ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Жанр лекции в учебно-научном дискурсе
Студентки: Соловьёвой Кристины Александровны
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Кудрейко И.А
Работа представлена на кафедру «___» ____ 2022 г. рег. № _________ _________________
(подпись принявшего)
Донецк 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1. ЛЕКЦИЯ КАК ЖАНР УЧЕБНО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА…………………………………………………………………….5 1.1 Дискурс в современной лингвистике………………………..……...5 1.2 Жанр научно-педагогического дискурса…………...……………..10 1.3 Жанры учебно-научной лекции…………………………….…… 14 ВЫВОД……………………………………………………………….………..18 ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ОПИСАНИЯ ЖАНРА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ КАК КОММУНИКАТИВНОГО СОБЫТИЯ………............................................................................................20 2.1 Учебно-научная лекция в аспекте коммуникативной лингвистики…………………….…………………………………………...…20 2.2 Жанрообразующие признаки лекций …………..……………………………………………..………………………..25 2.3 Структура коммуникативного события в лекции……………..…………………………………………………….…...…29 ВЫВОД…………………………………………………………………….…..34 ГЛАВА3. ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКЦИИ……………………………………………………………………..37 3.1. Средства организации лекционного пространства………………………………………………………………….37 3.2. Проблемная лекция как один из видов изложения учебного материала…………………………...………………………………………...42 3.3. Формирование содержания лекционного понятия………………………………………………………………………..45 ВЫВОД……………………………………………………………………….54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………56 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…….58 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Современная антропоцентрическая лингвистика, обращенная, в первую очередь, к факторам речепорождения, открывает новые перспективы в исследовании привычных для лингвистики объектов и явлений.
Лекция как учебный жанр - не новый для лингвистики предмет. Накопленный в функциональной стилистике опыт описания лекции, сближающий ее с другими учебно-научными жанрами, даёт обширный материал для дальнейших исследований, причем основным направлением данных исследований является осмысление лекции как диалогического коммуникативного произведения.
Академическая лекция как жанр учебно-научного дискурса представляет собой уникальный исследовательский объект, поскольку черты устной и письменной речи в нём совмещены до такой степени, что аналитическое их разделение представляется искусственным. Непосредственным объектом анализа в данном случае становится текст как материальное воплощение состоявшегося коммуникативного события, при этом он специфичен и не может быть исследован по канонам других письменных текстов, в том числе, текстов учебно-научного дискурса.
Актуальность работы определяется возможностью осмыслить с новых теоретических позиций имеющийся в функциональной стилистике опыт описания жанра лекции. В соответствии с принятыми в стилистике методологическими принципами лекция анализировалась как готовый речевой продукт, имеющий материальное воплощение в виде текста, при этом приоритетным аспектом анализа становилось выявление и описание форм представления в лекции научного знания и способов выражения адресованности.
|
Предмет исследования — академическая лекция как жанр учебно-научного дискурса.
Объект исследования — формы представления научного знания в академической лекции.
Цель работы — описание жанра лекции как коммуникативного события в системе понятий дискурсивной лингвистики.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить методологическую специфику дискурсивного анализа академической лекции;
2. выявить и сформировать понятийный аппарат, необходимый для описания лекции как жанра научного дискурса;
3. уточнить содержание понятий, используемых в дискурсивном анализе жанра академической лекции;
4. выявить лингвистические особенности, релевантные для дискурсивного анализа жанра;
5. разработать модель целостного описания жанровых особенностей академической лекции
Методы исследования: теоретический, практический, наблюдение. эксперимент; обобщение и анализ результатов, сравнение.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой из них, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 60 страниц.
ГЛАВА 1.
ЛЕКЦИЯ КАК ЖАНР УЧЕБНО-НАУЧНОГО ДИСКУРСА
Дискурс в современной лингвистике
Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор») − это речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии [1, с. 5].
|
Четкого и общепризнанного определения дискурса, охватывающего все случаи его употребления, не существует, что способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. П. Серио приводит список из восьми различных пониманий, и это только в рамках французской традиции. Своеобразной параллелью многозначности этого термина является и поныне не устоявшееся ударение в нем: чаще встречается ударение на втором слоге, но и ударение на первом слоге также не является редкостью. Наиболее отчетливо выделяются три основных класса употребления термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов [1, с.71].
Первый класс пониманий термина «дискурс» представлен главным образом в англоязычной научной традиции, к которой принадлежит и ряд ученых из стран континентальной Европы; однако за рамками этой традиции о дискурсе давно уже говорил бельгийский ученый Э. Бюиссанс, а французский лингвист Э. Бенвенист последовательно использовал термин «дискурс» вместо термина «речь» [2, с. 26].
Второй класс употреблений термина «дискурс», в последние годы вышедший за рамки науки и ставший популярным в публицистике, восходит к французским структуралистам и постструктуралистам, и прежде всего к М. Фуко, хотя в обосновании этих употреблений важную роль сыграли также А. Греймас, Ж. Деррида, Ю. Кристева; позднее данное понимание было отчасти модифицировано М. Пешё и др. За этим употреблениями просматривается стремление к уточнению традиционных понятий стиля (в том самом максимально широком значении, которое имеют в виду, говоря «стиль − это человек») и индивидуального языка [3, с. 10].
Существует третье употребление термина «дискурс», связанное прежде всего с именем немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса. Оно может считаться видовым по отношению к предыдущему пониманию, но имеет значительную специфику. В этом третье понимании «дискурсом» называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации. С точки зрения второго понимания, это можно назвать «дискурсом рациональности», само же слово «дискурс» здесь явно отсылает к основополагающему тексту научного рационализма [4, с. 200].
В современной лингвистике термин «дискурс» близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным. Иногда встречающиеся попытки заменить понятие дискурса словосочетанием «связный текст» не слишком удачны, так как любой нормальный текст является связным.
Также близко к понятию «дискурса» и понятие «диалог». Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей − говорящего (автора) и адресата. При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге. Если же на протяжении дискурса (или значительной части дискурса) роль говорящего закреплена за одним и тем же лицом, такой дискурс называют монологом. Неверно считать, что монолог − это дискурс с единственным участником: при монологе адресат также необходим. В сущности, монолог − это просто частный случай диалога, хотя традиционно диалог и монолог резко противопоставлялись [6, c.136].
Поскольку структура дискурса предполагает наличие двух коренным образом противопоставленных ролей − говорящего и адресата, постольку сам процесс языкового общения может рассматриваться в этих двух перспективах. Моделирование процессов построения (порождения, синтеза) дискурса − не то же самое, что моделирование процессов понимания (анализа) дискурса. В науке о дискурсе выделяются две различные группы работ − те, которые исследуют построение дискурса (например, выбор лексического средства при назывании некоторого объекта), и те, которые исследуют понимание дискурса адресатом (например, вопрос о том, как слушающий понимает редуцированные лексические средства типа местоимения он и соотносит их с теми или иными объектами) [5, c. 36]. Кроме того, есть еще третья перспектива - рассмотрение процесса языкового общения с позиций самого текста, возникающего в процессе дискурса (например, местоимения в тексте можно рассматривать безотносительно к процессам их порождения говорящим и понимания адресатом, просто как структурные сущности, находящиеся в некоторых отношениях с другими частями текста).
Междисциплинарное направление, изучающее дискурс, а также соответствующий раздел лингвистики называются одинаково дискурсивным анализом или дискурсивными исследованиями. Хотя языковое взаимодействие на протяжении веков было предметом таких дисциплин, как риторика и ораторское искусство, а затем - стилистики и литературоведения, как собственно научное направление дискурсивный анализ сформировался лишь в последние десятилетия. Произошло это на фоне господствовавшей в лингвистике на протяжении большей части XX века противоположно направленной тенденции - борьбы за «очищение» науки о языке от изучения речи. Ф. де Соссюр считал, что истинный объект лингвистики − языковая система (в противоположность речи), А.Н. Хомский призвал лингвистов изучать языковую «компетенцию» и абстрагироваться от вопросов употребления языка. В последнее время, однако, познавательные установки в науке о языке начинают меняться и набирает силу мнение, в соответствии с которым никакие языковые явления не могут быть адекватно поняты и описаны вне их употребления, без учета их дискурсивных аспектов. Поэтому дискурсивный анализ становится одним из центральных разделов лингвистики [8, c. 429].
Таким образом, дискурс − это процесс живого речевого общения, при котором наблюдаются всевозможные отклонения от стандартной, нормированной письменной речи; в рамках социолингвистического подхода − это общение, рассматриваемое с позиций принадлежности коммуникантов к той или иной социальной группе или применительно к той или иной речеповеденческой ситуации, вербальная форма социального поведения, коммуникативный отрезок, модель перехода устной формы общения в письменную, социально детерминированный тип связи между ценностным содержанием и регулярно воспроизводимым и относительно устойчивыми (со своими целями, участниками, хронотопу) коммуникативными ситуациями. Дискурс − это коммуникативное явление, непосредственно текст или речь в действии в совокупности с экстралингвистическими факторами, когнитивными элементами; язык в его постоянном движении, вбирающий в себя многообразие исторической эпохи, индивидуальные и социальные особенности коммуниканта и коммуникативной ситуации [6, c. 137].