в самом конце и сам процесс познания. Когда вы отпускаете объект, он исчезает, прекращается. Если он остаётся – значит, вы не отпустили. За счёт отпускания всего, что может быть познано, прекращается сам познающий. Это прекращение всего, включая сам ум. Здесь сознание более не проявляется, здесь земля, вода, огонь и ветер не находят опоры, здесь имя-и-форма полностью уничтожаются (ДН 11, 85). Пустота. Прекращение. Ниббана, драгоценный камень сердца лотоса.

 

В этой главе, посвящённой джханам, я взял вас в путешествие от теории к практике, высоко в горы, где лежат великие вершины джхан, и далее, к самым возвышенным пикам бесформенных достижений. Хотя это путешествие сегодня может вам показаться далёким, завтра, быть может, вы обнаружите, что уже прошли немалую часть пути. Поэтому, даже сейчас эта карта может стать вам полезной.

 

Более того, эти джханы подобны богатейшим золотым приискам, только прячущих в себе не драгоценный метал, а ценнейшие прозрения. Они снабжают сырьём, неожиданной информацией, за счёт которой вы раскроете глаза и увидите ниббану. Джханы – это драгоценные камни, украшающие корону буддизма. Они крайне значимы для достижения опыта просветления и доступны уже сейчас.

 

Я завершу эту главу словами Будды:

“Нет мудрости – нет джханы;

Нет джханы – нет мудрости;

Но тот, кто наделён и джханой и мудростью,
Тот стоит в присутствии ниббаны”

 

(Дхм 372)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: