Жанрообразующие признаки лекций




В связи с имеющимся представлением своей роли в организации этого жанра учитель старается ограниченно использовать лекции лишь в старших классах, а для более младших классов сократить информацию до нескольких сухих цифровых фактов из жизни писателя, художника, хотя ученик ждет от учителя другой информации. Лекция способна не только сообщать информацию, но вызывать эмоционально-эстетическое отношение, помогать становлению личности. Ученик должен приобщаться к слову учителя, поэтому интересный, доступный материал с использованием ярких эпизодов из жизни героя повествования, должен осваиваться школьниками в разном возрасте. В начальной школе лекция - биографии реализуется на уроке в такой разновидности как рассказ о биографии человека, которая сохраняет все особенности подготовки и реализации лекции [23, c. 5].

Коммуникативная цель. При основной информационной цели лекция реализует одновременно комплекс коммуникативных интенций, направленных на активизацию интеллектуально-речевой деятельности учеников. Сложный жанр лекции, являясь средством передачи информации, в школьном обучении немыслим без реализации задач пробуждения интереса школьников, их убеждения. Таким образом, лекция, выстраивая систему знаний, убеждая, пробуждая активность познавательной деятельности, призвана формировать мировоззрение учеников. Так, еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий прежде всего как средства воспитания человека и гражданина. Принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время [28, c.12].

Образ автора. Для учителя обращение к жанру лекции предполагает большую предварительную подготовку: отбор необходимого материала, его переработку, оценку, то есть включает элементы исследовательской работы. Кроме того, хорошая лекция зависит от умения учителя преподнести материал так, чтобы у учеников не пропал интерес к изучаемому. Самая распространенная ошибка учителя в учебной лекции– презентативный тип изложения. Объективное, но бесстрастное изложение биографических сведений может способствовать формированию стойкого невосприятия этого жанра школьниками [28, c.13].

Есть одна яркая особенность авторского изложения в биографии: включение в биографическое повествование автобиографических воспоминаний того человека, о ком идет речь на уроке. Например, в лекции учителя о Б.М.Пастернаке: «… Летом 1913 года, живя на подмосковной даче, он отдался поэтической стихии и почувствовал себя уже не дилетантом в поэзии, а…: «Я читал Тютчева и писал впервые в жизни, писал не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку» [10, c. 400].

Такие «вкрапления» элементов художественной автобиографии вносят своеобразную динамику в изложение учителя. В них обычно содержатся сигналы припоминания, которые оживляют повествование, используются изобразительно-выразительные средства и проявляется творческая индивидуальность автора– известной личности.

В старших классах изучение биографии носит самостоятельный и законченный характер. Чем младше школьники, тем тщательней должен быть отбор материалов к уроку, тем большая ответственность на учителе при организации сложной работы знакомства с биографией. Важно не перегружать школьников многочисленными сведениями, но сохранять сюжетность, интересные факты, компоненты, которые создают живой образ писателя, представление именно о творческой личности, о таланте. Нейтральная информация, которая передается так для краткости, не способствует полному пониманию творческой индивидуальности известной личности. Для того, чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумывали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением определенной задачи. Другая крайность, которую тоже требуется избегать, излишний субъективизм учителя.

Адресат. Адресатом лекции чаще является аудитория старшего школьного возраста. Возможности раскрыть во всей полноте историю жизни и творчества писателя ограничиваются возрастными особенностями школьников. Но элементы учебной лекции – микролекции как законченные речевые произведения, формирующие культуру слушания и восприятия информации, возможны на более ранних ступенях обучения [29, c. 230].

В этой связи учет адресата для учителя особенно важен. Прагматическая пресуппозиция общий фонд знаний, общечеловеческий опыт участников коммуникации предъявляет особые требования подготовки лекционного материала биографического характера. Чтобы подготовить такой фрагмент урока для начальной школы (рассказ о биографии человека), учитель должен осуществить, пожалуй, даже более тщательную и трудоемкую работу по отбору материала, его интерпретации, продумывания его представления, чем для старшеклассников [30, c. 66].

Таким образом, основная особенность проявления данного параметра для жанра лекции заключается в учете возрастных особенностей обучаемых, в учете разных возможностей и разного уровня сформированности культуры слушания.

Ориентация на адресованность обязывает обучаюшего организовать в тексте учебной лекции адекватную устную интерпретацию подчеркнуто книжно — письменных средств, создав тем самым эффективное взаимодействие сторон, участвующих в устной коммуникации.

Языковые приемы активизации внимания – адресации — на лекции разнообразны. Это и сигналы припоминания: “как вы знаете”, “внимательно следите”, “обратите внимание”, “вспомните”, “представьте”, “вслушайтесь”, “вот вам такой факт”. Это и вопросы к слушателям, и разные точки зрения на поднимаемые вопросы, и актуализация определенных фактов, деталей, и взгляд на предмет речи с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ребенка. Лекция биографического характера в этом отношении предоставляет большие возможности для творческой работы. К участию в подготовке к лекции можно привлечь учащихся с выразительным чтением отрывка, элементами рассказа о жизни известной личности. Важна мотивация адресата – лекция должна отвечать на собственные запросы слушателей. По присутствию или отсутствию адресата в момент общения лекция может быть контактная или дистантная. В настоящее время как частотный жанр рассматривается контактная учебная лекция, хотя возможности дистантного обучения нельзя не учитывать на перспективу, и первые опыты в этом направлении у учителей уже есть [27, c. 14].

Фактор прошлого. Лекция – инициативный подготовленный жанр. Содержательно лекция должна включать в себя новый для адресата материал с опорой на старые знания, поэтому учитель может выстроить «мост из прошлого к новому», опираясь на уже знакомое детям (эпоху, место, уже известные личности). Кроме того, инициативность жанра обязывает учителя включить в начало помимо этикетных фраз нечто такое, что может привлечь, «зацепить» внимание слушателей. Это может быть какой‑то факт из жизни, что‑либо неожиданное, вопрос к аудитории, вопросно-ответный ход, уместное интересное замечание, парадокс, и т.д [23, c. 53].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: