Жанры учебно-научной лекции




Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая. Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности. Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие. Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время. Выделяют четыре основных вида лекций применяемые для передачи теоретического материала: вводная, информационная, заключительная и обзорная. Вводная лекция – один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов. От успеха этой лекции во многом зависит успех усвоения всего курса [2, c. 21]. Она может содержать - определение учебной дисциплины;

- краткую историческую справку о дисциплине;

- цели и задачи дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;

- основные проблемы (понятия и определения) данной науки; - основную и дополнительную учебную литературу;

- особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;

- отчетность по курсу [13, c. 23].

Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутри предметной и меж предметной связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы в учебном процессе проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем и др.

На проблемной лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала с использованием технических средств обучения или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Лекция-пресс-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, формулирует основные выводы.

Лекция вдвоем (или бинарная лекция) - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов. Лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответыдискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы» [23, c. 5-6].

Кроме рассмотренных видов лекций различают еще и такие лекции, как лекция – беседа, лекция – воспоминание, лекция-концерт, лекция-показ, лекция-экскурсия [23, c. 7]. В учебном процессе ВУЗа, факультета, кафедры с целью 8 отработки методических навыков чтения лекций, дальнейшего повышения уровня лекторского мастерства и обмена опыта среди преподавателей и в соответствии с индивидуальными планами организуется чтение пробных и открытых лекции.

 

 

ВЫВОД

Лекция является одним из самых древних жанров преподавания и представляет собой живую, постоянно изменяющуюся форму представления научного материала, способную адаптироваться к специфике образовательной сферы на каждом этапе ее развития. Данная способность предопределяет востребованность лекции и широту спектра ее функциональных разновидностей в современной системе высшего образования. Каждый этап развития лекции по-своему предопределил её современный жанровый облик. Можно предположить, что дискуссии о том, относится лекция к монологическим или диалогическим жанрам, вызваны тем, что современная лекция является наследницей двух традиций: античного диалога и монолога Средневековья. В сущности, каждый лектор тяготеет к одной из этих традиций, и общая картина жанра лекции отражает оппозицию диалог vs монолог. Изучение и описание жанровых особенностей такого речевого произведения, как лекция, требует обращения к целому спектру актуальных вопросов лингвистики. Несмотря на то, что сфера преподавания считается достаточно консервативной, она весьма живо реагирует на изменения, которые происходят в способах и формах коммуникации. Осмысление природы учебных жанров, в особенности лекций, вводит исследователя в систему понятий, описывающую живую взаимосвязь языка и окружающей действительности, в том числе и в проблематику дискурса. Основные направления изучения лекции в современной лингвистике сформированы в рамках функциональной стилистики. Методология данной отрасли предполагает, что основным предметом исследования становится специфически узнаваемый облик речевых произведений, созданных для функционирования в определенной, социально значимой сфере общественноречевой практики людей. Это предопределяет некоторое невнимание стилистики к экстралингвистическим факторам создания речевых произведений, в связи с чем понятие дискурс, появившееся в отечественной лингвистике в 90-е годы 20-ого века для описания речи, которая рождена и существует в определённой (в первую 53 очередь идеологической) среде, может сосуществовать с понятием функциональный стиль, не вытесняя его. Функционально-стилистические исследования дают представления о лингвистических особенностях речевых произведений (в первую очередь, текстов), именно они позволяют увидеть, что делает облик стиля столь узнаваемым. При этом стремление к определению облика стиля в целом иногда заставляет исследователей отказываться от окказиональных лингвистических параметров, которые могут оказаться существенными для осмысления стилевой динамики.

Дискурсивные исследования, напротив, в основном ориентированы на осмысление и описание не только базовых факторов создания формы литературного языка, именуемой стилем, но и факторов, которые предопределяют особенности речевых произведений в частных ситуациях внутри социально значимой сферы. Так, например, научный стиль, основная функция которого – хранение и передача научных знаний, в каждом из подстилей реализует данную функцию абсолютно по-разному. Различия могут быть практически неуловимы для традиционной функционально-стилистической методологии, будучи при этом весьма значимыми для понимания как специфики данного подстиля, так и всего стиля в целом. Учебно-научный дискурс в этом смысле характеризуется уникальной прагматической перспективой – формированием научной картины мира. Данная коммуникативная цель предопределяет сложность речевой организации обучающих произведений, проследить и описать которую можно только в системе понятий дискурсивных исследований.

 

ГЛАВА 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: