№ | Наименование показателя. | Пол | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
Время бега на 10 м с ходу (сек.) | Мал. Дев. | 2,8 – 2,7 3,0 – 2,8 | 2,5 – 2,1 2,6 – 2,2 | 2,3 – 2,0 2,5 – 2,1 | |
Время бега на 30 м со старта (сек.) | Мал. Дев. | 8,5 – 8,1 8,5 – 8,2 | 8,0 – 6,5 8,1 – 6,5 | 7,2 – 6,0 7,2 – 6,1 | |
Время челночного бега (3х10м) (сек.) | Мал. Дев. | 12,8 – 11,1 12.9 – 11,1 | 11,2 – 9,9 11,3 – 10,0 | 9,8 – 9,5 10,0 – 9,9 | |
Бег на выносливость: дистанция (м) | Мал. Дев. | 500 – 750 500 – 750 | 750 – 1500 750 – 1500 | 1500 – 2000 1500 – 1800 | |
продолжительность (мин) | Мал. Дев. | 3,0 – 5,0 3,0 – 5,0 | 5,0 – 10,0 5,0 – 10,0 | 10,0 – 14,0 10,0 – 13,0 | |
Длина прыжка в места (см) | Мал. Дев. | 85 – 130 85 – 125 | 100 – 150 90 – 140 | 130 – 155 125 – 150 | |
Длина прыжка с разбега (см) | Мал. Дев. | 120 – 145 120 – 145 | 130 – 180 130 – 170 | 180 – 210 150 – 200 | |
Высота прыжка вверх с места (см) | Мал. Дев. | 14 – 20 14 – 20 | 17 – 30 16 – 30 | 22 – 32 18 – 31 | |
Прыжки через скакалку (кол-во) | Мал. Дев. | 1 - 3 2 - 5 | 3 - 15 3 - 20 | 7 - 21 15 - 45 | |
Дальность броска набив-ного мяча весом 1 кг из-за головы, стоя (см) | Мал. Дев. | 160 – 230 150 – 225 | 175 – 300 170 – 280 | 220 – 350 190 – 330 | |
Дальность броска тен-нисного мяча (м) | Мал. Дев. | 5 – 9 4 – 9 | 7 – 12 6 – 10 | 11 – 15 8 – 11 | |
Подбрасывание и ловля мяча (кол-во) | Мал. Дев. | 15 – 25 15 – 25 | 26 – 40 26 – 40 | 45 – 60 40 – 55 | |
Отбивание мыча от пола (кол-во) | Мал. Дев. | 5 – 10 5 – 10 | 11 – 20 10 – 20 | 35 – 70 35 – 70 | |
Статическое равновесия (сек.) | Мал. Дев. | 12 – 20 15 – 28 | 25 – 35 30 – 40 | 35 – 42 45 – 60 | |
Подъём из положения лёжа на спине (кол-во) | Мал. Дев. | 11 – 17 10 – 15 | 12 – 25 11 – 20 | 15 – 30 14 – 28 | |
Наклоны вперёд из положения стоя (см) | Мал. Дев. | 3 – 6 6 – 9 | 4 – 7 7 – 10 | 5 – 8 8 - 12 |
В статье «Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника» к.п.н. С. Прищепа и др. представлены средние показатели физической подготовленности детей 3-7 лет.
|
Показатели | Пол | Возраст | ||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | ||
Быстрота Бег на 30 м | М Д | 11,9-9,0 12,0-9,5 | 10.5-8,8 10,7-8,7 | 9,2-7,9 9,8-8,3 | 8,4-7,6 8,9-7,7 | 8,0-7,4 8,7-7,3 |
Динамометрия (кг) Сила кисти правой руки | М Д | 3,4-6,2 2,6-5,0 | 3,9-7,5 3,1-6,0 | 6,5-10,3 4,9-8,7 | 9,6-14,4 7,9-11,9 | 11,6-15.0 9,4-14,4 |
Сила кисти левой руки | М Д | 3,1-5,5 2,5-4,9 | 3,5-7,1 3,2-5,6 | 6,1-9,5 5,1-8,7 | 9,2-13,4 6,8-11,6 | 10,5-14,1 8,6-13,2 |
Возрастно-половые показатели развития гибкости у детей дошкольного возраста
Пол | Наклон ниже уровня скамейки, см |
4 года | |
Мальчики | 3-7 |
Девочки | 2-6 |
5 лет | |
Мальчики | 2-7 |
Девочки | 4-8 |
6 лет | |
Мальчики | 3-6 |
Девочки | 4-8 |
Изучение степени динамики развития
Физических качеств у детей
Как показателя эффективности
Физического воспитания в группе
Для оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств) мы рекомендуем пользоваться формулой, предложенной В. И.Усаковым:
W = 100(V2 – V1)
½ (V 1 + V 2),
где W — прирост показателей темпов, %; V1 — исходный уровень; V 2 —конечный уровень.
Оценка темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста,% | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовлетворительно | За счет естественного роста |
8-10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности |
10-15 | Хорошо | За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
|
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ)
Наряду с особенностями развития физических качеств важно оценить имеющийся двигательный опыт, представленный основными движениями, и качество выполнения различных заданий. Критерии оценки основных движений зависят от возраста ребенка. До трех лет можно применять достаточно простую оценку — «умеет», «не умеет». В дальнейшем предпочтение следует отдавать более точной системе оценки результатов — в баллах:
· «отлично» — все элементы упражнения выполняются в полном
· соответствии с заданием и схемой движения (5 баллов);
· «хорошо» — при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не изменяющая характер движения и результат (4 балла);
· «удовлетворительно» — тест выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от заданной модели (3 балла);
· «неудовлетворительно» — упражнения практически не выполнено, однако ребенок делает попытки (1—2 элемента движения) к его выполнению (2 балла);
· «плохо» — ребенок не предпринимает попыток к выполнению теста, физически не в состоянии его выполнить (0 баллов).
Пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных навыков позволяет не только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень развития детей группы, сравнить их с показателями детей другой возрастной группы, и даже появляется возможность сравнить уровень физической подготовленности детей всего дошкольного учреждения. Результаты в баллах заносятся в протокол.
|
Примерный протокол проведения диагностики
Фамилия, имя ребенка | Пол | Основные движения (оценка в баллах) | Средний балл | |||
№1 | №2 | №3 | ... | |||
Мальчики | ||||||
Сережа К. | М | … | 3,6 | |||
Петя Л. | м | |||||
Ит.д. | м |
Окончание табл.
Фамилия, имя ребенка | Пол | Основные движения (оценка в баллах) | Средний балл | |||
№1 | №2 | №3 | ... | |||
Средний балл по группе мальчиков | 4,7 | … | 3,5 | |||
Девочки | ||||||
Лена В. | Д | ? | ? | ? | ? | |
Вера К. | Д | |||||
Марина П. | д | |||||
Средний балл по группе девочек | ? | ? | ? | … | ? | |
Средний балл по всей группе (мальчики + девочки) | ? | ? | ? | … | ? |
Примечание. «?» — сведения, которые получает педагог в результате тестирования или обработки результатов.
Качественные показатели
Освоения элементов техники основных движений
Детьми дошкольного возраста
Ходьба обычная
Младший возраст. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения рук (еще не ритмичны и не энергичны). 3. Согласованные движения рук и ног. 4. Примерное соблюдение направления с опорой на ориентиры.
Средний возраст. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения рук от плеча. 3. Шаг ритмичный, но еще не стабильный и тяжеловатый. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры и без них.
Старший возраст. 1. Хорошая осанка. 2. Свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях. 3. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. 4. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп. 5. Активное разгибание и сгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая). 6. Соблюдение различных направлений и умение менять их.
Методика обследования ходьбы. Время учитывается с точностью до 0,1 с, старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок находится на расстоянии 2—3 м от линии старта. Он проходит 10 м до предмета (игрушки), расположенного на расстоянии 2—3 м за линией финиша. Задание выполняется 2 раза. Фиксируется лучший результат.
Бег
Младший возраст. Бег на скорость. 1. Туловище прямое или немного наклонено вперед. 2. Выраженный момент «полета». 3. Свободные движения рук. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.
Средний возраст. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты в локтях. 3. Выраженный вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40—50°). 4. Ритмичность бега. Медленный бег. 1. Туловище почти вертикально. 2. Шаг короткий, сгибание ног с небольшой амплитудой. 3. Руки полусогнуты, движения ненапряженные.
Старший возраст. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед внутрь. 3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60—80°). 4. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах. 5. Прямолинейность, ритмичность бега.
Медленный бег. 1. Туловище почти вертикально. 2. Сгибание ног с небольшой амплитудой, шаг короткий, постановка ноги — с пятки. 3. Движение полусогнутых рук свободное, с небольшой амплитудой, кисти расслаблены. 4. Устойчивая ритмичность движений.
Методика обследования бега. До проведения проверки движений воспитатель размечает беговую дорожку: длина не менее 40 м, до линии старта и после линии финиша должно быть 5—6 м. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, лента и т.д.). Воспитатель знакомит детей с командами («На старт!», «Внимание!», «Марш!»), правилами выполнения задания (начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки). Целесообразно организовать бег парами: в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес и мобилизующий силы детей. Даются две попытки с интервалом для отдыха 2—3 мин, фиксируется лучший результат.
Прыжки
Прыжки в длину с места
Младший возраст. 1. Исходное положение: небольшое приседание на слегка расставленных ногах. 2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами. 3. Полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное. 4. Приземление: мягко, одновременно на две ноги.
Средний возраст. 1. И. П.:а) ноги стоят параллельно, на ширине ступни; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отодвинуты назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) руки вперед вверх; б) туловище и ноги выпрямлены. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.
Старший возраст. 1. И. П.:а) ноги стоят параллельно на ширине ступни, туловище наклонено вперед; б) руки свободно отодвинуты назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно (вверх вперед); б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) туловище согнуто, голова вперед; б) вынос полусогнутых ног вперед;
в) движение рук вперед вверх. 4. Приземление: а) одновременно на
обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню; б)
колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся
свободно вперед — в стороны; г) сохранение равновесия при призем-
лении.
Прыжки в глубину (впрыгивание)
Младший возраст. 1. И. П.:небольшое приседание с наклоном туловища. 2. Толчок: одновременно двумя ногами. 3. Полет: ноги слегка выпрямляются, руки в свободном положении. 4. Приземление: мягко, на две ноги одновременно.
Средний возраст. 1. И. П.:а) ноги стоят параллельно, слегка расставлены; б) полуприседание; в) руки свободно движутся назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) ноги почти прямые; б) руки вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с носка с переходом на всю ступню; б) руки вперед — в стороны.
Старший возраст. 1. И. П.:а) ноги стоят параллельно на ширине ступни, слегка согнуты в коленях; б) туловище наклонено, голова прямо, руки свободно назад. 2. Толчок: а) сильное отталкивание вверх с распрямлением ног; б) резкий взмах руками вперед вверх. 3. Полет: а) туловище вытянуто; б) руки вперед вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с переходом с носка на всю ступню, колени полусогнуты; б) туловище наклонено, в) руки вперед — в стороны;
г) сохранение равновесия при приземлении.
Прыжки в длину с разбега
Старший возраст. 1. И. П .: а) равноускоренный разбег на носках, корпус слегка наклонен вперед; б) энергичная работа полусогнутых в
локтях рук, корпус выпрямляется. 2. Толчок: а) толчковая нога почти прямая, ставится на всю ступню, маховая нога выносится вперед вверх; б) прямое положение туловища; в) руки вперед вверх. 3. Полет: а) маховая нога вперед вверх, к ней подтягивается толчковая нога, туловище почти прямое, одна нога идет вверх, другая — несколько в сторону; б) наклон туловища вперед, группировка; в) ноги (почти прямые) — вперед, руки — вниз назад. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с переходом с пятки на всю ступню; б) туловище наклонено, ноги согнуты в коленях; в) руки свободно движутся вперед.
Прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги»
Старший возраст. 1. И. П.:а) разбег с ускорением на последних шагах; б) энергичная работа полусогнутых в локтях рук. 2. Толчок:, а) выпрямление толчковой ноги с резким выносом вперед вверх маховой;
б) наклон туловища вперед; в) сильный мах руками вверх. 3. Полет:
а) подтягивание толчковой ноги к маховой, группировка; б) руки впе-
ред вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе полусогнутые ноги
с переходом с носка на всю ступню; б) туловище наклонено вперед;
в) руки свободно движутся вперед; г) сохранение равновесия при при-
землении (шаг вперед — в сторону).
Методика обследования прыжков. Взале необходимо подготовить стойки для прыжков в высоту, резиновую дорожку и четко обозначить место отталкивания. На участке следует предварительно подготовить яму для прыжков: разрыхлить песок, указать место отталкивания и т. д.
Высота увеличивается постепенно (на 5 см). Каждому ребенку даются три попытки подряд, фиксируется лучший результат. Перед оценкой сложных видов прыжков (в длину и в высоту с разбега) целесообразно дать 1—2 пробные попытки (при высоте 30—35 см).
Метание
Метание вдаль
Младший возраст. 1. И. П.:стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте. 2. Замах: небольшой поворот вправо. 3. Бросок: с силой (для сохранения направления полета предмета).
Средний возраст. 1. И. П.:а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука держит предмет на уровне груди. 2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз назад; в) поворот в
направлении броска, правая рука вверх вперед. 3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая — впереди, правая — на носке; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть вниз. 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую — на носок; б) одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз — назад — в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута — «положение натянутого лука». 3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета. 4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия.
Метание в горизонтальную цель
Младший возраст. 1. И. П.: ноги слегка расставлены, рука перед собой (прицеливание). 2. Бросок: а) резкое движение рукой вверх-вниз; б) попадание в цель.
Средний возраст. 1. И. П.:стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед (прицеливание). 2. Замах: а) поворот в сторону мишени, наклон туловища вперед, бросок с силой; б) попадание в цель.
Старший возраст. 1. И. П.:а) стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч; б) правая рука выдвинута вперед (прицеливание), левая свободно опущена вниз. 2. Замах: а) перенос тяжести тела на правую ногу, левую на носок; б) одновременно правую руку поднять вверх. 3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, перенос тяжести тела на левую ногу, правую на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, одновременно хлещущее движение кисти; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, сохранение равновесия.
Метание в вертикальную цель
Младший возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая впереди; б) правая рука согнута в локте, на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: правая рука слегка согнута в локте и поднята вверх. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель.
Средний возраст. 1. И. П.:а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз — назад — вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И. П.:а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу, левую на носок; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз назад вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок: а) перенос веса тела на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Методика обследования метания. Метание вдаль проводится на площадке (длина не менее 10—20 м, ширина 5—6 м), которую следует заранее разметить на метры флажками или цифрами. Мешочки или мячи удобно положить в ведерки (коробки) для каждого ребенка. Воспитатель уточняет порядок выполнения задания: по команде бросить мешочек (мяч) в определенном направлении, затем по команде собрать мешочки (мячи). Метание в цель проводится индивидуально, каждому ребенку также дается по три попытки каждой рукой.
Лазание
Лазание по гимнастической стенке
Младший возраст. 1. Крепкий хват руками. Поочередный перехват руками рейки. 2. Чередующийся шаг. 3. Активные, уверенные движения.
Средний возраст. 1. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. 2. Ритмичность движений.
Старший возраст. Одноименный и разноименный способы. 1. Одноименная (или разноименная) координация рук и ног. 2. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. 3. Ритмичность движений.
Лазание по канату способом «в три приема»
Старший возраст. И. П .: вис на прямых руках на канате. Первый прием: согнуть ноги, захватить канат ступнями. Второй прием: выпрямить
ноги, согнуть руки. Третий прием: поочередный перехват каната руками над головой.
Методика обследования лазания. Проверка движений проводится индивидуально. Необходимо расположить маты около снаряда. Возможны 1—2 предварительные попытки. Начало подъема сопровождается командами: «Приготовиться!», «Марш!» Каждому ребенку дается по три попытки, учитывается лучший результат. Одновременно с оценкой качества движения фиксируется время подъема и спуска.
По результатам анализа диагностики (экспресс-диагностики), а лучше — развернутого ее варианта, педагог уточняет для детей своей группы цели и задачи физического воспитания, планирует содержание и наиболее эффективные формы, методы работы с детьми.
РАЗВЕРНУТЫЙ ВАРИАНТ ДИАГНОСТИКИ