Задание 1 — на оценку статического равновесия.
Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 секунд, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками.
Задание 2 — на оценку динамического равновесия.
Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
Задание 3 — на оценку общего уровня психомоторного развития.
Ребенку предлагается пробежать 5 м до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола
лист бумаги и сложить его пополам, затем вернуться назад, в исходное положение. Время выполнения задания — 15 секунд.
Анализ выполнения текстовых заданий позволяет собрать достаточно точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
К УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ
НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ВИДОВ ПРЫЖКОВ, МЕТАНИЙ, ЛАЗАНИЯ
Применение данной методики обусловлено необходимостью обеспечения готовности каждого ребенка шестого года жизни по уровню развития физических качеств к успешному (быстрому и правильному) освоению техники наиболее трудных, но чрезвычайно привлекательных для детей основных движений: прыжков в длину и в высоту с разбега, метания в даль и в цель способом из-за спины через плечо, лазания разноименным способом по гимнастической лестнице, по канату способом в три приема. Проводится тестирование по уровню развития физических качеств, определяющих успех дальнейшего обучения (показатели представлены в таблице).
Показатели готовности детей шестого года жизни
К освоению наиболее сложных видов
Прыжков, лазания, метаний
Показатели | Тесты | Пол | Уровень развития двигательных качеств |
I.Сила, кг | Становая динамометрия | М д | 27,5 и более 24,2 и более |
2. Скоростно-силовые возможности мышц, плечевого пояса, см | Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы из и. п. «сидя» | м д | 292 и более 280 и более |
3. Динамическая выносливость (индекс) | Частота сердечных сокращений после выполнения приседаний, количество приседаний за 30 с | м д | 4,8 и ниже 4,7 и ниже |
4. Общая статическая выносливость, с | Вис на гимнастической стенке | м д | 42,6 и более 36,6 и более |
5. Статическое равновесие, с | Время стояния на одной ноге, вторая согнута и упирается в колено первой; руки на поясе | м д | 28,0 и более 26,8 и более |
Окончание табл.
Показатели | Тесты | Пол | Уровень развития двигательных качеств |
6. Общая гибкость, см | Опускание пальцев ниже уровня скамейки при наклоне, стоя на скамейке | М д | 5,4 и более 5,8 и более |
7. Ловкость, с | Полоса препятствий | м д | 21,9 23,5 |
Пояснение: полоса препятствий включает: И. П. — стоя спиной к гимнастической скамейке; поворот кругом; бег по скамейке (5 м) с поворотом на 360° на середине скамейки; ходьбу с подбрасыванием малого мяча (4 м); проползание по скамейке, опираясь на кисти и голени, используя произвольный способ координации движений рук и ног (5 м); бег «змейкой» между кеглями (4 м). За каждую ошибку добавляется 3 секунды.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий их жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней
двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.