Раздел 3. Проблемы нации и национализма в этносоциологии




Тема 5. Нация как междисциплинарное понятие

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Нация как междисциплинарное понятие. Концептуальные представления о национализме. Нациогенез как социальный процесс. Экономические, политические, культурологические концепции национализма. Типы национализма на постсоветском пространстве.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Нация как междисциплинарное понятие.

2. Особенности социологического подхода к изучению нации.

3. Нация и население государства, нация и этнос.

 

Тема 6. Нациогенез как социальный процесс

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Нация как междисциплинарное понятие. Концептуальные представления о национализме. Нациогенез как социальный процесс. Экономические, политические, культурологические концепции национализма. Типы национализма на постсоветском пространстве.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Нациогенез как социальный процесс.

2. Два типа национализма: классический европейский национализм, этнический национализм.

3. Э. Геллнер и экономический подход к генезису нации и национализма

4. Культурологическая теория национализма Б. Андерсона.

 

Раздел 4. Этнические процессы

Тема 7. Этнический процесс: понятие, основные характеристики

Цель: формирование способности использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Этнический процесс: понятие, основные характеристики. Типы этнических процессов. Показатели экономического и социокультурного развития этноса. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Этнические процессы: понятие и типы.

2. Показатели социального развития этноса.

3. Влияние политического фактора на развитие этнической группы.

4. Этнодемографические процессы в современном социуме.

5. Характер протекания процессов урбанизации у различных народов бывшего СССР.

Тема 8. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества

Цель: формирование способности использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Показатели экономического и социокультурного развития этноса. Показатели этносоциальной стратификации современного российского общества.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Традиции и инновации в семейно-брачных отношениях коренных народов России.

2. Специфика социально-профессиональной структуры русского населения в сравнении с показателями иноэтнических групп (на примере регионов России).

Раздел 5. Этнические миграции

Тема 9. Миграции как фактор изменений этнической структуры общества

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Миграция: понятие, особенности понятийного аппарата, типы миграции Миграции как фактор изменений этнической структуры общества. Основные тенденции международной этнической миграции населения. Социальные последствия миграционных процессов. Роль миграций в формировании и развитии русского этноса. Характеристика миграционных процессов на территории современной России

 

Вопросы для самоподготовки:

  1. Миграционные процессы как предмет этносоциологии.
  2. Теоретико-методологические подходы, используемые при исследовании миграции.
  3. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации.

 

Тема 10. Социальные последствия миграционных процессов

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Миграция: понятие, особенности понятийного аппарата, типы миграции Миграции как фактор изменений этнической структуры общества. Основные тенденции международной этнической миграции населения. Социальные последствия миграционных процессов. Роль миграций в формировании и развитии русского этноса. Характеристика миграционных процессов на территории современной России

 

 

Вопросы для самоподготовки:

  1. Роль миграции в развитии населения России в XX веке.
  2. Исторический опыт регулирования миграций населения в России.
  3. Роль миграции в преобразовании этнической структуры современного российского общества.

 

Раздел 6. Этнические конфликты и пути их урегулирования

Тема 11. Межэтнический конфликт: понятие и сущность

Цель: сформировать способностьиспользовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Межэтнический конфликт: понятие и сущность. Стадии протекания межэтнического конфликта. Этнические конфликты на постсоветском пространстве. Пути урегулирования межэтнического конфликта.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятие этнического радикализма.
  2. Межэтнический конфликт: понятие и сущность.
  3. Межэтнический конфликт как тип социального конфликта.

 

Тема 12. Этнические конфликты на постсоветском пространстве

Цель: сформировать способностьиспользовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Межэтнический конфликт: понятие и сущность. Стадии протекания межэтнического конфликта. Этнические конфликты на постсоветском пространстве. Пути урегулирования межэтнического конфликта.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этнические конфликты на Северном Кавказе: исторические корни и современная динамика.

2. Механизмы разрешения межэтнических конфликтов.

3. Роль социологии в диагностике межэтнической напряженности и урегулировании межэтнических конфликтов.

 

Раздел 7. Этнический плюрализм и социальная стабильность общества.

Тема 13. Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами и поддержания социальной консолидации в обществе. Модели этнонациональной политики и их характеристики: модель плавильного котла, политика ассимиляции, политика центра и ядра, политика мультикультурализма. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности (Западная Европа, Канада, США, Австралия).

Вопросы для самоподготовки:

  1. Модель плавильного котла.
  2. Политика ассимиляции.
  3. Политика центра и ядра.
  4. Политика мультикультурализма.

 

Тема 14. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности

Цель: формирование способности использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Этнонациональная политика государства как механизм управления этническими процессами и поддержания социальной консолидации в обществе. Модели этнонациональной политики и их характеристики: модель плавильного котла, политика ассимиляции, политика центра и ядра, политика мультикультурализма. Социальные практики различных государств в преодолении межэтнической напряженности (Западная Европа, Канада, США, Австралия).

Вопросы для самоподготовки:

1. Этнонациональная политика США.

2. Этнонациональная политика Германии.

3. Этнонациональная политика Канады.

4. Этнонациональная политика стран Прибалтики.

Раздел 8. Национальная и этническая политика в России

Тема 15. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики.

Цель: сформировать способность использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Национальная и этническая политика в России. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики. Перспективы этнического федерализма в России.

Вопросы для самоподготовки:

1. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на Северном Кавказе.

2. Амбивалентность национальной политики Советского государства.

3. Этнонациональная политика Российской империи.

4. Этнонациональная политика в современной России: модели и перспективы.

 

Тема 16. Перспективы этнического федерализма в России

Цель: сформировать способность использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности (ПК-11, ПК 13, ПК-14, ПК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Национальная и этническая политика в России. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики. Перспективы этнического федерализма в России.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этнополитическая ситуация в СССР: проблемы теории и практики.

2. Национальная и этническая политика в России.

3. Концепция Государственной национальной политики современной России: ее цели, основные принципы, законодательная база.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: