Четыре благородные истины – это столп учения Будды. Первая из них – это истина о страдании. Затем Будда сказал, что основная причина тому, что существа не просветлённые, заключается в том, что они не могут полностью понять страдание (ДН 16, 2, 1).
Одной из причин, почему существа не понимают страдание полностью, является тот факт, что они видят только эту жизнь, а чаще, даже всего лишь часть этой жизни. Отвергая уже сейчас неизбежные болезни и смерть, они отвергают и свои собственные прошлые и будущие жизни ещё сильнее! Когда человек не стремится увидеть полную картину, он никогда не сможет достичь полного понимания. Поэтому тот, кто направляет себя в сторону истины и вдохновляется свободой, которую несёт эта истина, должен сразиться с этим глубинным отрицанием перерождения с помощью глубокого прозрения на основе джханы.
Когда вы получаете глубокое прозрение о ваших многочисленных жизнях, которое основывается на джхане, а потому не несёт ни малейших сомнений, тогда может появиться глубокое прозрение в полное понимание страдания. Тогда вы сможете осознать подобные высказывания Будды:
Слёз, что вы пролили бесчисленные жизни в сансаре из-за встречи с несчастьем, больше, чем воды в океане (СН 15, 3).
Груда костей, что вы оставили из-за бесчисленных смертей, выше любой горы (СН 15, 10).
Долгое время ваши кости наполняли кладбища, достаточно долгое для того, чтобы ощутить отвращение к жизни, стать беспристрастным к жизни и освободиться от жизни. (СН 15, 1).
Полное понимание видит, что когда есть рождение, будет и неизбежное страдание. Глубокое прозрение, основанное на прямом познании практически невообразимой широты сансары, видит это в вашей убеждённости, а не в интеллекте. Оно видит важнейшее звено цепи взаимозависимого возникновения (iccasamupppatāda) – “рождение есть причина страдания” (jātipaccayā dukkha). Благодаря этому переворачивающему вашу жизнь прозрению жажда и привязанности начинают угасать. Нет больше ничего, к чему стоило бы цепляться.
|
Опыт джханы раскрывает второй проход к полному пониманию страдания: глубокое прозрение в счастье! Одной из основных черт джханы является длительное переживание блаженства, невиданного ранее. Блаженство джханы, как я уже говорил, намного более приятно и продолжительно, нежели сексуальный оргазм. Это незабываемый опыт. Он изменяет ваши убеждения о счастье. Даже чувство влюблённости гораздо слабее по сравнению с этим. Вне всяких сомнений, вы захотите узнать, чем является это блаженство и каков его источник.
Удавка
Яркий пример Аджана Чаа, рассказывающий об удавке, о чём я уже упоминал во второй главе, поможет объяснить это счастье. Представьте, что человек уже родился с верёвкой на шее, за которую его постоянно тянут два невидимых демона. Он так вырос и, не зная ничего иного, привык к этой трудности вплоть до того, что теперь её даже не замечает. Даже когда он практикует осознанность, он не может распознать эту верёвку. Она всегда там, и это считается нормальным, а потому это исключается из области его внимания. Затем одним прекрасным днём два демона под названием “Пять чувств” и “Делание” исчезают на некоторое время и отпускают верёвку. Впервые в жизни человек переживает свободу от удавки, освобождение от тяжести пяти чувств и делания. Он испытывает невообразимое блаженство, которого никогда не знал прежде. Только тогда он может понять, что такое счастье и сколько страданий приносит верёвка и два скрытых демона. Он также осознаёт, что счастье – это отсутствие страданий.
|
Аналогичным образом вы рождаетесь с телом, прочно “привязанным” к вашему уму вместе с демонами пяти чувств и деланием (волей, выбором, контролем и т.д.), которые крепко удерживают вас. Вы выросли с этим, привыкли к этому, и думаете, что это нормально. Некоторые даже начинают наслаждаться миром пяти чувств, начинают заниматься деятельностью, даже умственной, называемой мышлением. На самом деле люди полагают, что это счастье. Невероятно! Даже когда вы практикуете осознанность к пяти чувствам или воле (cetanā), вы не можете распознать их внутреннюю природу страдательности. Да и как вы можете, если это всегда казалось “таким, как есть”? Затем однажды, в самый первый раз, вы входите в джхану. Пять чувств вместе с движением ума, называемым “деланием” полностью исчезают на время. С их исчезновением пропадает и тело, и в самый первый раз в этой жизни ум свободен от всякого делания, от всей деятельности пяти чувств, свободен от отягощающего тела, которое подобно прочной верёвке, что душит красивый ум. Вы переживаете блаженство джханы, что мощнее любого счастья, которое вы когда-либо знали. Только теперь вы можете понять, что есть счастье, а что есть страдание. Только теперь вы понимаете, что тело является страданием, что зрение, слушание, обоняние, вкус и телесные ощущения каждый раз и каждое по отдельности – это страдание, и всякое делание – это тоже страдание, вновь и вновь. Произошло глубокое прозрение во всеобъемлющее страдание. И вы осознаёте, что блаженство джханы было результатом исчезновения этого огромного страдания, которое пропало на время длительности джханы.
|
Пока вы не получите опыта джханы, где исчезают все пять чувств, вы не сможете распознать, что созерцание утренних капель росы на розе ранним утром тоже является страданием, или что слушание властной пятой симфонии Бетховена тоже страдание, или что переживание лучшего секса подобно ожогу. Вам покажутся подобные заявления безумием. Но когда вы на личном опыте познаете джхану, вы поймёте, насколько правдивы эти утверждения. Как говорил Будда в суттах: “Что обычный человек называет счастьем, то просветлённый называет страданием” (СН 35, 136). Глубокое прозрение видит то, что недоступно обычным людям, то, что для них непостижимо и часто шокирует. Видеть рождение собственного ребёнка может казаться самым прекрасным моментом в жизни, но только если вы не знаете ничего лучшего. Джхана – это то, что лучше, и она может изменить всё ваше понимание счастья. И в результате она раскроет значение страдания. Она в буквальном смысле взорвёт ваш ум.
Пример с тюрьмой
Другой пример, делающий на этом же свой акцент, повествует о человеке, который родился и вырос в тюрьме и никогда не выходил за её пределы. Всё, что он знал – это тюремная жизнь. У него нет концепции свободы, которая лежит за пределом его мира. И он не понимает, что тюрьма – это страдание. Если кто-нибудь сказал бы ему, что его мир – страдание, он бы не согласился, поскольку все его переживания находятся в пределах этой самой тюрьмы. Но однажды он находит давным-давно прорытый под стенами тюрьмы тоннель, который ведёт к невообразимому и широчайшему миру подлинной свободы. Только когда он вошёл в этот тоннель и сбежал из тюрьмы, он понял, каким страданием было заключение и что побег из этой тюрьмы, это конец страдания, то есть счастье.
В этом примере тело – это тюрьма, высокие стены тюрьмы – пять чувств, а непрестанно донимающий тюремный страж – ваша собственная воля, управляющий. Прорытый давным-давно тоннель, через который можно совершить побег – это джхана (АН IX, 42). Только когда вы пережили джхану, вы осознаёте, что мир пяти чувств, даже в самом лучшем случае, это на самом деле тюрьма из пяти стен, некоторые из которых более-менее комфортабельны, но это всё ещё тюрьма, где каждый ждёт смертной казни! Только после глубокого самадхи вы понимаете, что “воля” была вашим мучителем, маскирующимся под свободу, но никогда не позволявшим вам жить мирно и спокойно. Только вне тюремных стен вы можете собрать данные, которые станут основой глубокого прозрения, что раскроет истину страдания.
Подводя итог, можно сказать, что без опыта джханы ваше знание о мире слишком ограничено для того, чтобы полностью познать страдание, что требуется в первой благородной истине, и продвинуться к просветлению.