Стандартные показатели индекса Пинье у детей




 

Возраст, лет Мальчики Девочки
  25,7 27,1
  31,1 31,0
  34,2 34,7
  36,1 37,0

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

Методика изучения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Степень физического развития позволяет в определенной мере судить о функциональном состоянии систем организма. Для оценки функционального состояния организма, кроме того, используют по­казатели сердечно-сосудистой системы: систолическое давление (максимальное), диастолическое давление (минимальное), пульсовое давление.

Максимальное АД (артериальное давление) можно рассчитать по формуле


100 + Н,

где Н — возраст в годах. При этом допустимы колебания +15 мм рт. ст.

Минимальное АД составляет 1/2—2/3 от максимального.

Пульсовое давление определяется разностью между систолическим и диастолическим давлением.

Повышение уровня АД выше установленных норм может свиде­тельствовать о пограничной гипертонии, нефритах, некоторых поро­ках сердца, эндокринных заболеваниях, о неправильном (неадекват­ном) двигательном режиме, может быть следствием избыточной массы тела. Снижение АД может наблюдаться при хронической недостаточ­ности кровообращения, острой сосудистой недостаточности и прочих заболеваниях.

По частоте пульса и пульсовому давлению можно рассчитать ко­эффициент выносливости KB:

KB = П х 100 / ПД,

где П — пульс;

ПД — пульсовое давление.

По мере развития выносливости числовые значения KB снижаются.

Показатели коэффициента выносливости у детей

 

Возраст, лет        
Коэффициент выносливости        

Наряду с перечисленными параметрами для оценки состояния ор­ганизма можно использовать функциональные пробы, характеризую­щие реакцию организма на физические нагрузки. Для детей 4—7 лет вполне доступной является такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы производят по степени учащения пульса и дыхания; по времени возвращения показателей к исходным величинам.

В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4—6 ед. в минуту. При этом эти показатели должны вернуться к исходным величинам через 2— 3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное увеличение показателей дыхания.

Наиболее распространенным тестом для оценки физической работо­способности является степ-тест — подъем на ступеньку или гимнасти­ческую скамейку высотой до 35 см. Детям предлагают две нагрузки воз-


растающей мощности: 1) подъем на скамейку с частотой восхождений 22 раза в минуту; 2) подъем с частотой восхождений 30 раз в минуту. Дли­тельность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними 3 минуты. Объем работы W, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле

W = Р х n х h кг. м/мин,

где Р — масса ребенка, кг;

n — число подъемов на ступеньку в минуту;

h — высота ступеньки, м.

Увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.

Показатели физической работоспособности детей W (кг. м/мин)

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
  109 + 20,1 105 + 18,7
  135 + 31,5 128,4 + 23,6
  154,1 + 43,6 136,4 + 36,8
  208,4 + 46,0 199,3 + 47,2

Величина физической работоспособности у дошкольников имеет значительные индивидуальные колебания (различия) и зависит от фи­зической подготовленности, физического развития детей и двигатель­ного режима.

Существенное влияние на физическую работоспособность оказы­вает состояние дыхательной системы. Показателями ее развития слу­жат жизненная емкость легких, а также результаты тестов на задержку дыхания на вдохе и выдохе.

Средние физиологические показатели

Жизненной емкости легких

У детей 3—7 лет

 

Пол Возраст, лет Жизненная емкость легких, мл
Мальчики 3 4 5 6 7 500-800 650-1000 1100-1500 1500-1800 1700-2200

Окончание табл.

 

Пол Возраст, лет Жизненная емкость легких, мл
Девочки 3 4 5 6 400-800 650-1000 1100-1400 1300-1800 1500-2000

Тесты на задержку дыхания показывают степень переносимости ор­ганизмом гипоксии, служат важным показателем адаптационного ресур­са организма. Ребенку предлагается «поиграть в водолаза»: сделать вдох, выдох, вдох и задержать дыхание (зажать свой нос пальцами), во втором случае — сделать вдох, выдох, вдох, выдох, задержать дыхание.

Время задержки дыхания у дошкольников, с

 

 

Возраст, годы Мальчики Девочки
на вдохе на выдохе на вдохе на выдохе
         
         
         

Характер физической работоспособности, адаптационный ресурс организма связан и с состоянием нервной системы, в частности с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Методика изучения особенностей нервной системы ребенка

Методы определения

Уровня зрелости и уравновешенности

Нервных процессов

Основными нервными процессами являются процессы возбужде­ния и торможения. Отличительная особенность нервной системы ре­бенка — слабость, неустойчивость этих процессов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями орга­низма человека. Таким образом, уровень развития ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов.

Существуют несколько способов определения функциональной зре­лости нервных процессов. Один из наиболее доступных — теппинг-тест.


Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

 

     
     

Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нуме­рации; переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность работы в каждом квадрате — 5 се­кунд. В целом ребенок работает 30 секунд. Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы ребен­ка: чем большее количество точек окажется в первом квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.

Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно зна­чительное уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.

Наряду со слабым и сильным типами нервной системы у детей наблюдаются и промежуточные варианты.

Для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать начиная с младшего дошкольного возраста игро­вое задание «Дай зайке морковку». На листе А4 по центру горизон­тально проведена линия длиной 20 см, соединяющая два изображения (слева — морковь, справа — заяц). Ребенку предлагается трижды про­вести карандашом слева направо по этой линии — «дать зайке мор­ковку». Затем предлагается опуститься ниже на 2 см и самостоятельно с закрытыми глазами провести точно такую же линию слева направо («опять дать зайке морковку»). У детей с уравновешенными нервными процессами получается линия почти горизонтальная и близкая по длине первой линии. У детей с преобладанием процессов возбуждения линия, как правило, идет вверх, и она значительно короче первой. У детей с преобладанием торможения линия оказывается длиннее пер­вой, а иногда даже выходит за пределы листа.


.



В старшей и подготовительной группах для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать другое за­дание с секундомером. На стекле секундомера на уровне 15 секунд чертится линия. Ребенку предлагается трижды включить секундомер, проследить за движением стрелки и каждый раз выключать, как только стрелка попадала на линию. Затем с закрытыми глазами попробовать сделать то же самое. У детей с уравновешенными нервными процес­сами ошибка составляет не более 3 секунд. Дети с преобладанием возбуждения очень рано отключают секундомер, дети с преобладанием торможения отключают секундомер значительно позже (иногда даже с задержкой на 20—30 секунд).

Важным моментом в организации здоровьесберегающего педагоги­ческого процесса является учет особенностей суточного типа работо­способности ребенка. Перечисленные в таблице признаки поведения детей, изменения их настроения, особенностей сна фиксируются пе­дагогами и родителями в течение 2—3 дней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: