МОДУЛЬ 2. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ




Теоретический блок вопросов (зачет):

 

  1. Объект, предмет и методы этносоцилогии.
  2. Основные этапы становления этносоциологии в России.
  3. Научный вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в развитие науки о народах.
  4. Основные понятия этносоциологии: этнос, субэтнос, этническая и этнографическая группа, этничность.
  5. Типы этнических групп. Титульные этносы и этнические меньшинства.
  6. Этническая идентичность. Типы этнической идентичности.
  7. Этническое сознание и самосознание. Структура этнического самосознания.
  8. Этнические стереотипы: сущность, формы, функции.
  9. Теории происхождения этнических стереотипов.
  10. Особенности примордиализма как теоретического подхода к определению сущности этноса и этничности.
  11. Особенности инструментализма как теоретического подхода к определению сущности этноса и этничности.
  12. Особенности конструктивизма как теоретического подхода к определению сущности этноса и этничности.
  13. Антропологическая классификация этносов.
  14. Лингвистическая классификация этносов.
  15. Культурно-хозяйственная классификация этносов. Хозяйственно-культурные типы.
  16. Характеристика этнической структуры российского общества.
  17. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: правовой статус и основные проблемы.
  18. Динамика этнического состава населения Российской Федерации.
  19. Понятие этногенеза. Основные типы и стадии этногенеза.
  20. Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва.
  21. Сущность этнических процессов. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы.
  22. Формы этноразделительных и этноообъединительных процессов.
  23. Понятие миграции. Типы миграции.
  24. Основные научные подходы к изучению и управлению миграциями (административный, позитивистский, социологический подход).
  25. Роль миграции в формировании русского этноса.
  26. Внешние миграции населения России.
  27. Характеристика основных миграционных потоков в современном мире.
  28. Основные теоретические подходы к определению понятия «нация».
  29. Политическая теория нации Эрнеста Геллнера.
  30. Историко-этноцентрическая теория нации Энтони Смита.
  31. Инструменталистский подход к нации в концепции Кэтрин Вердери.
  32. Конструктивистская концепция нации В.А. Тишкова.
  33. Понимание национализма в российской и мировой науке. Гражданский и этнический национализм.
  34. Сущность конструктивистской теории национализма Б. Андерсона.
  35. Исследование межэтнических отношений в рамках этносоциологии. Факторы, влияющие на характер межэтнических отношений.
  36. Исследование проблемы межэтнических браков в рамках этносоциологии.
  37. Динамика межэтнических браков в России.
  38. Понятие межэтнического конфликта, его признаки и причины. Научные подходы к интерпретации причин межэтнического конфликта.
  39. Типологизация и формы межэтнических конфликтов.
  40. Этапы развития межэтнического конфликта.
  41. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.
  42. Зоны межэтнических конфликтов на территории Российской Федерации.
  43. Межэтнические конфликты в современном мире.
  44. Механизмы и способы разрешения межэтнических конфликтов.
  45. Теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

 

Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.) – зачет:

 

  1. Обосновать или опровергнуть актуальность примордиальной теории этноса.
  2. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этнос» в рамках примордиального подхода.
  3. Обосновать или опровергнуть актуальность инструментальной теории этноса.
  4. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этнос» в рамках инструментального подхода.
  5. Обосновать или опровергнуть актуальность конструктивистской теории этноса.
  6. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этнос» в рамках конструктивистского подхода.
  7. Обосновать или опровергнуть актуальность научного вклада Н.Н. Миклухо-Маклая в развитие науки о народах.

8. Провести теоретическую интерпретацию понятия «субэтнос».

9. Провести теоретическую интерпретацию понятий «этническая» и «этнографическая группа

10. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этничность».

11. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этническая идентичность».

12. Разработать показатели и способы измерения этнической идентичности.

13. Провести теоретическую интерпретацию понятия «этнический стереотип».

14. Обосновать актуальность исследования этнических стереотипов.

15. Разработать инструментарий для исследования этнических стереотипов.

16. Дать характеристику этнической структуры российского общества.

17. Провести теоретическую интерпретацию понятия «коренной малочисленный народ».

18. Провести эмпирическую интерпретацию понятия «социальный статус коренных малочисленных народов».

19. Предложить систему показателей социального статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации.

20. Разработать рекомендации по исследованию динамики этнического состава населения Российской Федерации.

21. Выявить основные особенности динамики этнического состава населения России до начала 20 века.

22. Выявить основные особенности динамики этнического состава населения России в советский период.

23. Выявить основные особенности динамики этнического состава населения России в постсоветский период.

24. Обосновать или опровергнуть актуальность административного подхода к изучению и управлению миграциями.

25. Обосновать или опровергнуть актуальность позитивистского подхода к изучению и управлению миграциями.

26. Обосновать или опровергнуть актуальность социологического подхода к изучению и управлению миграциями.

27. Выявить основные особенности внутренней миграции населения России до начала 20 века.

28. Выявить основные особенности внутренней миграции населения России в советский период.

29. Выявить основные особенности внутренней миграции населения России в постсоветский период.

30. Выявить основные особенности внешней миграции населения России до начала 20 века.

31. Выявить основные особенности внешней миграции населения России в советский период.

32. Выявить основные особенности внешней миграции населения России в постсоветский период.

  1. Разработать программу исследования внешних миграций населения России.
  2. Охарактеризовать основные миграционные потоки в современном мире.
  3. Провести теоретическую интерпретацию понятия «нация».
  4. Обосновать или опровергнуть актуальность политической теории нации Эрнеста Геллнера.
  5. Обосновать или опровергнуть актуальность историко-этноцентрической теории нации Энтони Смита.
  6. Обосновать или опровергнуть актуальность инструменталистского подхода к нации в концепции Кэтрин Вердери.
  7. Обосновать или опровергнуть актуальность конструктивистской концепции нации В.А. Тишкова.
  8. Обосновать или опровергнуть актуальность конструктивистской теории национализма Б. Андерсона.
  9. Провести теоретическую интерпретацию понятия «межэтнический конфликт».
  10. Разработать рекомендации по исследованию межэтнических конфликтов.
  11. Выявить основные особенности межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве.
  12. Разработать показатели и способы измерения динамики межэтнических браков в России.
  13. Обосновать или опровергнуть актуальность теории столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: