ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ




«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Развернутый вариант диагностики включает представленное выше содержание экспресс-диагностики, направленной на выявление ос­новных показателей готовности к усвоению программы и качества ее освоения детьми (развитие у детей физических качеств, особенности накопленного двигательного опыта: овладения основными движения­ми, динамику этих показателей в течение года), более подробное изу­чение особенностей здоровья, физического развития детей, проявле­ний потребности в двигательной активности и физическом совершен­ствовании, а также освоение ребенком позиции субъекта двигательной деятельности.

Ниже приводится описание отдельных диагностических методик.

При оценке качества здоровья каждого ребенка педагогу важно получить информацию о его группе здоровья, имеющихся отклонени­ях в состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях.

Особого внимания заслуживает изучение особенностей физичес­кого развития, состояния функциональных систем организма, адапта­ционного ресурса.

Предлагаемые диагностические задания доступны, не требуют до­полнительной специальной подготовки воспитателей и позволяют по­лучить статистически достоверные, надежные результаты.


МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физиче­ских сил, выносливости и работоспособности организма.

Антропометрическими показателями физического развития являют­ся длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы.

Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела (рост) у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.

Известно, что интенсивность увеличения длины тела и ее оконча­тельные размеры обусловлены генетически. В связи с этим, зная рост родителей ребенка, можно рассчитывать его рост в будущем, когда он станет взрослым.

Рост мужчины = (рост отца + рост матери) х 0,54—4,5.

Рост женщины = (рост отца + рост матери) х 0,51—7,5.

Для определения соответствия роста возрастным нормам можно пользоваться также следующими формулами.

Рост мальчика = (6х возраст) + 77. Рост девочки = (6 х возраст) + 76.

Рост, масса, телосложение человека изменяются с возрастом. Зна­чительные индивидуальные различия по этим показателям наблюда­ются между одногодками.

Поэтому целесообразно внутри каждого возраста выделить три ос­новных типа детей по показателям физического развития: большие (Б) дети, то есть дети, имеющие высокие показатели массы и длины тела; средние (С) и маленькие (М) — соответственно имеющие средние и малые значения данных величин (это можно увидеть в таблице «Воз-растно-половые показатели развития двигательных качеств у детей до­школьного возраста»).

Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки) и зависит как


от генетической заданности, определяющей конституционные особен­ности ребенка, так и от факторов внешней среды (в том числе и от физической нагрузки).

Масса тела может рассчитываться по формулам:

2 х возраст + 9 (для детей от 2 до 5 лет);

3 х возраст + 4 (для детей от 5 до 12 лет)

или сравнивается с результатами таблицы.

Превышение массы тела на 10% называется ожирением и требует коррекции.

Задержка или отсутствие приростов соматических размеров, тел а, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о не­благоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.

Рост, масса тела и их допустимые отклонения у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст, лет Тин ребенка Средний рост, см Отклонение, см Средняя масса, кг Отклонение, кг
  Б 105,5 2,8 16.8 2,5
С 98,7 2,5 13,4 1,9
М 91,3 1,9 11,3 1,6
  Б 113,3 2,2 17,1 . 2,3
С 106,2 2,4 15,4 1,5
М 98,5 2,1 12,2 1,9
  Б 120,4 2,9 24,3 2,4
С 111,6 2,7 16,3 2,1
М 104,0 2,2 13,9 1,9
  Б 124,2 2,3 27,2 2,2
С 118,7 2,2 21,7 1,8
М 113,2 2,4 16,2 2,2
  Б 131,6 2,9 29,2 2,2
С 123,1 2,6 23,7 1,9
М 118,6 2,1 18,2 2,2

Третьим важным показателем физического развития является ок­ружность грудной клетки.


Средние показатели окружности грудной клетки, см

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
  53,6 53,0
4. 54,2 54,4
  56,4 55,9
  58,0 57,2

О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов. Так, по индексу Пинье (ИП) определяется пропорциональность длины тела, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК):

ИП = рост (см) — (масса (кг) + ОГК (см)).

Чем меньше индекс Пинье, тем крепче телосложение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: