МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА




Целеустремленность. Исходя из того что данное качество опреде­ляется как умение подчинить свое поведение устойчивой цели, детям предлагается контрольное задание № 1 — «Подъем на гимнастическую скамейку в условиях помехи». Перед ребенком, выполняющим зада­ние, помещаются большие часы, на которых отмечается время, до которого ребенок должен выполнить задание. Данное задание дети выполняли в течение 1,5 минут.


И. П. — О. С. перед скамейкой. 1 — правая нога на скамейке. 2 — приставить левую, встать на скамейку. 3 — опустить правую ногу на пол. 4 — приставить к ней левую.

Задание необходимо было выполнять четко, ритмично, не отвле­каясь. Через 20 секунд после начала выполнения задания на глазах у испытуемого с ракетками и воланом начинают играть два ребенка. Фиксируется способность ребенка подчинить свое поведение опреде­ленной цели — выполнению длительное время однообразной физи­ческой тяжелой и неинтересной для него деятельности не отвлекаясь. Фиксируется выполнение задания, количество ошибок.

Высокий уровень выполнения задания — допущено 2—3 ошибки, 1—2 отвлечения; средний уровень — более 3 ошибок, 2—3 отвлечения; низкий уровень — задание не выполнено.

Настойчивость. Исходя из того что данное качество определяется как умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности, используется контрольное задание №2 («Вис на гимнастической стен­ке»). Ребенку предлагалось подняться на гимнастическую стенку и выполнить вис на прямых руках.

Фиксируется время, в течение которого дети удерживались до на­ступления утомления и после. Время выполнения упражнения находит­ся в зависимости не только от уровня развития мышечной силы, но и — особенно — на фоне утомления от проявления детьми волевого усилия.

Высокий уровень выполнения задания — вис более 30 секунд; средний уровень — вис от 10 до 30 секунд; низкий уровень — менее 10 секунд.

Решительность. Исходя из того что данное качество определяется как умение принять своевременно устойчивое решение и без лишних задержек переходить к его выполнению, используется контрольное задание №3. Детям предлагается попытаться перепрыгнуть через планку (заведомо поднятую на высоту, являющуюся чрезвычайно сложной для преодоления (высота 40 см)). Отмечается не столько вы­полнение задания как такового, сколько наличие попыток добиться положительного результата.

Результаты фиксируются следующим образом: выполнил прыжок; предпринял попытку, но не довел до конца; от попытки отказался.

Высокий уровень выполнения задания — предпринял попытки, довел выполнение задания до конца (перепрыгнул через препятствие), сред­ний уровень — предпринимал попытки, но не выполнил прыжок; низ­кий уровень — отказался от попыток выполнить задание.

Смелость. Исходя из того что данное качество определяется как умение идти к цели, невзирая на грозящие опасности, используется


контрольное задание №4. Детям предлагается сделать кувырок назад с наклонной поверхности — горки (высота 70 см.). До начала испы­тания дети должны быть ознакомлены с техникой выполнения кувыр­ка назад. Задание предлагается только детям, не имеющим медицин­ских отводов. Задание сложно тем, что выполнить кувырок нужно было не на ровной прямой поверхности, а на наклонной поверхности. Чтобы успешно выполнить его, детям приходится бороться с боязнью высоты, падения. Данное задание проводится при страховке со сторо­ны педагога. Фиксируется, выполнил ли ребенок кувырок без колеба­ний; колебался, но выполнил задание; от выполнения отказался.

Высокий уровень выполнения задания — выполнил без колебаний; средний уровень — колебался, но выполнил задание; низкий уровень — отказался от выполнения.

Выдержка и самообладание. Исходя из того что данное качество определяется как умение владеть собой в любых условиях, использу­ется контрольное задание №5. Дети делятся на две команды, выстро­енные за контрольной чертой на расстоянии 5 метров от двух корзин. У каждого ребенка в руках мяч. Участникам обеих команд предлага­ется по очереди добежать до своей корзины и забросить в нее мяч. В случае промаха мяч должен быть подобран и попытка повторена. Следующий участник каждой команды может стартовать из-за кон­трольной черты только после того, как мяч предыдущего участника будет в корзине. Выигрывает команда, первой забросившая все мячи. Фиксируется не скорость и точность выполнения задания, а умение ребенка владеть собой при выполнении игровых правил. Кроме того, фиксируются индивидуальные особенности поведения ребенка при взаимодействии с другими партнерами по команде.

Высокий уровень выполнения задания — стартовал вовремя, не пере­ступал контрольной черты; средний уровень — переступал черту во время ожидания, но начал вовремя; низкий уровень — стартовал преж­девременно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: