Воспоминание прошлых жизней




Согласно общепринятому мнению о просветлении Будды под деревом Бодхи, с помощью джхан он получил мощную силу ума, после чего, первой областью глубокого прозрения, куда он направил своё внимание, стал вопрос о прошлых жизнях. Таким образом, согласно “карте”, изложенной в суттах, это подходящая область, с которой можно начать получение глубоких прозрений.

 

В современных буддийских кругах можно услышать многочисленные мнения по поводу действительности прошлых жизней. К сожалению, многие из этих мнений вводят в заблуждение, ошибочны или лишены всякого глубокого прозрения. Если исследовать ранние буддийские сутты, то становится совершенно ясно, что перерождение – это не просто “культурная добавка”, как утверждают некоторые, а напротив, это центральное звено глубокого прозрения Будды. К примеру, одно из частых утверждений Будды о неправильных взглядах касалось тех, кто не верит в камму и перерождение (МН 117, 5). Более чётко Будда высказывается в Апаннака сутте (“Неопровержимое учение”; МН 60, 8): “Поскольку есть другой мир [перерождение], то тот, кто придерживается мнения “перерождения нет” имеет ошибочное воззрение”.11

 

Скептики справедливо заявляют о возможности убедиться самому, прямо здесь и сейчас, в том, что перерождение существует. Я объясню, как осуществляется это подтверждение, то есть, как вы получаете одно из глубочайших прозрений видения прошлых рождений, что перевернёт всю вашу жизнь.

 

Одним вечером, после выхода из очень спокойной медитации, я дал простое и ясное указание своему уму: Каково моё самое раннее воспоминание? Затем я вернулся к внутреннему безмолвию безо всяких ожиданий, осознанный к содержимому настоящего момента.

 

Несколько мгновений спустя я ощутил знакомый запах. Это не было воображаемым запахом; это было чёткое ощущение прошлого переживания в настоящем моменте. Вместе с запахом пришло странное, но совершенно определённое воспоминание о том, что так пахла моя детская коляска, когда я был ребёнком. Внезапно я ощутил, как я сижу там, в своей коляске, вновь переживая те ощущения восприятия мира новорожденным младенцем во всех деталях. Я не мог не улыбнуться, отметив своим внутренним взором одну из своих самых любимых игрушек того времени, хорошенькую голубую игрушечную свинью, которую моя мать называла Свинюшкой, что позвякивала, когда мама игралась ей для меня. С необычайной точностью и лёгкостью я вспомнил все детали своего раннего детства, сидя в теле сорокалетнего монаха. Это событие сопровождалось сверхъестественным чувством уверенности, и не было ни малейшего сомнения в том, что этим младенцем был я сам сорок лет назад. Это сильно удивило меня и изменило моё представление о том, как работает память. В качестве любопытного факта, который я позже выяснил у одного из докторов, было то, что первое чувство, которое развивается у младенца – это обоняние. Малыш распознаёт свою мать, как и другие свои вещи, например, коляску, за счёт запаха. Я могу подтвердить это на основании собственного прямого переживания.

 

Когда вы понимаете метод доступа к ранним воспоминаниям, вы можете продолжить в этом направлении, давая уму чёткие указания: “Ещё раньше, пожалуйста”. Затем вы возвращаетесь во внутреннее безмолвие безо всяких ожиданий, спокойно созерцая настоящий момент. Если предыдущее состояние самадхи было достаточно глубоким, всплывёт ещё одно воспоминание. Если оно приходит, то оно приходит мгновенно, безо всяких усилий, и если это подлинное воспоминание, то оно всегда сопровождается необычайным ощущением уверенности в том, что именно так и было в давние времена. Если есть хоть малейшее сомнение, то этому воспоминанию нельзя доверять, и, скорее всего, это лишь ваши фантазии.

 

Некоторые из моих учеников сами заново пережили внутриутробный опыт, плавание в тёплых сдерживающих водах материнской утробы. Некоторые переживали ещё более странные воспоминания, распознавая себя в куда более старом человеке, чем сейчас, в другом теле и в другом месте в давние времена. Это осознание шокирует, но оно неотвратимо – это были они в предыдущей жизни.

 

Эти воспоминания, происходящие за счёт джханы, гораздо чётче, чем то, что мы обычно называем воспоминаниями, и они полностью отличны от того, что мы называем фантазиями. Они приходят только в состояниях возвышенной осознанности, где чёткость вашего восприятия значительно увеличена, и обе эти особенности создают уникальное ощущение уверенности распознавания вашей личности.

 

Более того, зачастую эти ранние воспоминания настолько тревожат, что не могут быть продуктом мечтаний. Одна моя ученица вспомнила свои первые недели младенчества, посмотрела на женщину, которая ласково покачивала её, и ужаснулась от осознания того, что та разительно отличалась от той женщины, которую она считала своей матерью. Её удочерили? Было ли что-то, что её мать скрывала от неё? При первой возможности она встретилась с той женщиной, которую называла матерью всю свою жизнь, и прямо в лоб спросила, была ли та её биологической матерью. Ошеломлённая мать вначале поинтересовалась к чему такой вопрос. Когда та рассказала о воспоминании в медитативном опыте, мать попросила мою ученицу описать, как выглядела та женщина, которую она увидела в медитации. С лёгкостью и во всех деталях она привела описание. Мать заулыбалась, поскольку сразу поняла о ком идёт речь. Той женщиной была нянька, которую она наняла в первые недели после родов. Мать была поражена, с какой точностью дочь запомнила все черты няньки. Таким образом, дочь успокоилась, убедившись, что её мать была её родной матерью.

 

Некоторые воспоминания пугают ещё больше, поскольку возвращают вас к прошлому переживанию собственной смерти в прошлой жизни. Для некоторых из моих учеников это было настолько неприятным, что они отворачивались от этих переживаний уже через несколько секунд. Нужно отметить, что переживание смерти в прошлой жизни ближе всего по времени к нынешней жизни, и, как правило, такое глубокое переживание оставляет неизгладимый шрам. Требуется бесстрашие, получаемое за счёт самадхи, чтобы рассмотреть это мучительное событие и продвинуться далее, к ещё более ранним временам. Требуется приверженность к истине. Подобные мучительные сцены не оставляют ни малейших сомнений в том, что это не мечтательные фантазии, а чёткое и шокирующее воспоминание реальных событий из прошлой жизни.

 

Эти воспоминания прошлых жизней считаются глубоким прозрением по четырём причинам. Во-первых, сам Будда называл это первым из “трёхкратных знаний” (tevijjā) (МН 91, 33), ведущих к просветлению. Затем, в Секха сутте (МН 53, 20), Будда сравнивал воспоминания прошлых существований с первым пробиванием цыплятами яичной скорлупы. Во-вторых, они могут прийти только после опыта джханы, равно как и видение вещей такими, какие они есть (yathā bhutā ñāadassanan), что происходит также только после джханы (АН VII, 61). В-третьих, воспоминания прошлых жизней основано на личном опыте здесь и сейчас, а не на вере, традиции или умозаключении. В-четвёртых, это меняет всю вашу жизнь. Это тотально меняет вашу систему ценностей и взглядов. К примеру, страх собственной смерти и горесть из-за смерти других людей значительно уменьшаются. Теперь вы по-другому смотрите на свою жизнь. Вы видите “полную картину”, или, как говорят, всю мозаику, а не один крошечный фрагмент, называемый сроком этой жизни. Самое важное, что только теперь вы получаете прямые знания из вашего собственного расширенного опыта, чтобы воистину оценить то, что Будда называл dukkha, или страданием. Вы поймёте, почему самый мудрейший ученик Будды, Сарипутта, сказал: “Рождение вновь – это самая суть страдания, окончание рождений – самая суть счастья!” (АН X, 65).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: