Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
25,7 | 27,1 | |
31,1 | 31,0 | |
34,2 | 34,7 | |
36,1 | 37,0 |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Методика изучения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма
Степень физического развития позволяет в определенной мере судить о функциональном состоянии систем организма. Для оценки функционального состояния организма, кроме того, используют показатели сердечно-сосудистой системы: систолическое давление (максимальное), диастолическое давление (минимальное), пульсовое давление.
Максимальное АД (артериальное давление) можно рассчитать по формуле
100 + Н,
где Н — возраст в годах. При этом допустимы колебания +15 мм рт. ст.
Минимальное АД составляет 1/2—2/3 от максимального.
Пульсовое давление определяется разностью между систолическим и диастолическим давлением.
Повышение уровня АД выше установленных норм может свидетельствовать о пограничной гипертонии, нефритах, некоторых пороках сердца, эндокринных заболеваниях, о неправильном (неадекватном) двигательном режиме, может быть следствием избыточной массы тела. Снижение АД может наблюдаться при хронической недостаточности кровообращения, острой сосудистой недостаточности и прочих заболеваниях.
По частоте пульса и пульсовому давлению можно рассчитать коэффициент выносливости KB:
KB = П х 100 / ПД,
где П — пульс;
ПД — пульсовое давление.
По мере развития выносливости числовые значения KB снижаются.
Показатели коэффициента выносливости у детей
Возраст, лет | ||||
Коэффициент выносливости |
Наряду с перечисленными параметрами для оценки состояния организма можно использовать функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки. Для детей 4—7 лет вполне доступной является такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы производят по степени учащения пульса и дыхания; по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4—6 ед. в минуту. При этом эти показатели должны вернуться к исходным величинам через 2— 3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное увеличение показателей дыхания.
Наиболее распространенным тестом для оценки физической работоспособности является степ-тест — подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см. Детям предлагают две нагрузки воз-
растающей мощности: 1) подъем на скамейку с частотой восхождений 22 раза в минуту; 2) подъем с частотой восхождений 30 раз в минуту. Длительность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними 3 минуты. Объем работы W, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле
W = Р х n х h кг. м/мин,
где Р — масса ребенка, кг;
n — число подъемов на ступеньку в минуту;
h — высота ступеньки, м.
Увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.
Показатели физической работоспособности детей W (кг. м/мин)
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
109 + 20,1 | 105 + 18,7 | |
135 + 31,5 | 128,4 + 23,6 | |
154,1 + 43,6 | 136,4 + 36,8 | |
208,4 + 46,0 | 199,3 + 47,2 |
Величина физической работоспособности у дошкольников имеет значительные индивидуальные колебания (различия) и зависит от физической подготовленности, физического развития детей и двигательного режима.
Существенное влияние на физическую работоспособность оказывает состояние дыхательной системы. Показателями ее развития служат жизненная емкость легких, а также результаты тестов на задержку дыхания на вдохе и выдохе.
Средние физиологические показатели
Жизненной емкости легких
У детей 3—7 лет
Пол | Возраст, лет | Жизненная емкость легких, мл |
Мальчики | 3 4 5 6 7 | 500-800 650-1000 1100-1500 1500-1800 1700-2200 |
Окончание табл.
Пол | Возраст, лет | Жизненная емкость легких, мл |
Девочки | 3 4 5 6 | 400-800 650-1000 1100-1400 1300-1800 1500-2000 |
Тесты на задержку дыхания показывают степень переносимости организмом гипоксии, служат важным показателем адаптационного ресурса организма. Ребенку предлагается «поиграть в водолаза»: сделать вдох, выдох, вдох и задержать дыхание (зажать свой нос пальцами), во втором случае — сделать вдох, выдох, вдох, выдох, задержать дыхание.
Время задержки дыхания у дошкольников, с
Возраст, годы | Мальчики | Девочки | ||
на вдохе | на выдохе | на вдохе | на выдохе | |
Характер физической работоспособности, адаптационный ресурс организма связан и с состоянием нервной системы, в частности с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.
Методика изучения особенностей нервной системы ребенка
Методы определения
Уровня зрелости и уравновешенности
Нервных процессов
Основными нервными процессами являются процессы возбуждения и торможения. Отличительная особенность нервной системы ребенка — слабость, неустойчивость этих процессов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма человека. Таким образом, уровень развития ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов.
Существуют несколько способов определения функциональной зрелости нервных процессов. Один из наиболее доступных — теппинг-тест.
Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:
Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нумерации; переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность работы в каждом квадрате — 5 секунд. В целом ребенок работает 30 секунд. Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы ребенка: чем большее количество точек окажется в первом квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.
Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.
Наряду со слабым и сильным типами нервной системы у детей наблюдаются и промежуточные варианты.
Для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать начиная с младшего дошкольного возраста игровое задание «Дай зайке морковку». На листе А4 по центру горизонтально проведена линия длиной 20 см, соединяющая два изображения (слева — морковь, справа — заяц). Ребенку предлагается трижды провести карандашом слева направо по этой линии — «дать зайке морковку». Затем предлагается опуститься ниже на 2 см и самостоятельно с закрытыми глазами провести точно такую же линию слева направо («опять дать зайке морковку»). У детей с уравновешенными нервными процессами получается линия почти горизонтальная и близкая по длине первой линии. У детей с преобладанием процессов возбуждения линия, как правило, идет вверх, и она значительно короче первой. У детей с преобладанием торможения линия оказывается длиннее первой, а иногда даже выходит за пределы листа.
.
В старшей и подготовительной группах для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать другое задание с секундомером. На стекле секундомера на уровне 15 секунд чертится линия. Ребенку предлагается трижды включить секундомер, проследить за движением стрелки и каждый раз выключать, как только стрелка попадала на линию. Затем с закрытыми глазами попробовать сделать то же самое. У детей с уравновешенными нервными процессами ошибка составляет не более 3 секунд. Дети с преобладанием возбуждения очень рано отключают секундомер, дети с преобладанием торможения отключают секундомер значительно позже (иногда даже с задержкой на 20—30 секунд).
Важным моментом в организации здоровьесберегающего педагогического процесса является учет особенностей суточного типа работоспособности ребенка. Перечисленные в таблице признаки поведения детей, изменения их настроения, особенностей сна фиксируются педагогами и родителями в течение 2—3 дней.