Средства организации лекционного пространства




Лекция в вузе — один из методов обучения, одна из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала, как правило, теоретического характера [19, c. 3]. Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса. При этом преподаватель в установленном порядке обязан использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре институте. Сведения о посещаемости студентами лекционных занятий должны регулярно отмечаться и передаваться в деканат для анализа [19, c. 10]. Порядок подготовки лекционного занятия: Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы: Формулировку темы лекции; Указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; Изложение вводной части; Изложение основной части лекции; Заключение; Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Начальный этап каждого лекционного занятия — оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения.

 

Длительность лекции и устная форма предъявления материала обусловливают необходимость особой организации пространства в данном жанре. Такая организация предполагает обеспечение горизонтальных и вертикальных связей, а также ценностных ориентиров, что создается особым лингвистическим инструментарием, эпистемическими и хронотопическими маркерами, наличие которых позволяет слушателям ориентироваться в данном пространстве. Эпистемические и хронотопические маркеры представляют собой систему сигналов, имеющую сложную неодноуровневую функциональную нагрузку. С одной стороны, они представляют собой систему ориентиров, создающих для слушателей целостное информативное поле, с другой – они обеспечивают синхронизацию элементов компетенции лектора и его слушателей. И эпистемические, и хронотопические маркеры имеют функциональные разновидности, каждая из которых по-своему обеспечивает целостность лекции и её дидактическую состоятельность. Каждая из разновидностей эпистемических и хронотопических маркеров имеет собственную иллокутивную функцию и функцию текстообразующую, которая определяет его роль во фрагменте текста лекции, в целом ее тексте или на бóльших масштабах. Иллокутивная и текстообразующая функция каждого маркера взаимосвязаны [21, c. 231].

Основная функция эпистемических маркеров (далее – ЭМ) – создание эффекта продвижения от менее достоверных представлений к более достоверным, обеспечение познавательной динамики в сознании слушателей. Данная функция предопределяет отбор лексико-грамматических средств, используемых для её реализации. Синтаксическая функция маркеров данного типа может быть 82 различной, от вводной конструкции до части сложного предложения или отдельного простого предложения. Выбор синтаксической формы зависит от того, насколько подробно излагается маркируемое суждение и от того, насколько развернутой должна быть сама маркировка. Лексическое значение составляющих ЭМ обязательно включает прямое или опосредованное указание на ценность суждения с точки зрения современного состояния науки. В зависимости от того, что является основным предметом “маркировки”, и с какой целью она делается, ЭМ могут быть разделены на четыре группы:

−эпистемические маркеры, создающие эффекты продвижения от наивных представлений к научным;

−эпистемические маркеры, предостерегающие от возможных неверных пониманий излагаемого;

−эпистемические маркеры, определяющие “фазу жизненного цикла” научного знания;

−эпистемические маркеры, привлекающие внимание к излагаемой информации [21, c. 217].

Основными языковыми средствами выражения для эпистемических маркеров данного типа являются лексические и грамматические элементы, позволяющие обозначить степень научной достоверности предъявляемого. Трансформация бытовых представлений изоморфна процессу научного познания, поэтому эпистемические маркеры вводят в изложение блоками, в которых последовательно изменяется “градиент” достоверности излагаемого: компоненты, отражающие оценку степени достоверности, обычно разделяются на две группы, создавая оппозицию кажущегося непосвященному и действительного, известного научному сообществу.

ЭМ, предостерегающие от возможных неверных пониманий излагаемого, представляют собой особую функциональную разновидность ЭМ, показывающих движение от наивных представлений к научным. Иллокутивная функция подобных маркеров в данном исследовании обозначается как превентивная. Объём текстового действия данных маркеров невелик, но их наличие являются обязательным условием правильного восприятия дальнейшей информации. 86 Превентивные ЭМ могут иметь функционально узнаваемый лексикограмматический облик и сопровождаться указанием на причины и характер вероятных неверных пониманий: Дело в том, что как логика, так и психология изучают мышление, но изучают его с разных сторон. Надо знать, в чем состоит различие их в изучении мышления уже потому, что мышление изучается как логикой, так и психологией. Но если мышление становится предметом изучения и логики и психологии, то может показаться, что обе науки изучает одно то же. Однако оказывается, что, изучая мышление, они изучают его с двух различных точек зрения. Различны у них и цели изучения мышления [20, c. 4-5].

Иллокутивная функция данных ЭМ – показать правильное понимание некоторого положения дел в обход возможной ошибки. В соответствии с данной функцией необходимо предпринять те же шаги, которые предпринимаются ЭМ, создающих эффект продвижения от наивных представлений к научным, разница между ними в том, что превентивные ЭМ более прямо указывают на ошибочность определенных представлений и чаще маркируют суждения, возникающие в ходе изложения, уже на этапе формирования научных представлений.

В тех случаях, когда важно показать науку в действии, лектор не обязательно выстраивает всю приведенную систему в рамках лекции или ее фрагмента. Поскольку полный цикл требует большого информационного поля, представление об этапах развития определенного знания формируется стадийно, за счет неоднократного обращения к данному знанию. В отдельных текстовых фрагментах лектор, как правило, показывает движение от одной фазы к другой, например, от опытной проверки к выводам, от наблюдения к гипотезе и др. Типичным языковым средством для эпистемических маркеров данного типа являются лексемы (чаще имена существительные), в которых указания на статус знания осуществляется за счет семантических компонентов [20, c. 40].

Хронотопические маркеры (далее ХМ) обеспечивают целостность информативного поля лекции за счет связывания тематически близких компонентов, отстраненных друг от друга на значительное расстояние. Так как масштаб текстового действия ХМ может быть различен, представляется целесообразным разделить данные маркеры на внешние и внутренние. Внешние ХМ содержат отсылки к информации, которая будет представлена или уже была представлена в другой части лекционного курса или на определённом этапе обучения, таким образом поддерживая связь между отдельными лекциями внутри курса, а также отдельными дисциплинами образовательный программы. Внутренние ХМ содержат отсылки к уже сказанному на данном лекционном занятии или том, что будет (или не будет) сказано, таким образом являясь ориентирами в пространстве лекции, как самостоятельного коммуникативного события. Функциональные различия внутренних и внешних ХМ невелики, поэтому разновидности маркеров внутри двух этих групп имеют почти одинаковые названия. Иллокутивные и текстообразуюшие функции ХМ практически неразличимы, поэтому в настоящем исследовании они не дифференцируются. И внутренние, и внешние ХМ обеспечивают про- и ретроспективные связи текстовых фрагментов. Кроме того, ХМ могут быть использованы для обозначения вывода, который лектор делает из определенных этапов рассуждения. В соответствии с этими функциями можно представить следующую классификацию: внешние хронотопические маркеры делятся на анонсирующие, референтные и аккумулирующие; внутренние ХМ на анонсирующие, референтные и резюмирующие [18, c. 17].

Также лектор может “отдалить” предъявление информации ожидаемое из контекста, вместе с тем указывая на его принадлежность к другому этапу лекции, неготовность аудитории к новому знанию. В этом случае временная отстраненность вводится, как правило, тремя компонентами: частицей не, прикрепленной к наречию с темпоральным значением или глаголу (при наличии наречия времени пока) и противительным союзом но: Вот оказалось, что есть ещё некий объект, который играет разную роль в этой теории. Я про него ещё скажу, но не сейчас.

Таким образом, хронотопические и эпистемические маркеры представляют собой важный элемент изложения в лекции, так как именно они обеспечивают такое свойство текста лекции как когезия, а также позволяют управлять вниманием аудитории посредством расстановки пространственных ориентиров в беспрерывно разворачивающемся учебно-научном дискурсе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: