«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Развернутый вариант диагностики включает представленное выше содержание экспресс-диагностики, направленной на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и качества ее освоения детьми (развитие у детей физических качеств, особенности накопленного двигательного опыта: овладения основными движениями, динамику этих показателей в течение года), более подробное изучение особенностей здоровья, физического развития детей, проявлений потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также освоение ребенком позиции субъекта двигательной деятельности.
Ниже приводится описание отдельных диагностических методик.
При оценке качества здоровья каждого ребенка педагогу важно получить информацию о его группе здоровья, имеющихся отклонениях в состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях.
Особого внимания заслуживает изучение особенностей физического развития, состояния функциональных систем организма, адаптационного ресурса.
Предлагаемые диагностические задания доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки воспитателей и позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты.
МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.
Антропометрическими показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы.
Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела (рост) у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.
|
Известно, что интенсивность увеличения длины тела и ее окончательные размеры обусловлены генетически. В связи с этим, зная рост родителей ребенка, можно рассчитывать его рост в будущем, когда он станет взрослым.
Рост мужчины = (рост отца + рост матери) х 0,54—4,5.
Рост женщины = (рост отца + рост матери) х 0,51—7,5.
Для определения соответствия роста возрастным нормам можно пользоваться также следующими формулами.
Рост мальчика = (6х возраст) + 77. Рост девочки = (6 х возраст) + 76.
Рост, масса, телосложение человека изменяются с возрастом. Значительные индивидуальные различия по этим показателям наблюдаются между одногодками.
Поэтому целесообразно внутри каждого возраста выделить три основных типа детей по показателям физического развития: большие (Б) дети, то есть дети, имеющие высокие показатели массы и длины тела; средние (С) и маленькие (М) — соответственно имеющие средние и малые значения данных величин (это можно увидеть в таблице «Воз-растно-половые показатели развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста»).
Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки) и зависит как
от генетической заданности, определяющей конституционные особенности ребенка, так и от факторов внешней среды (в том числе и от физической нагрузки).
|
Масса тела может рассчитываться по формулам:
2 х возраст + 9 (для детей от 2 до 5 лет);
3 х возраст + 4 (для детей от 5 до 12 лет)
или сравнивается с результатами таблицы.
Превышение массы тела на 10% называется ожирением и требует коррекции.
Задержка или отсутствие приростов соматических размеров, тел а, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.
Рост, масса тела и их допустимые отклонения у детей
Возраст, лет | Тин ребенка | Средний рост, см | Отклонение, см | Средняя масса, кг | Отклонение, кг |
Б | 105,5 | 2,8 | 16.8 | 2,5 | |
С | 98,7 | 2,5 | 13,4 | 1,9 | |
М | 91,3 | 1,9 | 11,3 | 1,6 | |
Б | 113,3 | 2,2 | 17,1 | . 2,3 | |
С | 106,2 | 2,4 | 15,4 | 1,5 | |
М | 98,5 | 2,1 | 12,2 | 1,9 | |
Б | 120,4 | 2,9 | 24,3 | 2,4 | |
С | 111,6 | 2,7 | 16,3 | 2,1 | |
М | 104,0 | 2,2 | 13,9 | 1,9 | |
Б | 124,2 | 2,3 | 27,2 | 2,2 | |
С | 118,7 | 2,2 | 21,7 | 1,8 | |
М | 113,2 | 2,4 | 16,2 | 2,2 | |
Б | 131,6 | 2,9 | 29,2 | 2,2 | |
С | 123,1 | 2,6 | 23,7 | 1,9 | |
М | 118,6 | 2,1 | 18,2 | 2,2 |
Третьим важным показателем физического развития является окружность грудной клетки.
Средние показатели окружности грудной клетки, см
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
53,6 | 53,0 | |
4. | 54,2 | 54,4 |
56,4 | 55,9 | |
58,0 | 57,2 |
О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов. Так, по индексу Пинье (ИП) определяется пропорциональность длины тела, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК):
ИП = рост (см) — (масса (кг) + ОГК (см)).
Чем меньше индекс Пинье, тем крепче телосложение.