Глава 3. МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Экспресс-диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе экспресс-диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями), динамику этих показателей в течение года.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Быстрота
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5—7 м ставится хорошо видимой с линии старта черта-ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления
ребенком движения на финише. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится результат лучшей из трех попыток.
|
Сила
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление
и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром.
Скоростно-силовые качества
Скоростно-силовые возможности плечевого пояса и мышц ног
можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, и прыгает в длину с места. Это связано с тем, что прыжок и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений.
Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.
Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.
Ловкость
Ловкость — это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обста-
|
новки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.
Дошкольники 3—7 лет с интересом выполняют и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы т.д.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.
Для оценки ловкости у старших дошкольников используются три упражнения повышенной координационной сложности — УПКС-1, УПКС-2, УПКС-3.
После трех показов ребенку предлагается повторить упражнение. Выполнение оценивается по пятибалльной системе. Каждому ребенку даются три попытки. За правильное выполнение с первой попытки ставится «5», со второй — «4», с третьей — «3». Если с трех попыток упражнение у ребенка не получается, то повторяется показ, и далее выполнение оценивается аналогично, но уже по четырехбалльной системе.
УПКС-1
и.п.- о.с.
1 — левая рука к плечу;
2 — правая рука к плечу;
3 — левая рука вверх;
|
4 — правая рука вверх;
5 — левая рука к плечу;
6 — правая рука к плечу;
7 — левая рука вниз;
8 - И. П. УПКС-2
И. П.-О. С.
1 — правая рука вперед, левая рука в сторону;
2 — правая рука вверх, левая рука вперед;
3 — правая рука всторону, левая рука вверх;
4-И. П. УПКС-3
Упражнение выполняется на основе мышечных ощущений без включения зрительного анализатора.
И. П.-О. С.
1 — руки в стороны;
2 — вращение правой рукой на 360°;
3 — правая рука вниз;
4 - И. П.
При непосредственной помощи экспериментатора, направляющего движение рук, ребенку предлагается запомнить порядок выполнения движений.
Выносливость
Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
Гибкость
Гибкость — морфофункциональныесвойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Гибкость оценивается при помощи упражнения: наклон вперед,
стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Возрастно-половые показатели развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста
Пол | Бег на 30 м, с | Бег на 10 м, с | Бег на расстояние, с* | Метание набивного мяча, см | Метание мешочка с песком вдаль, см | Прыжок в длину с места, см | Прыжок в высоту с места, см | Статическое равновесие, | Становая сила, кг | Сила кисти рук, кг | ||
Правая рука | Левая рука | Правая рука | Левая рука | |||||||||
4 года | ||||||||||||
Мальчики | 10.5-8.8 | 3.3-2,4 | — | 117-185 | 2.5-4.1 | 2.0-.3.4 | 60-90 | 14—18 | 3..3—5.1 | 14-18 | 3.9—7.5 | 3.5-7.1 |
Девочки | 10.7—8.7 | 3.4-2;6 | — | 97-178 | 2.4-3.4 | 1.8-2.8 | 55-93 | 12-15 | 5.2-8.1 | 12-16 | 3.1-6.0 | 3.2-5.6 |
5 лет | ||||||||||||
Мальчики | 9.2-7.9 | 2.5-2.1 | — | 187-270 | 3.9-5.7 | 2.4-4.2 | 100-110 | 20-26 | 7.0—11.8 | 18-25 | 6-9 | 6-8 |
Девочки | 9.8—8.3 | 2.7-2.2 | — | 138-221 | 3,0-4.4 | 2.5-3.5 | 95-104 | 20-35 | 9.4-14.2 | 14-20 | 6-8 | 5—7 |
6 лет | ||||||||||||
Мальчики | 7.8-7.0 | 2.2-2.0 | — | 450-570 | 6.7-7.5 | 5.8-6.0 | 116-123 | 22-25 | 40-60 | 20^23 | 10.5 | |
Девочки | 7.8-7.5 | 2.4-2.2 | ■: — | 340-520 | 4.0-4.6 | 4.0-4.4 | 111-123 | 21-24 | 50-60 | 19-21 |
* Расстояние и время пробега на дистанции на выносливость колеблются у детей в больших пределах, поэтому в таблице они не приводятся.