Пять помех и глубокое прозрение




Пять помех не дают увидеть вещи такими, какие они есть. Напомню, что пятью помехами являются:

  • чувственное желание
  • недоброжелательность
  • лень и апатия
  • беспокойство и сожаление
  • сомнение

 

Чувственное желание искажает истину так, чтобы она нам понравилась. Например, когда я, будучи подростком, впервые попробовал пиво, я не мог поверить в то, что оно настолько противное. Однако в мужском обществе, в котором я жил, пиво практически боготворилось и являлось важнейшей частью всех праздников. Поэтому через какое-то время мне стал нравиться вкус пива. Изменился не вкус пива, а моё восприятие этого вкуса подстроилось под мои желания. Истина была искажена желанием. С сексом аналогичная ситуация. Подпитываемая обществом гормональная жажда к совокуплению искажает непосредственный опыт, выставляя секс желанным. Действительно ли сексуальное удовольствие показывает истину вещей, или всё же желание заставляет нас в это верить? Достопочтенный Ананда говорил Достопочтенному Вангисе, что похоть является искажением восприятия! (СН 8, 4).

 

Недоброжелательность, вторая помеха, это та сила, которая стоит за нашими отрицаниями. Нам настолько отвратительны старость, болезни и смерть, что мы отрицаем их, полагая, что это не случится с нами. Мы отказываемся видеть реальность этого тела такой, какая она есть, и вместо этого довольствуемся обманом. Нам отвратительна идея разлуки с близкими, а потому мы живём в фантазии, где они будут с нами всегда. Мы не выносим доказательств того, что ошибаемся, а потому искажаем факты, чтобы обмануться. Итак, истина часто не соответствует нашим пожеланиям, и мы просто напросто подсознательно блокируем всякое её проявление. Недоброжелательность – основное препятствие, которое не даёт нам увидеть вещи в истинном свете.

 

Лень и апатия – это вялость тела и тупость ума. Это похоже на прогулку в темноте, когда ничего не видно. Опять-таки, именно в сумерках, когда нет возможности ясно всё увидеть, девушка выглядит как супермодель, а парень – как звезда футбольной команды. Не многие влюбились бы друг в друга, если бы пошли на свидание при свете дня, где ясно рассмотрели бы все прыщи друг у друга. Ночь искажает правду вещей. Таким же образом, лень и апатия искажают истину подобно тусклому свету.

 

Беспокойство и сожаление не дают вам времени для того, чтобы полностью рассмотреть истину. Ум быстро мечется и осознанность не получает полной информации. К примеру, мой монастырь находится на вершине холма, примерно в двух километрах от магистрали. Несколько лет меня возили вверх и вниз по холму только на машине, но однажды я решил подняться пешком по крутой дороге. Пока я шёл, меня удивило, насколько иными предстали долина и склон холма, хотя мне казалось, что я знал эту местность очень хорошо. Пейзаж выглядел не только более красивым, но и казался куда богаче в цвете и деталях. Тогда я остановился, и всё изменилось опять. Я неподвижно наблюдал за тем, как пейзаж становится ещё более восхитительным, замечая изысканные черты, на которые прежде я не обращал внимания. Всё было настолько чистым, полным, восхитительным. Когда вы смотрите через окно движущегося автомобиля, вы замечаете лишь частицу того, что находится за окном. Для света, который попадает на сетчатку глаза, не хватает времени, чтобы составить цельную картину прежде, чем сменится кадр. Когда вы прогуливаетесь, у зрения достаточно времени, чтобы распознать больше деталей. А когда вы стоите, у зрения есть полная возможность познать всю богатую красоту этой чудесной долины. Только остановившись, я смог увидеть полную правду о склоне холма. Аналогичным образом, когда останавливается ум, вы можете увидеть полную истину о том, какими являются вещи.

 

Сомнение Будда сравнивал с блужданием в пустыне (МН 39, 14), где нет ни указателей, ни карты, чтобы найти дорогу. Сомнение мешает увидеть истину вещей просто потому, что вы не знаете ни куда смотреть, ни как смотреть. Будда дал карту, которая называется Дхаммой, записанную для следующих поколений в виде сутт, чтобы указать путь. Книги, подобные этой, тоже играют свою роль в подкреплении послания сутт за счёт добавления дополнительных указателей в пустыне.

 

Итак, пять помех – это эксперты по связям с общественностью, работающие на невежество. Они препятствуют видению вещей в истинном свете, и вместо этого предлагают вашему вниманию то, что принято в обществе, то, что приятно и не создаёт трудностей. Более того, работа этих пяти помех осуществляется за кадром. В целом вы не осознаёте их манипуляций. Вот почему это называется невежеством. Поэтому когда действуют эти пять помех, вы не можете быть уверены в том, что осознанность видит вещи в ясном свете. Единственный момент, когда вы можете быть уверены в том, что прозрению можно доверять, это в случае исключения всех пяти помех на определённое время.

 

Таким образом, обязательным предварительным условием для всякого значимого прозрения, особенно глубокого, является оставление пяти помех на длительное время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: