Классификация доходов организации




Под доходами организации подразумевается увеличение эконо­мических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличе­нию капитала.

Так же как и расходы, доходы подразделяются на:

• доходы от обычных видов деятельности;

• операционные;

• внереализационные;

• чрезвычайные.

Доходы от обычных видов деятельности является выручка от про­дажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К операционным доходам относятся:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во времен­ное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, воз­никающих из патентов на изобретения, промышленные об­разцы и других видов интеллектуальной собственности;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

• прибыль, полученная организацией в результате совместной Деятельности (по договору простого товарищества);

• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование де-нежных средств организации, а также проценты за использо­вание банком денежных средств, находящихся на счете орга­низации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

• штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по кото­рым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных ак­тивов);

• прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной дея­тельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

9. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды

С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С точки зре­ния хозяйственной прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на коней и начало отчетного периода.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к по­ниманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Поэтому следует четко разграничивать понятия «бухгалтерская при­быль» и «экономическая прибыль». Первая — результат реализации товаров и услуг, вторая — результат «работы» капитала.

Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль — это превышение расходами доходов: Доходы - Расходы = Прибыль. Обратное положение называется убытком.

Прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

• служит критерием и показателем эффективности деятельно­сти организации (предприятия);

• выполняет стимулирующую функцию;

• служит источником формирования бюджетов различных уровней;

• служит источником развития организации (предприятия) и при­роста акционерного капитала.

Прибыль организации – основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом. В состав конечного финансового результата — прибыли организации за финансовый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные и другие прочие доходы за вычетом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов (см. выше).

Планирование прибыли

Важное место в финансовом планировании занимает этап пла­нирования прибыли. Эта часть планирования использует все пара­метры бизнес-плана и является решающей в определении финансо­вого результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров про­изводственной, хозяйственной и финансовой деятельности орга­низации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияю­щие на ее рост.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). В процессе раз­работки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются методы:

• прямого счета;

• аналитический;

• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;

• на основе бюджетирования.

Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный счет прибыли от выпуска и реализации продукции.

Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана.

2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. При­меняется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раз­дельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. (Сравни­мая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска). По этим данным можно определить базо­вую рентабельность Р0:

Ро = По / Стп * 100%,

где По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на сумму прибыли, но это проявля­ется в основном только при наличии стабильных условий хозяйст­вования.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (операцион­ного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли ба­зируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организа­ция (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут по­мчать прибыль. Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно по­крыть все свои расходы не получая прибыль, но и без убытка. Уве­личение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критиче­ского приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага — из­менение прибыли при изменении объема реализации. Эффект опе­рационного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздейст­вием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воз­действие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воз­действие операционного рычага уменьшается.

Сила воздействия операционного рычага = МД / Прибыль

4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансо­вого планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли ос­нован на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Первый этап – организационный. На этом этапе проводят маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Оценивается производственный потенци­ал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин — объема платежеспособного спроса и объема производст­венных мощностей — выбирается наименьшая, и планируется объ­ем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора постав­ки и формируется портфель заказов.

Второй этап — производственное планирование. Цель этого этапа — разработка производственной программы. Здесь определя­ется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация.

Третий этап связан со вторым, он включает в себя плани­рование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчи­тываются в форме бюджетов.

Четвертый этап – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов.

Пятый этап – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных дохо­дов за минусом операционных и внереализационных расходов. Ин­вестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Финан­совая деятельность – доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный ба­ланс и, наконец, финансовый план.

 

Факторы роста прибыли

Фактор Пояснение
Объем продаж При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет сни­жения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции
Рост цен В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товара­ми, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора
Снижение себестои­мости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов
Обновление ассор­тимента и номенкла­туры выпускаемой продукции Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления как производственных фондов, так и вы­пускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: