История взаимодействия Республики Беларусь c Королевством Швеция




 

После обретения независимости Республика Беларусь начала активно налаживать двусторонние отношения со многими странами мира. Не стало исключением и Королевство Швеция. Дипломатические отношения с этим государством Северной Европы были установлены 14 января 1992 года.

Страны переживали разные периоды, характеризовались скачкообразной динамикой развития. Вместе с тем, такая динамика указывает на наличие взаимного интереса, являясь своего рода процессом узнавания и «притирки», а также на потенциальную возможность найти общий язык в будущем.

В ноябре 1999 года открылось Посольство Республики Беларусь в Швеции (по совместительству – в Дании и Норвегии). Офис Почетного консула Королевства Швеция в Беларуси начал свою работу в мае 2000 года. 11 ноября 2003 года открылось отделение Посольства Швеции в Минске. Параллельно с политическими отношениями развивалось экономическое сотрудничество (средний показатель объема экспорта в 2008-2010 гг. составлял 82 млн дол. США, импорта – около 164 млн дол. США [16, с. 36, 41]

Для Республики Беларусь сотрудничество со Швецией привлекательно по многим направлениям, в том числе в использовании опыта построения социально-экономической модели развития. Это подчеркнул Президент Беларуси на встрече с председателем совета шведской промышленности Э. Белфраге в ноябре 2009 года «Мы многому учились у вас и многое переняли. Хоть вы нас и критикуете за отдельные вопросы, но учились мы у вас», – отметил А. Лукашенко во время переговоров [10, с. 15]

Для Швеции Беларусь является малоизвестной страной, но в то же время привлекает внимание в силу геополитического расположения, истории и менталитета. Несмотря на взаимный интерес и потенциал для развития политических и экономических отношений, наиболее зримые сдвиги в двусторонних связях наблюдались в основном в общественно-культурной сфере. Исходя из этого актуальность приобретают вопросы, с одной стороны, использования гуманитарной составляющей как плацдарма для развития отношений в других сферах, а с другой – сохранения отношений в целом, когда политический диалог временно затруднен.

Официального документа, регламентирующего отношения с конкретной страной Евросоюза – Швецией, представлено не было.

В Швеции подобного рода документ был принят. Сотрудничество с Республикой Беларусь шведская сторона строила на основе разработанной внешнеполитическим ведомством «Стратегии развития отношений с Беларусью на 2007 – 2010 гг.» [58]. Следует отметить, что в 2011 году была принята очередная стратегия сотрудничества с Республикой Беларусь на 2011 – 2014 гг. [59].

В документе «Стратегия развития отношений с Беларусью на 2007 –2010 гг.» излагались основные подходы шведской внешней политики в гуманитарной сфере, обозначались главные векторы развития отношений с Беларусью, определялись цели и желаемые результаты двустороннего сотрудничества. Так, в Стратегии было обозначено, что «цель сотрудничества... заключается в расширении культурных контактов и обменов с целью содействия развитию восприятия, понимания и обсуждения вопросов демократичной культуры и привлечения граждан к активному участию в этом процессе» [58].

Осведомленность белорусов о шведском обществе в целом достаточно высокая. В Минске с 2002 года функционирует Центр шведских исследований, где все желающие могут изучать шведский язык. На профессиональном уровне шведский язык преподают в Белорусском государственном университете и Минском государственном лингвистическом университете. Таким образом, шведский язык и интерес к шведской культуре получает в белорусском обществе достаточно широкое распространение.

Помимо этого, среднестатистический белорус знает о Швеции, благодаря продукции шведских производителей, известным шведским брендам; знает о «шведском образе жизни», шведском дизайне, шведской литературе. В Беларуси активно переводятся книги шведских авторов, особой популярностью пользуется шведская литература для детей. На белорусский и русский языки переведены произведения С. Лагерлеф, А. Линдгрен, У. Старка и др.

Получили развитие белорусско-шведские контакты в области образования и науки. Активно взаимодействовали белорусские и шведские научные учреждения. Реализовывались совместные научные и научно-технические проекты, осуществлялся обмен научной информацией и учеными проводились совместные конференции и семинары.

Динамичное научное взаимодействие осуществлялось между Национальной академией наук Беларуси и Лундским университетом; Гомельским государственным университетом имени Ф. Скорины и Стокгольмским университетом, Белорусским государственным медицинским университетом и Каролинским институтом, Белорусской медицинской академией последипломного образования и Южным госпиталем Стокгольма, Институтом истории НАН Беларуси и Готландским университетом, Белорусским государственным университетом и университетом г. Упсала [16].

В 2004 году был подписан Договор о научном сотрудничестве между НАН Беларуси и Шведской академией технических наук, который в том числе предполагает осуществление безвалютного эквивалентного обмена учеными. Подписан ряд договоров о сотрудничестве на уровне научных институтов и университетов двух стран.

Начиная с 2001 года в рамках программ БРФФИ на условиях двустороннего финансирования выполнено 4 белорусско-шведских научных проекта. Государственное финансирование научных исследований в Швеции осуществляется как при помощи грантов, предоставляемых напрямую высшим учебным заведениям, так и при участии научно-исследовательских советов и отраслевых научно-исследовательских организаций. Кроме того, существует несколько государственных научно-исследовательских фондов. Средства распределяются по всем направлениям работы министерств. Отличительной чертой шведской системы является тот факт, что основная часть финансируемых государством научных исследований проводится в высших учебных заведениях, тогда как на долю научно-исследовательских институтов приходится лишь небольшая часть государственных средств. Помимо государственных органов, поддержку научных исследований также осуществляют частные фонды, благотворительные институты и организации, занимающиеся поиском финансирования.

Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Швеции носит взаимовыгодный характер. В 2020 году товарооборот составил 131,2 млн. долларов США. Белорусский экспорт – 35,3 млн. долларов, импорт из Швеции – 95,9 млн. долларов [52].

Основу белорусского экспорта в Швецию составляют калийные удобрения, топливная древесина, мебель, льняные ткани.

В 2020 году оборот торговли услугами составил 27,5 млн. долларов, при этом экспорт – 20,6 млн. долларов, импорт – 6,9 млн. долларов. Наиболее весомые позиции в белорусском экспорте занимают компьютерные, прочие деловые и транспортные услуги. Шведские прямые инвестиции в экономику Беларуси в 2020 году составили 17,8 млн. долларов, из них прямые инвестиции на чистой основе – 10,4 млн. долларов. Следует отметить, что объем реинвестированных шведскими компаниями средств в 2020 году составил 17,1 млн. долларов. Вкладывая средства в развитие собственного бизнеса в нашей стране, они демонстрируют доверие к Беларуси. Накопленный объем шведских инвестиций в белорусскую экономику на 1 января 2021 года составил 45,6 млн. долларов, из которых 23,9 млн. долларов – прямые инвестиции. На начало 2021 года в нашей стране действовало 23 компании с участием шведских инвесторов, в том числе 9 совместных предприятий и 14 – со 100-процентным шведским капиталом [45].

После белорусско-шведского дипломатического кризиса 2012 года в течение нескольких лет отмечалось охлаждение двусторонних отношений. Практика проведения межмидовских консультаций возобновилась с 2015 года. В сентябре 2015 года состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Беларуси и Швеции в рамках саммита ООН в Нью-Йорке. Главы МИД встречались в этом формате также в 2016, 2017 и 2019 годах [45].

С ноября 2016 года Республика Беларусь восстановила дипломатическое присутствие в Королевстве Швеция. В ознаменование 25-летия установления дипотношений между Беларусью и Швецией 14 января 2017 года главы МИД обменялись протокольными поздравительными посланиями. В октябре 2017 года новый Посол Швеции К. Юханнессон вручила верительные грамоты Президенту Республики Беларусь. 15 ноября 2017 года состоялась официальная церемония открытия Посольства Беларуси в Швеции с участием заместителя Министра иностранных дел Беларуси Кравченко О.И. и Государственного секретаря МИД Швеции по вопросам ЕС и торговли О. Стенстрёма.

В апреле 2018 года в Минске состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь О. Кравченко с Государственным секретарем МИД Швеции по вопросам ЕС и торговли О. Стенстрёмом. 10-13 июня 2018 года О. Кравченко посетил Стокгольм для участия в конференции Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ) «Managing complexity: Addressing societal security challenges in the Baltic Sea region». В рамках визита были проведены его встречи с Госсекретарем МИД Швеции А. Сёдер и спикером парламента У. Алином [45].

14 июня 2018 года Посол Беларуси в Швеции Д. Мирончик вручил верительные грамоты Королю Швеции. Таким образом, после шестилетнего перерыва стороны восстановили взаимное дипломатическое присутствие на уровне послов.

Возобновление работы дипломатических миссий в Стокгольме и Минске явилось катализатором активизации двусторонних связей по всем направлениям.

Так, в мае 2019 года делегация во главе с Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды А.П. Худыком посетила Швецию с рабочим визитом. В ходе встречи руководителя Минприроды Беларуси с Заместителем Премьер-министра – Министром окружающей среды и климата И. Лёвин главы природоохранных ведомств двух стран условились активно сотрудничать в сфере экологии и борьбы с изменением климата.

9-10 декабря 2019 года Швецию посетил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Авраменко А.Н. Состоялась его встреча с Министром инфраструктуры Швеции Т. Энеротом.

5-6 ноября 2019 года в Стокгольме прошли мероприятия высокого уровня по случаю 10-летнего юбилея инициативы ЕС «Восточное партнерство». Для участия в них и встреч со шведской коллегой и спикером парламента Швецию посетил Министр иностранных дел Беларуси Макей В.В. В рамках мероприятий состоялась встреча члена Совета Республики Национального собрания, Национального координатора по достижению ЦУР Щеткиной М.А. с Министром по вопросам международного сотрудничества в области развития П. Эрикссоном, в парламентском компоненте участвовали депутаты Палаты представителей Национального собрания.

25 ноября 2019 года состоялся визит в Беларусь Министра иностранных дел Швеции А. Линде совместно с Министром иностранных дел Финляндии (председательствовавшей в Совете ЕС) П. Хаависто, которые были приняты Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Визит главы шведского внешнеполитического ведомства состоялся впервые после более чем 20-летнего перерыва.

19-20 февраля 2020 года белорусская делегация во главе с заместителем Министра транспорта и коммуникаций А.Н. Ивановым приняла участие в 3-й Международной министерской конференции по безопасности дорожного движения «Достижение глобальных целей до 2030 года» в г. Стокгольме. В рамках мероприятия состоялась трехсторонняя встреча заместителей министров транспорта Беларуси, Швеции и Латвии для обсуждения совместных проектов в сфере логистики.

2 апреля 2020 года по инициативе шведской стороны состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В. Макея с главой МИД Швеции А. Линде. Обсуждены вопросы развития двустороннего сотрудничества, отмечена важность солидарных подходов и совместных усилий по борьбе с распространением коронавируса. В ходе беседы А. Линде поблагодарила белорусского коллегу, а также авиакомпанию «Белавиа» и коллектив МИД Беларуси за содействие в возврате более чем 70 граждан Швеции из Турции.

18 августа 2020 года по инициативе шведской стороны состоялся телефонный разговор глав внешнеполитических ведомств Беларуси и Швеции. Собеседники обменялись мнениями о развитии поствыборной ситуации в Беларуси и вокруг нее. В настоящее время подходы Швеции к развитию политического диалога с Беларусью формируются в соответствии с общей линией Европейского союза в отношении нашего государства. Официальный Стокгольм поддержал введение санкций в отношении Беларуси в 2020 году.

Белорусская сторона сохраняет заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества и продолжении конструктивного диалога со Швецией, однако, поддержка санкций в отношении Беларуси после событий 2020 года, а также конфликт с Украиной 2022 года осложняют дальнейшие перспективы сотрудничества во всех сферах.

 

Выводы по первой главе

 

Итак, международное культурное сотрудничество является важнейшей частью внешней политики Республики Беларусь, направленной на продвижение белорусской культуры за рубежом, укрепление позитивного образа нашей страны и содействие поддержанию культурной идентичности белорусских соотечественников. Одной из главных форм межкультурного сотрудничества является диалог. Полноценный диалог между странами может достигаться лишь на основе культуры, так как национальная культура является стержнем, хребтом любого государства. Межкультурный диалог был и остается одним из главных аспектов в развитии человеческой цивилизации в целом. Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и межличностных отношений. Диалог – это продуктивное общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами.

Межкультурный диалог отвечает целому ряду важнейших задач, связанных с решением жизненно важных для каждой страны вопросов развития человека, формирования гуманистических идеалов, важных для современного социума. Рост культурного взаимодействия с другими странами и международными организациями способствует укреплению позиций Беларуси в международных культурных отношениях, созданию более благоприятного международного имиджа нашей страны.

Белорусская сторона сохраняет заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества и продолжении конструктивного диалога со Швецией, однако, поддержка санкций в отношении Беларуси после событий 2020 года, а также конфликт с Украиной 2022 года осложняют дальнейшие перспективы сотрудничества во всех сферах.

Таким образом, сотрудничество с Республикой Беларусь шведская сторона начиная с 2002 года строила, основываясь на официальных концепциях шведского правительства. При этом Королевство Швеция как государство-член ЕС опиралась на общеевропейскую линию взаимодействия с Республикой Беларусь. Развиваясь в рамках общеевропейского подхода, дипломатические отношения Швеции и Беларуси на протяжении более чем двадцати лет являлись важным звеном в связке Беларусь – Европейский союз. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в настоящее время Королевство Швеция является центром информирования и привлечения внимания европейских государств к ситуации в Беларуси.


 

ГЛАВА 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: