Основные мероприятия в рамках белорусско-шведского межкультурного диалога




 

В рамках белорусского-шведского межкультурного диалога вплоть до 2021 года продолжали расширяться контакты в области литературы и научного взаимодействия, а также сформировались другие сферы культурного сотрудничества. Основные из них:

– выставки и презентации (включая ярмарки). Например, выставки шведского фотографа и журналиста М. Сёдэрберг, посвященные Беларуси. В 2017 году сообщество «Ассоциация поддержки Коллегиум Беларуси», Шведский институт и общественная организация «Форум Сюд» на ежегодной книжной ярмарке в Гётеборге презентовали стенд «Беларусь – литературная»;

– официальные визиты и мероприятия, организованные дипломатами. Открытие и повышение статуса дипломатических миссий в Стокгольме (2019) и Минске (2000, 2010, 2020) усилило межкультурное взаимодействие Беларуси и Швеции. В среднем за год на территории Беларуси проходило около десяти крупных мероприятий в различных культурных областях, однако, можно сказать, что уже сложились традиционные формы подобного сотрудничества. Так, ежегодно проводились Дни культуры Швеции в Беларуси, Фестиваль кино в рамках дней культуры, шведско-белорусские литературные чтения. Постоянным стало празднование Дня шведского национального флага (июнь) и Дня святой Люсии (декабрь).

Необходимо отметить, что развитию белорусско-шведских творческих контактов содействовал посол С. Эрикссон, который отмечал, что культура важна, потому что именно таким способом белорусов можно познакомить со Швецией, а шведов с Беларусью. Оценивая свою деятельность в Беларуси, С. Эрикссон подчеркнул, что вопросу культуры «мы уделяли действительно много внимания», добавив, что «когда в политической сфере есть некоторые недоразумения, то тогда можно пробовать делать что-то хотя бы в культурной плоскости» [50].

Воплощая в жизнь положения концепции по взаимодействию в сфере культуры, Швеция инициировала многие общественно-культурные проекты, нацеленные на Беларусь. В период 2008-2021 гг. в среднем за год на территории Беларуси проходило около десяти крупных культурных мероприятий в различных областях. Некоторые из них стали уже традиционными. Так, ежегодно стали проводиться Дни культуры Швеции в Беларуси, Фестиваль кино в рамках Дней культуры, шведско-белорусские литературные чтения.

В 2010 году в выставочном зале «Духовской круглик» Центра культуры «Витебск» состоялась презентация новых книг шведского историка белорусского происхождения, доктора исторических наук Андрея Котлярчука. Котлярчук, который живет в Швеции и является преподавателем института истории, гендерных исследований и культурологии университета Южного Стокгольма – Содерторна. Поводом для встречи с витебской интеллигенцией стал выход в свет новых научных монографий Котлярчука: «Швэды ў гiсторыi й культуры беларусаў» («Шведы в истории и культуре белорусов»), переизданной в Институте белорусистики в Вильнюсе в 2007 году, и «У ценю Польшчы і Расеі. Вялікае княства Літоўскае і Швэцыя ў часе эўрапейскага крызісу сярэдзіны XVII ст.» («В тени Польши и России. Великое княжество Литовское и Швеция во время европейского кризиса середины XVII в.»), изданной в 2010 году при поддержке международного общественного объединения «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына» и посольства Швеции в Беларуси [15].

В рамках Недели Швеции в Минске в кинотеатре «Пионер» проходит Фестиваль шведского кино. Вход свободный. Билеты на фильмы можно получить бесплатно в кассе кинотеатра с 12.00 в день показа. Вместе с кинофестивалем фойе кинотеатра «Пионер» работает шведская фотовыставка #enjoysweden («Насладись Швецией!»). #enjoysweden – это шведский краудсорсинговый фотопроект, реализованный через социальную сеть Instagram в 2013 году. На протяжении года обычные люди выкладывали свои любимые фотоснимки с хэштегом #enjoysweden. Инициаторами проекта выступили два брата из Швеции – Альбин и Оскар Понерт. У них не было определенных правил участия – каждый мог по-своему исследовать эту тему. После того, как было опубликовано 60000 фотоснимков, профессиональное жюри выделило 240 лучших, из которых потом создали фотокнигу. Жюри искало интересные, необычные, моменты из Instagram, которые могли бы поведать о Швеции.

В 2018 году стартовал проект под названием «Современная Швеция». Для участия в ежегодных конференциях привлекаются студенты, занимающиеся изучением шведского (а теперь и норвежского) языков. Темы выступлений охватывают весь спектр наиболее актуальных вопросов в контексте исследования Швеции: история, этнография, литература, экономическое и социальное развитие, экология, гендерные проблемы, вопросы кросскультурной коммуникации.

Традиционным также стало проведение праздничных мероприятий, посвященных древним обычаям Швеции. Белорусы могут не только познакомиться с ними, но и принять непосредственное участие. В качестве примера может послужить празднование Дня святой Люсии (13 декабря).

День Святой Люсии – один из самых мистических праздников Швеции. По одной из версий, он связан с христианской мученицей и святой. По другой версии – этот обряд имеет куда более древние корни, и Luciadagen символизирует победу света над тьмой в самую длинную ночь года. Традиционный обряд в честь этого праздника показывался на дипломатических приемах. Также День Святой Люсии отмечался в Минском лингвистическом университете. Само празднование выглядит волшебно: Люсия идет в окружении девушек в белых платьях со свечами в руках и парней, которые несут звезды. Это шествие называется luciatåg. В этот вечер в Минском лингвистическом университете можно было услышать традиционные рождественские песни в живом исполнении, из которых самой известной является «Sankta Lucia» [Приложение А, рисунок А1]. Это мероприятие было организовано и проведено кафедрой 2-го иностранного языка (английский) при поддержке руководства университета. Активное участие принимали студенты переводческого факультета и факультета английского языка, изучающие шведский язык как второй иностранный [18].

Вторым по значимости мероприятием является празднование Дня летнего солнцестояния, или Midsommar, которое проходит под открытым небом в Белорусском государственном музее народной архитектуры в Строчицах. Изначально Мидсоммар отмечался 24 июня в честь Иоанна Крестителя, наступление этого праздника означало начало лета и плодородного сезона. В 1953 году Мидсоммар перенесли на ближайшую к этой дате субботу, а праздновать его начинают уже в пятницу [Приложение А, рисунок А2]. Главный символ Мидсоммара – высокий шест, украшенный травой и цветами. Его водружают на поляне и устраивают вокруг танцы. К праздничному обеду подают маринованную сельдь, отварной молодой картофель со свежим укропом, сметаной и луком. После этого – горячее, приготовленное на гриле, например, ребрышки или лосось. На десерт угощаются свежей клубникой со взбитыми сливками.

Ночь на Мидсоммар – подходящее время для гаданий и поиска сокровищ. Например, девушки собирали семь цветов и клали их на ночь под подушку, чтобы увидеть во сне суженого. Или ели на ночь соленую кашу («кашу для снов»), чтобы нареченный принес им во сне напиться. А парни проверяли свою выдержку и смелость, отправляясь на поиски клада, дорогу к которому указывал лунный свет [36].

В 2017 году прошел совместный белорусско-шведский проект «Инклюзивная художественная лаборатория», стартовавший в Национальном художественном музее Республики Беларусь, реализуемый совместно с шведской общественной организацией ShareMusic & Performing Arts (руководитель София Александерсон) при поддержке Шведского института. Ставились две задачи: совместными усилиями разработать нетрадиционные для музейного дела методы работы с особой аудиторией посетителей – молодыми людьми с ограниченными возможностями и впоследствии пропагандировать наиболее удачные результаты экспериментов представителям музейного сообщества Беларуси через семинары и тренинги. Цель проекта – научить посетителя видеть произведение искусства нестандартно, открывая в нем новые смыслы. Новации заключались в комплексном использовании музыки, пения, хореографии и пантомимы для постановки музейного перформанса – особой формы современного искусства. Опыт такой работы широко используется в культурных учреждениях Швеции и был предварительно изучен на 5-дневной насыщенной событиями стажировке четырех музейных кураторов в музеях, библиотеках и культурных центрах трех городов Швеции – Стокгольма, Енчерпинга и Мальме в ноябре 2017 года. В качестве креативных кураторов (тьюторов) со стороны «ShareMusic & Performing Arts привлекались известные в Швеции музыканты, хореографы и композиторы, среди которых было несколько молодых харизматичных мужчин, что относительно редко в почти исключительно женских коллективах белорусских музеев.

Кроме того, в рамках международного культурного сотрудничества организовывался белорусско-шведский проект «Иллюзия, фальсификация и реальность», который начал свою работу в залах Художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника - это проект, утверждающий и заявляющий полноценное явление, т. е статус нового актуального искусства на художественной сцене Беларуси [Приложение А, рисунок А3 и А4]. Участие в данном проекте принимали белорусские и шведские художники среднего и молодого поколений, для которых понятие нравственности вышло за рамки его бытовых критериев. Данный проект – это, прежде всего обращение человека к себе, и ответ, на оставшийся без ответа, вопрос об истине. Проект осуществлён совместным сотрудничеством Белорусской государственной Академии искусств в Минске, галереей Мейан Лабе в Стокгольме и Королевским университетом колледжем изящных искусств в Стокгольме при поддержке Шведского института. Цель проекта вовлечь белорусские творческие силы в интернациональное сотрудничество в сфере актуального искусства. Обзор искусства белорусских и шведских художников, представленного в проекте, определяет характерные точки актуального искусства, обращенного в идентификацию духовной сферы создателя и зрителя.

В 2019 году в Стокгольме был с успехом представлен потенциал белорусской модной индустрии, как в сфере дизайна, так и в области производства тканей. Коллекцию из новой линейки элитных полотен флагмана национальной текстильной индустрии ОАО «Камволь» можно было увидеть на приеме посольства Беларуси в Швеции, проведенном в преддверии II Европейских игр [Приложение А, рисунок А6]. Предприятие было реорганизовано и оснащено самым современным оборудованием, и теперь его полотна полностью соответствуют требованиям люксового сегмента мировой модной индустрии. Представленная коллекция создана известным белорусским дизайнером одежды, автором формы национальной олимпийской сборной для Игр в Пхенчхане Людмилой Лабковой совместно с итальянскими модельерами. Одежда разрабатывалась на базе дизайн-центра, открытого в ОАО «Камволь». Его наличие позволяет предприятию предложить своим клиентам в Беларуси и за рубежом не только ткани, но и готовый дизайн. Дефиле стало возможно благодаря совместной работе дипмиссии с концерном «Беллегпром» и проектом Национального центра художественного творчества детей и молодежи «Мельница моды». Белорусские модели показали в Стокгольме не только творения профессионалов, но и продемонстрировали лучшие коллекции молодых дизайнеров-победителей фестиваля-конкурса «Мельница моды – 2019».

В рамках проекта «Знать, чтобы помогать» благотворительное общественное объединение «Мир без границ» совместно с представителями министерств и ведомств Республики Беларусь разработало систему мониторинга реализации прав детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах, гарантированных Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью.

Система мониторинга направлена на улучшение реализации прав детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах. Среди ее основных задач – понять, как осуществляются права ребенка в его повседневной жизни. При составлении системы эксперты из числа представителей Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, комитетов по труду и социальной защите облисполкомов в равной степени руководствовались национальным законодательством и международными документами, ратифицированными Беларусью.

В основу системы мониторинга положены ключевые права и принципы, которые определяют жизнь ребенка: право на семью, право на защиту от насилия и эксплуатации, право на образование, право на здоровье, право говорить, право на невмешательство в личную жизнь и уважение различий, принцип равенства всех детей. Проект «Знать, чтобы помогать» реализуется БОО «Мир без границ» совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь при поддержке неправительственной организации «ЭРИКС партнер по развитию» (Королевство Швеция) с августа 2018 года. Мероприятие направлено на изучение и апробацию международных стандартов мониторинга и оценки реализации прав детей с инвалидностью. Цели проекта соответствуют национальным интересам, перспективам развития, планам и стратегиям в области социальной защиты, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь [41].

В рамках недели Дней культуры Швеции в Национальном историческом музее Республики Беларусь проводилась выставка персональная выставка шведской художницы Людмилы Христесевой «Sustainidentity» при поддержке Посольства Королевства Швеции в Республике Беларусь. Слово «Sustainidentity» состоит из двух английских корней – sustain – «подтверждать», «поддерживать» и identity – «идентичность». Можно перевести название выставки, как «устойчивая идентичность».

Данная выставка имеет ретроспективный характер – она рассказывает историю жизни женщины-художника. Людмила Христесева, приоткрыв для зрителя занавес своей биографии, заставляет зрителя поразмыслить над тем, как женщина из Восточной Европы вписывается в западноевропейское феминистическое общество.

Выставка «Sustainidentity» ставила вопрос о гендерной идентичности, а именно: женщиной рождаются или становятся? Что влияет на наше восприятие женского тела и образа? Как отражаются разные культуры, в которых мы живем, на наше восприятие самих себя как женщин? Особенно остро вопрос идентичности встает, когда художник пересекает границы, меняя страну пребывания, так как границы идентичности при этом могут сдвигаться. Людмила Христесева активно участвует в выставочной деятельности в Швеции и за рубежом. Уже в течение многих лет занимается исследованием гендерной идентичности и вопросами репрезентации в разных культурах.

После окончания в 2001 году Витебского государственного технологического университета по специальности «Дизайн костюма и тканей» Людмила переехала в Швецию, где в начале своей художественной карьеры сотрудничала со знаменитым шведским модельером Ларсом Валлином. После обучения в Стокгольмском Колледже искусств и дизайна и в Стокгольмском университете Людмила Христесева приняла участие в ряде художественных проектов, где она попробовала себя в разных жанрах: живописи, книжной иллюстрации, фотографии, видео-арте, паблик-арте, книге художника, арт-инсталляции. Через коллекцию работ, представленных на выставке «Sustainidentity», Людмила Христесева создает зрителю почву для размышления о взаимодействии общества и индивида, традиций и следования современным тенденциям.

В рамках Дней культуры Швеции в Беларуси проходила также выставка фотовыставка «Проездом» знаменитого шведского фотохудожника Георга Одднера. Выставка размещалась сразу на двух столичных площадках. В Национальном музее истории и культуры Беларуси – экспозиция классических черно-белых фотографий 1950-1960 годов, часть которых специально была сделана Одднером для одного из шведских журналов после поездки в СССР. В Музее современного изобразительного искусства были представленыт полные экспрессии, философского смысла и поэзии фотокартины. Вместе с демонстрацией работ классика шведской фотографии Георга Одднера в программе Дней культуры Швеции в Беларуси проходила выставка известной шведской фотожурналистки Лизы Селин, а также была показана картина одного из создателей «нового шведского кино» режиссера Яна Труэлля. Показы современных шведских фильмов в рамках фестиваля прошли в Минске и Гродно.

В детском филиале областной научной библиотеки имени Е. Ф. Карского в 2019 году открыли уникальную и уже показавшую себя миру, фотовыставку Юхана Бэлмана. Герои снимков – шведские отцы, которые ушли в декретный отпуск, на фото вместе со своими детьми. Помимо выставки, у мероприятия была и вторая часть, посвященная роли отца не только в Швеции, но и в Беларуси [Приложение А, рисунок А7].

Фотовыставка Юхана Бэлмана «Папы Швеции» – это 25 портретов отцов с их детьми, под каждым из которых сделаны заметки: имя, возраст, профессия того или иного мужчины, то есть то самое интервью автора с его героями. Например, 34-летний учитель Томас взял 12 месяцев декретного отпуска и рад тому, что смог сделать вклад в переосмысление устарелого образа отца, а его сын может обратиться за поддержкой к каждому из родителей. Такой опыт также повлиял на его собственное видение себя в роли отца [2].

Большинство посетителей мероприятия пришли с детьми, поэтому специально для ребят был организован уникальный «экологический» спектакль «НЕмусорная история», темой которого стала сортировка мусора. В садиках и школах дети Швеции получали знания, направленные на экологический баланс, а потом приходили домой и «контролировали» своих родителей. Поэтому организаторы пошли тем же путем и при поддержке посольства был создан спектакль, который не только развлекает, забавляет, но и поучает.

Итак, общественно-культурное взаимодействие между Республикой Беларусь и Королевством Швеция имеет ряд особенностей, связанных с концентрацией сил и средств на определенных мероприятиях (Дни культуры Швеции в Беларуси, Фестиваль кино в рамках дней культуры, шведско-белорусские литературные чтения и пр.), особым местом литературной и научно-образовательной сфер.

 

Выводы по второй главе

 

Основные сферы взаимодействия в международных культурных отношениях Республики Беларусь и Королевства Швеции являются литература, официальные проекты, визиты и мероприятия, организованные дипломатами, наука и образование.

В результате проведенного исследования шведско-белорусских культурных связей за период установления дипломатических отношений можно сделать вывод что культурное взаимодействие наций, способных находить общий язык, объединяясь в рамках международных союзов, общие взгляды на мир, ценности, культура имеют первостепенное значение для интеграции развития сотрудничества. Именно культура обладает теми уникальными возможностями, связанными с формированием позитивного образа народов, государств, который в конечном итоге помогает и в решении политических проблем.

Международное культурное сотрудничество между Республикой Беларусь и Королевства Швеции активно развивается и является важной частью двусторонних отношений. Основными направлениями культурного сотрудничества является проведение Дней культур двух стран, участие в международных конкурсах в области кинематографа, театрального искусства, песенных фестивалях, научно-практических конференциях.

Культурное сотрудничество двух государств строится на принципе взаимообогащения культур и осуществляется как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровне. Для развития белорусско-шведских культурных связей создана определенная договорно-правовая база. Это – межправительственные и межведомственные соглашения и протоколы, договоренности о совместных культурных мероприятиях в рамках общих соглашений о межрегиональном сотрудничестве, специальные соглашения о культурном сотрудничестве между регионами. Все перечисленные договоренности обуславливают формы и способы их реализации в приоритетных направлениях межкультурного взаимодействия.

Анализ межкультурного сотрудничества Республики Беларусь и Королевства Швеции за последние два десятилетия показал, что активизация культурного взаимодействия со Швецией способствовала созданию более благоприятного международного имиджа нашей страны.


 

ГЛАВА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: