МОДУЛЬ 4. НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР




Теоретический блок вопросов (экзамен):

1. Обоснование научно-практической актуальности темы исследования.

2. Понятие проблемной ситуации. Логика движения от практической проблемы к проблеме исследования.

3. Постановка общей проблемы эмпирического исследования. Проверка познавательного вопроса на мнимость с точки зрения практики и науки.

4. Характеристика поисковой и исследовательской работы, ее содержание и особенности.

5. Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика.

6. Ступени научно-исследовательского проекта (НИП). Структурная схема НИП.

7. Определение конечного и непосредственного объектов исследования. Обоснование и разработка модели выборки в социологическом исследовании.

8. Установление институционального адреса планируемой научной информации. Заказчик и потребитель социологической информации.

9. Развертывание концептуальной модели исследования.

10. Теоретическая типологизация состояний и свойств исследуемого явления.

11. Процедура эмпирической интерпретации. Процесс построения эмпирической модели исследования.

12. Переход от операциональных понятий к переменным социологического исследования. Сетка переменных.

13. Процесс выделения содержательных характеристик исследуемого явления, поддающихся наблюдению: построение операциональной модели.

14. Способы получения и фиксации информации. Инструментарий исследования.

15. Способы представления зависимостей между переменными. Типы моделей объяснений.

16. Построение индикаторов и надежность измерения. Модель индикаторов в социологическом исследовании. Обоснование валидности, устойчивости и точности измерения.

17. Основные формы логического мышления. Основные законы логики (принципы мышления).

18. Теоретические методы анализа: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ.

19. Базы данных избранного научного направления.

20. Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Информационно-поисковые системы.

21. Построение объясняющей модели. Использование теорий для объяснения зависимостей.

22. Индексы в социологическом измерении. Конструирование индексов.

23. Построение измерительных шкал. Связь содержания шкалы и цели исследования.

24. Конструирование социальных типов. Соотношение типологизации и классификации.

25. Определение ошибки и численности выборки в социологическом исследовании.

26. Библиографический поиск, накопление и обработка научной информации, составление списка литературы.

27. Организация работы с научной литературой. Способы обработки информации.

28. Правила библиографического описания источника и составления списка литературы.

29. Конструирование вопросника.

30. Планирование и проведение социологического наблюдения.

31. Разработка инструментария экспертного опроса.

32. Технология контент-анализа.

33. Доклад, научное сообщение: логика устного сообщения, требования к стилю и языку.

34. Статья, тезисы научного доклада (сообщения): требования к содержанию, структуре, языку, стилю.

35. Составление отчетов, рефератов, обзоров: требования к оформлению и содержанию.

36. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач.

Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):

1. Подготовить программные положения эмпирического исследования дипломного проекта (ВКР).

2. Подготовить тезисы доклада (выступления) на защите дипломного проекта.

3. Подготовить презентацию (слайды) к докладу на защите дипломного проекта.

4.Подготовить приложение к ВКР, содержащее инструментарий сбора и анализа эмпирической информации (анкета, бланк наблюдения, кодовый словарь для контент-анализа, техническое задание на статистическую обработку первичной информации).

5. Подготовить по одному примеру иллюстративного графического и табличного материала по результатам дипломного эмпирического исследования.

6. Подготовить библиографию к ВКР.

7. Проанализируйте нижеприведенные темы и найдите в них темы социологических исследований. Выделите и обозначьте объект, предмет и цель исследования:

7.1. Отношение различных групп населения к условиям экологического кризиса крупного промышленного города и путям выхода из него.

7.2. Экологические проблемы крупного промышленного города

7.3. Исторические предпосылки и этапы реформ образования в России.

7.4. Реформа образования в зеркале общественного мнения.

7.5. Содержание учебной деятельности школьника.

7.6. Отношение школьников к учебной деятельности.

7.7. Развитие молодежных политических движений на рубеже ХХI века.

7.8. Политические ориентации студенческой молодежи московского региона.

7.9. Формирование морального сознания в условиях становления рыночных отношений.

7.10.Формирование морального сознания у работников предприятий разных форм собственности.

8. Проанализируйте с точки зрения предметной содержательности, логической обоснованности и методической точности сформулированные ниже цель, основные и частные задачи социологического исследования.

Цель: выявить структуру свободного времени студентов и условия его эффективного исследования.

Задачи: 1. Выявить структуру свободного времени студента:

1.1 .определить, какой величиной свободного времени располагают студенты в среднем за неделю;

1.2 .показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности;

1.3 .охарактеризовать потребности студентов, которые они реализубт в сфере свободного времени;

1.4. Выявить уровень удовлетворенности студентов использованием их свободного времени.

2. Определить факторы, обуславливающие эффективность использования студентами свободного времени:

2.1 изучить, существует ли связь между успеваемостью студентов и способами использования свободного времени, а также его эффективностью;

2.2 выяснить, планируют ли студенты способы проведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования;

2.3 выявить, как влияют на характер досуга студентов следующие факторы: экономические условия жизни (финансовые возможности), семейное положение, место проживания, бытовые условия, состояние инфраструктуры досуга района(города), наличие постоянных любительских занятий;

2.4 вскрыть динамику эффективности использования свободного времени студентами от курса к курсу.

9. Любое серьезное исследование включает в себя оценку того, что было сделано по разрабатываемой теме другим исследователями. В чем состоят основные мотивы, которыми руководствуется исследователь, приступая к анализу научной литературы?

10. Между исследователем и проблемой, которую он пытается изучать, используя метод опроса, стоят, по меньшей мере, три преграды, способные при определенных обстоятельствах исказить поступающую информацию. Что это за преграды?

11. Дополните недостающую информацию по процедуре перевода качественных социальных признаков в количественные выражения.

1. Интерпретация основных понятий

2…………………………………..

2.1 определение статистической разновидности признака (качественный или количественный)

2.2 определение возможных значений вариации признака

3. Построение измерительной шкалы

3.1 ……………………………………….

3.2…………………………………………..

3.3 определение технического приема измерения шкалы

4. Реальное измерение признака в полевых условиях

12. Обычно завершает анкету или интервью социально-демографический блок вопросов, так называемая «паспортичка». Найдите аргументы в защиту того, что «паспортичка» может находиться в начале вопросника?

13. Составить таблицу для сравнительного анализа трех групп студентов (отличники, хорошисты, отстающие) по степени уверенности в получении работы по специальности после окончания университета (прямой вопрос из 5-и градаций признака). Оформите таблицку в соответствии с требованиями ГОСТа.

14. Проведен телефонный опрос 1000 телезрителей канала ТВЦ. Среди опрошенных 130 человек ответили, что они полностью удовлетворены передачами канала, 600 –частично удовлетворены, 200 – не удовлетворены. Задавался также вопрос о том, считает ли респондент, что ТВЦ транслирует достаточное количество музыкальных программ. Среди полностью удовлетворенных работой канала 100 человек ответили положительно, 30 – отрицательно. Среди частично удовлетворенных – 400 человек ответили положительно, 260 – отрицательно. Среди неудовлетворенных - только30 человек ответили положительно, 170 – отрицательно.

Представьте результаты опроса в аналитической таблице сопряженности признаков. Проанализируйте таблицу и сделайте выводы.

15. Каузальная гипотеза, также как и коррелятивная, выдвигает предположение о наличии связи между явлениями, но вместе с тем и два других важных предположения. Каких?

16. Ниже приведено распределение оценок экспертов относительно главных причин неблагоприятной ситуации в молодежной среде:

43% – низкий уровень культуры и сознания молодежи

28% – неумение работать с молодежью, найти к ней правильный подход в школе, в институте, на работе

58% – пропаганда культа насилия, обогащение, чуждых стандартов жизни и поведения

25% – сегодня родителям некогда заниматься со своими детьми

33% – родителям не под силу в современной жизни дать детям то, что им нужно

21% – неосознанность обществом целей и задач работы с молодежью

55% – неблагополучная экономическая ситуация в стране и регионе, недостаток материальных средств

23% – невнимание местных властей к молодежным проблемам

2% – другие

Задание: постройте гистограмму, полигон, кривую распределения исследуемого признака.

17.Привести примеры утверждений, в которых между понятиями устанавливаются ковариационные, каузальные (положительные и отрицательные), мнимые отношения.

18. Привести примеры прямой, косвенной, антецедентной, множественной каузальной цепи отношений.

19. Генеральная совокупность из 2000 человек включает в себя три однородные группы: группа А – 300 членов, группа Б – 1000 членов, группа В –700 членов. Выборочная совокупность планируется в 60 респондентов. Рассчитать объем выборки в каждой из однородных групп, используя метод систематического отбора, указать первые пять номеров отобранных респондентов в каждой группе, начав отбор в первой группе с респондента №3, во второй – с № 6, в третьей с № 15.

20. Определить численность выборки, которая позволила бы оценить средний возраст мигрантов с точностью не менее 0,5 года при доверительной вероятности 0,9973 (t = 3). Общая годовая численность мигрантов – 40 000, Выборочная пробная дисперсия D = 200.

21. Составить классификатор категорий, признаков и единиц наблюдаемой ситуации: " поведение пассажиров вагона-метро ".

22. Произведите интерпретацию социального факта:

 

Рисунок 1 – Оценка экспертами реформ, проводимых в стране в течение последних

10-12 лет (в % от числа опрошенных по группам)

 

23. Определить границы доверительного интервала для генеральной средней (доверительная вероятность t = 2) при повторной вероятностной выборке, если объем выборочной совокупности n = 5 единицам, а соответствующие им значения признака (xi) равны: 3, 5, 5, 3, 2.

24. Привести примеры, иллюстрирующие следующие логические схемы гипотетических умозаключений:

А В; С → В); А→В→С; С→(АÈB); C→(AÇB).

Знак " →" означает логическую операцию импликации (влечет), то есть тесное следование одного из другого. Знак «È» - означает логическую операцию дизъюнкции (или), выражающуюся в соединении двух или более высказываний в новое сложное суждение. Знак «Ç» - означает логическую операцию конъюнкции (и), выражающуюся в соединении двух или более высказываний в новое сложное высказывание.

25. На конкретном примере постройте следующую логическую цепочку: "практическая проблема или социальная проблема" (уровни, сферы, формы проявления) → "проблема исследования"→ "цель исследования" → "тип исследования" → "задачи исследования" (описание, диагностика, прогноз) → "объект исследования" (носитель проблемы)

26. Сформулировать социальную проблему. В ее границах обозначить социальные феномены (предмет исследования), которые могут быть изучены в рамках только статистического подхода (количественной социологии), только гуманитарного подхода, при сочетании того и другого.

27. Задача. В результате проведенного на фирме опроса получены следующие данные:

  Старший персонал Младший персонал Всего
Довольны работой 25 чел. 50 чел. 75 чел.
Не довольны работой 2 чел. 22 чел. 24 чел.
Всего 27 чел. 72 чел. 99 чел.

 

Рассчитать коэффициенты взаимосвязи признаков, т.е. коэффициент контингенции (Q) и коэффициент ассоциации (F)

28.Установите последовательность в структуре дипломной работе

а. Приложения 1.

б. Задание 2.

в. Титульный лист 3.

г. Список использованной литературы 4.

д. Введение 5.

е. Содержание 6.

ж. Основная часть 7.

з. Заключение 8.

и. реферат 9..

29.Один из основных законов логики, по которому любая мысль должна быть доказана какими-либо аргументами для того, чтобы иметь силу: а) закон тождества, б) закон противоречия, в) закон достаточного основания, г) закон исключения третьего.

30.Вид умозаключения, в котором из общего правила выводится частный случай:

а) суждение, б) понятие, в) индукция, г). дедукция.

31. Общим названием «рисунок» не обозначаются: а) схемы, б) таблицы, в) диаграммы, г) графики.

32. Изложите структуру «Введения» выпускной квалификационной работы студента.

33. Оформите цитируемый источник в соответствии с требованиями ГОСТ:

– C. 64–65.

– Гагарина М.А.

– А.А. Смурыгина

– Особенности принятия решений студентами в ситуации нескольких задолженностей

– 2014

– Акмеология

– (специальный выпуск)

– № 1–2

34. Оформите цитируемый электронный источникв соответствии с требованиями ГОСТ:

– (дата обращения: 17.04.07)

– URL: https://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366

– Сущность результата дополнительного образования детей

– Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн.

– 21.10.03.

– Логинова Л.Г.

35. Провести системный анализ объекта дипломного социологического исследования. Указать взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных структурных элементов. Отразить в схеме.

36. Провести эмпирическую интерпретацию (редукцию, аспектизацию) и операционализацию центрального термина проблемы дипломного исследования. Отразить в схеме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: