Тема 5. Нация как междисциплинарное понятие
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Нация как междисциплинарное понятие. Концептуальные представления о национализме. Нациогенез как социальный процесс. Экономические, политические, культурологические концепции национализма. Типы национализма на постсоветском пространстве.
Вопросы для самоподготовки:
1. Нация как междисциплинарное понятие.
2. Особенности социологического подхода к изучению нации.
3. Нация и население государства, нация и этнос.
Тема 6. Нациогенез как социальный процесс
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Нация как междисциплинарное понятие. Концептуальные представления о национализме. Нациогенез как социальный процесс. Экономические, политические, культурологические концепции национализма. Типы национализма на постсоветском пространстве.
Вопросы для самоподготовки:
1. Нациогенез как социальный процесс.
2. Два типа национализма: классический европейский национализм, этнический национализм.
3. Э. Геллнер и экономический подход к генезису нации и национализма
4. Культурологическая теория национализма Б. Андерсона.
Раздел 4. Этнические процессы
Тема 7. Этнический процесс: понятие, основные характеристики
Цель: формирование способности использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Этнический процесс: понятие, основные характеристики. Типы этнических процессов. Показатели экономического и социокультурного развития этноса. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества.
Вопросы для самоподготовки:
1. Этнические процессы: понятие и типы.
2. Показатели социального развития этноса.
3. Влияние политического фактора на развитие этнической группы.
4. Этнодемографические процессы в современном социуме.
5. Характер протекания процессов урбанизации у различных народов бывшего СССР.
Тема 8. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества
Цель: формирование способности использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Показатели экономического и социокультурного развития этноса. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества.
Вопросы для самоподготовки:
1. Традиции и инновации в семейно-брачных отношениях коренных народов России.
2. Специфика социально-профессиональной структуры русского населения в сравнении с показателями иноэтнических групп (на примере регионов России).
Раздел 5. Этнические миграции
Тема 9. Миграции как фактор изменений этнической структуры общества
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Миграция: понятие, особенности понятийного аппарата, типы миграции Миграции как фактор изменений этнической структуры общества. Основные тенденции международной этнической миграции населения. Социальные последствия миграционных процессов. Роль миграций в формировании и развитии русского этноса. Характеристика миграционных процессов на территории современной России
Вопросы для самоподготовки:
- Миграционные процессы как предмет этносоциологии.
- Теоретико-методологические подходы, используемые при исследовании миграции.
- Особенности миграционных процессов в Российской Федерации.
Тема 10. Социальные последствия миграционных процессов
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Миграция: понятие, особенности понятийного аппарата, типы миграции Миграции как фактор изменений этнической структуры общества. Основные тенденции международной этнической миграции населения. Социальные последствия миграционных процессов. Роль миграций в формировании и развитии русского этноса. Характеристика миграционных процессов на территории современной России
Вопросы для самоподготовки:
- Роль миграции в развитии населения России в XX веке.
- Исторический опыт регулирования миграций населения в России.
- Роль миграции в преобразовании этнической структуры современного российского общества.
Раздел 6. Этнические конфликты и пути их урегулирования
Тема 11. Межэтнический конфликт: понятие и сущность
Цель: сформировать способностьиспользовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Межэтнический конфликт: понятие и сущность. Стадии протекания межэтнического конфликта. Этнические конфликты на постсоветском пространстве. Пути урегулирования межэтнического конфликта.
Вопросы для самоподготовки:
- Понятие этнического радикализма.
- Межэтнический конфликт: понятие и сущность.
- Межэтнический конфликт как тип социального конфликта.
Тема 12. Этнические конфликты на постсоветском пространстве
Цель: сформировать способностьиспользовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Межэтнический конфликт: понятие и сущность. Стадии протекания межэтнического конфликта. Этнические конфликты на постсоветском пространстве. Пути урегулирования межэтнического конфликта.
Вопросы для самоподготовки:
1. Этнические конфликты на Северном Кавказе: исторические корни и современная динамика.
2. Механизмы разрешения межэтнических конфликтов.
3. Роль социологии в диагностике межэтнической напряженности и урегулировании межэтнических конфликтов.
Раздел 7. Этнический плюрализм и социальная стабильность общества.
Тема 13. Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами и поддержания социальной консолидации в обществе. Модели этнонациональной политики и их характеристики: модель плавильного котла, политика ассимиляции, политика центра и ядра, политика мультикультурализма. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности (Западная Европа, Канада, США, Австралия).
Вопросы для самоподготовки:
- Модель плавильного котла.
- Политика ассимиляции.
- Политика центра и ядра.
- Политика мультикультурализма.
Тема 14. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности
Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами и поддержания социальной консолидации в обществе. Модели этнонациональной политики и их характеристики: модель плавильного котла, политика ассимиляции, политика центра и ядра, политика мультикультурализма. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности (Западная Европа, Канада, США, Австралия).
Вопросы для самоподготовки:
1. Этнонациональная политика США.
2. Этнонациональная политика Германии.
3. Этнонациональная политика Канады.
4. Этнонациональная политика стран Прибалтики.
Раздел 8. Национальная и этническая политика в России
Тема 15. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики.
Цель: сформировать способность использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Национальная и этническая политика в России. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики. Перспективы этнического федерализма в России.
Вопросы для самоподготовки:
1. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на Северном Кавказе.
2. Амбивалентность национальной политики Советского государства.
3. Этнонациональная политика Российской империи.
4. Этнонациональная политика в современной России: модели и перспективы.
Тема 16. Перспективы этнического федерализма в России
Цель: сформировать способность использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Национальная и этническая политика в России. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики. Перспективы этнического федерализма в России.
Вопросы для самоподготовки:
1. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики.
2. Национальная и этническая политика в России.
3. Концепция Государственной национальной политики современной России: ее цели, основные принципы, законодательная база.