Глава 3. Информационная безопасность Республики Беларусь




В ходе информационного противоборства, информационных войн актуализируется проблема информационной безопасности. Большинство развитых стран обладают мощным информационным потенциалом, который при определенных условиях может подвергнуться опасности и рискам. В полной мере это относится к Республике Беларусь, находящейся в состоянии гибридной войны со своими внутренними и внешними противниками. Национальная безопасность существенно зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет только расти.

Определений информационной безопасности на сегодня существует достаточно много: в нормативных документах и в научной литературе их насчитывается шестнадцать. Единого мнения о том, что такое информационная безопасность не существует. Однако выделение информационной сферы как отдельной сферы национальной безопасности позволяет сформировать целостное представление о состоянии, проблемах, основных тенденциях информационной безопасности страны.

В этой сфере необходимо решать вопросы, связанные с определением природы различных видов информационных опасностей (угроз), механизмов их воздействия на объекты информационной безопасности, возможных последствий этих воздействий, путей и методов их нейтрализации или уменьшения, защита информации. Наиболее важные из них:

- потребности граждан, общества, государства и мирового сообщества;

- их уязвимость и зависимость от цифровых технологий;

- широкий спектр угроз и опасностей, требующих управления системой информационной безопасности.

В настоящее время существует недостаточное количество, по сравнению с масштабами информационных войн, нормативно-правовых актов, которые регулируют информационную сферу общественной жизни. Резолюция ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» определяет специальные нормы и принципы, которые непосредственно регламентируют вопросы международного обмена информацией и организуют сотрудничество в информационной сфере:

- вопросы зарубежного распространения информации должны регулироваться международными документами;

- СМИ могут правомерно использоваться для международного распространения демократических идей;

- государства должны предупреждать использование СМИ для распространения идей, запрещенных международным сообществом;

- государства несут международную политическую ответственность за соответствие международной деятельности национальных СМИ общепризнанным нормам международного права [16, с. 320].

Действия, связанные с обеспечением информационной безопасности, должны включать:

- наблюдение, анализ, оценку и прогноз угроз и опасностей, критической инфраструктуры, степени национальной уязвимости;

- отработка стратегии и тактики, планирование предупреждения нападения, укрепление потенциальных связей, выравнивание ресурсов обеспечения информационной безопасности;

- действия по обеспечению информационной безопасности;

- управление последствиями инцидента (кибератаки, информационные операции информационной войны).

Очевидно, что система обеспечения информационной безопасности должна быть межведомственной и иерархически организованной, её структура и организация должна соответствовать структуре государственного управления с четкой координацией действий отдельных сегментов. Организация эффективной системы обеспечения информационной безопасности предусматривает централизованное управление с конкретными ведомственно-распорядительными функциями, которые обеспечивают мониторинг и контроль за всеми компонентами национального информационного пространства. Система обеспечения информационной безопасности должна быть в любых ситуациях скоординированной многосторонней и многоаспектной информационной операции, обладать способностью, сохранять важные параметры своего функционирования [29, с. 37].

В настоящее время в РБ вопросы, связанные с информационной безопасностью государства и противодействием информационным войнам в правовом отношении регулируются Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, принятой в 2019 г.

В ней вводится в научный и политический оборот понят «деструктивное информационное воздействие», которое определяется как «осуществление информационного влияния на политические и социально-экономические процессы, а также на физических и юридических лиц в целях ослабления обороноспособности государства, нарушения общественной безопасности, принятия и заключения заведомо невыгодных решений и международных договоров, ухудшения отношений с другими государствами, создания социально-политической напряженности, формирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, разрушения традиционных духовных и нравственных ценностей, создания препятствий для нормальной деятельности государственных органов, причинение иного ущерба национальной безопасности» [20]. По сути дела речь идет о содержании информационных атак политического противника, требующих противодействия со стороны государства и гражданского общества. Для этого предполагается создание системы правовых, политических и технических инструментов по локализации и ликвидации этих угроз.

Кроме этого, в Концепции подчеркивается, что интенсивное развитие в современном мире ИКТ, особенно Интернета, способствует появлению все новых источников распространения информации, что объективно снижает в информационном пространстве долю отечественного контента и требует более активной работы органов государственных и общественных структур по его формированию и продвижению на внутренних и внешних информационных рынках.

Исходя из подобного понимания, принципиальное значение приобретает принятие на государственном уровне мер по повышению объема, разнообразия и качества национального контента, скорости его предоставления. Очевидно, что по многим параметрам государственные СМИ РБ уступают иностранным масс-медиа, в первую очередь, российским, что создает риски для национальной безопасности страны. В Концепции подчеркивается, что важнейшей целевой установкой обеспечения информационной безопасности является информационный суверенитет РБ», которая отстаивает собственные информационные интересы с использованием различных и имеющихся в ее распоряжении сил и средств [20].

Кроме этого, указывается на то, что «масштабное манипулирование массовым сознанием принимает такую же остроту, как борьба за территории, ресурсы и рынки. Через информационное пространство осуществляется преднамеренная дискредитация конституционных основ государства и их властных структур, размывание национального суверенитета и самобытности, вовлечение людей в экстремистскую и террористическую деятельность, разжигание межнациональной и конфессиональной вражды, формирование радикального и протестного потенциала. Информационный фактор играет все более значительную роль в межгосударственных конфликтах и неявных действиях, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности стран и снижение темпов их развития» [20].

Отмечается, все большее беспокойство вызывает активное распространение в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации. В свою очередь снижение критического отношения потребителей информации к фейковым сообщениям новостных ресурсов, в соц. сетях и других онлайн-платформах создает предпосылки преднамеренного использования дезинформации для дестабилизации общественного сознания в политических, социально-опасных, иных подобных целях. В этом контексте основными источниками информационных угроз и рисков выступает «информационное противоборство между ведущими мировыми центрами силы, целенаправленное формирование внутри и за пределами страны информационных поводов для дискредитации гос. внешней и внутренней политики» [20].

Как же достичь Беларуси политического успеха на поприще информационного противоборства, согласно данной Концепции?

Во-первых, в полной мере осознавать содержание главной цели информационной борьбы – обеспечения безопасности всех компонентов информационной сферы, формирование «устойчивого иммунитета против деструктивных информационных воздействий на массовое общественное сознание» []20.

Во-вторых, создание эффективного кадрового потенциала, задействованного в области в информационной безопасности.

В-третьих, концентрация медийных и иных усилий на сохранении традиционных ценностей белорусского народа, национальной концепции исторического прошлого страны и белорусской модели памяти.

В-четвертых, «расширение социальных функций и коммуникативных возможностей белорусского языка, его полноценное и всестороннее развитие вместе с другими элементами национальной культуры», что обеспечивает гуманитарную безопасность государства и общества.

В-пятых, особая проблема – уровень доверия населения к официальной информации и, в особенности к государственным СМИ, что настоятельно требует адаптации форм распространения информации к первоочередным информационным потребностям граждан, а также достижению баланса интересов личности, общества и государства.

В-шестых, принципиальное значение приобретает конкурентоспособность государственных СМИ, достигаемая в том числе через национальное производство высококачественного контента и формирование современной системы медиаизмерений. В этом контексте целесообразно формирование современных отечественных медийных аналитических, научных и дискуссионных площадок.

В-седьмых, Концепция настаивает на необходимости усилить цифровую трансформацию экономики и социально-политической сферы беларусского общества. Для этого предполагается переход электронного правительства от простого предоставления услуг по запросам граждан к проактивной работе с населением.

 

 

Заключение

Феномен информационной войны имеет длительную историческую ретроспективу и перспективу; он существовал практически во все исторические эпохи. Практически все политические конфликты прошлого века обладали информационной составляющей. Первая и Вторая мировые войны продемонстрировали серьезные возможности пропагандистского воздействия на массовое сознание, которое достигло своего апогея в информационном глобализированном обществе.

Информационная война исторически не только обладает самодостаточностью, но традиционно вписана в контекст «горячей», холодной и гибридной войн в качестве холодной силы.

Необходимо осознавать тот факт, что информатизация общества, интенсивное развитие ИКТ помимо позитивных эффектов приводит к деструктивным последствиям, которые подрывают культурные ценности, духовные основы общества и создают серьезные угрозы в сфере национальной безопасности.

Большинство исследователей под информационной войной понимают информационное противоборство с целью нанесения ущерба важным структурам противника, подрыва его политической и социальных систем посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации. В условиях информационных войн объектами разрушения становятся ценностные ориентиры общества, национальный менталитет, общественный идеал. Одним из основных инструментов деструктивного информационного воздействия становятся масс-медиа.

Объектом информационной войны выступают разум, сознание и бессознательное тех, кто принимает политические решения, население страны и личный состав вооруженных сил. Идеальная ситуация – создание ситуации, когда политическое руководство вынуждено принимать стратегические и тактические решения, пребывая в контролируемом вами информационном поле.

Информационные технологии и атаки позволяют навязать свою волю противника, заставить его руководство отказаться от враждебных действий, передать власть другому политическому лидеру или группе людей.

Основными инструментами информационных войн являются социальное манипулирование и пропаганда, которые сфокусированы на внедрении в сознание аудитории идей, которые не декларируются явно и однозначно, влияя, таким образом, на представления и действия социальных масс, а обычно состоит из фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи с широким использованием различных символов (слова, жесты, плакаты, монументы, действия, музыку и т. д.

В данной дипломной работе выявлены основные методы ведения информационной войны. Некоторые из них укоренены в далекое историческое прошлое, а многие рождены уже в условиях информационного постиндустриального общества. Их общее число – огромно. Особое аналитическое внимание отдано кибервойнам.

Для обеспечения нормальной и стабильной информационной безопасности любого государства сейчас необходимо создать мощную и действующую систему информационно-психологического обеспечения. В Республике Беларусь приняты два важных государственных документа, регламентирующих в правовом, техническом и политическом отношениях эту сферу: Концепция национальной безопасности и Концепция информационной безопасности. В них дается определение информационной безопасности, четко определяется политический противник, идентифицируются различные информационные угрозы и риски, называются направления информационно-психологического противодействия, отмечается принципиальное значение приобретает конкурентоспособность государственных СМИ, достигаемое в том числе через национальное производство высококачественного контента и формирование современной системы медиаизмерений. В этом контексте целесообразно формирование современных отечественных медийных аналитических, научных и дискуссионных площадок.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: