Как отмечает Г. Почепцов, информационное противоборство, являясь неотъемлемой составной политических отношений, выступает одним из основных инструментов политического принуждения в современных условиях. Поэтому не случайно оно пронизывает все формы политической борьбы. Иными словами, информационное противоборство уже не ограничивается широкомасштабным влиянием на население и войска, а активно нацеливается на высшие эшелоны власти и общественное сознание государств-противников и партнеров, на системы принятия государственных решений в различных сферах жизнедеятельности. Политические актеры, находясь в состоянии жесткой конкуренции (или конфликта), непрерывно обмениваются информационными влияниями, которые становятся все более изощренными и опасными [35, c. 25].
Таким образом, информационная война является целенаправленной, организованной деятельностью государства, группы государств в сфере распространения и использования информации, посредством массированного воздействия на информационные системы вероятного противника с целью коммуникативного воздействия на массовое сознание аудитории страны-противника для изменения ее картины мира. Идеальный вариант – дисфункциональность политических структур, принимающих решения.
К числу задач информационных войн относятся следующие:
а) изменение в нужную сторону сознания социальных масс и элиты;
б) дискредитация политических и идеологических доктрин соперника (противника);
в) формирование негативного отношения к определенным политическим структурам и процессам;
г) дестабилизация политической ситуация в стране (определенной политической среде) и инспирирование акций протеста;
|
д) намеренное искажение информации, предоставление противнику
ложной информации о своих силах и намерениях;
е) создание внутри страны лояльных политических организаций, групп и лидеров мнений;
ж) подрыв международного авторитета определенных политических структур, персон и институтов;
з) постоянный контроль над информационными
потоками и их мониторинг для последующей корректировки;
и) обеспечение безопасности в информационной сфере, включая эффективное использование информационных ресурсов страны, их защиту и воспроизводство.
Информационная война как правило включает в себя следующие компоненты:
а) информационно-экономическую войну, направленную на завоевание экономического пространства, на установление конкурентоспособных моделей бизнеса;
б) радиоэлектронную войну, нацеленную на вмешательство в электронные системы управления государства-противника;
в) разведывательную войну для выявления слабых сторон в принятии решений противником и его перспективных планов;
г) хакерскую войну, направленную на выведение из строя информационных систем противника;
д) информационно-психологическую войну как метод воздействия на общественное сознание населения и личного состава вооруженных сил потенциального противника;
е) командно-управленческую войну, стремящуюся поразить каналы связи между командованием и исполнителями с последующей дезорганизацией системы управления;
ж) кибервойну, т.е. захват компьютерных данных противника.
В контексте решения целей и задач данной дипломной работы исследовательское внимание на информационном воздействии, направленном на общественного и обыденное сознание социальных масс и властвующей элиты. В этом случае предметом исследование выступают ряд компонентов.
|
Во-первых, информационно-идеологическое давление с помощью СМИ на враждебное государство стране, разрушения в ней традиционных культурных, нравственных и эстетических ценностей.
Во-вторых, манипулятивное воздействие на сознательные и бессознательные психические процессы людей с целью изменить их в направлении, желаемом для инициаторов информационных атак;
В-третьих, распространение дезинформации, т.е. недостоверной и/или умышленно-искаженной, направленной на разрушение общественного согласия, дискредитацию политических институтов, предоставление сопернику ложной информации о собственных целях и силах.
В-четвертых, организация прямых информационных атак на руководство государства-соперника, его управленческие структуры.
В-пятых, электронное нападение (блокировка) на информационно-коммуникационные системы страны-соперника или же политического противника, на его компьютерные системы, сети и организаторов.
Информационная война включает в себя, таким образом,: а) средства коммуникации; б) сбор данных; в) пропаганду и иные способы социального манипулирования; в) саботаж логистики и электроники, г) слежку и другие меры.
Среди основных социально-коммуникативных характеристик
информационной войны следует выделить то, что она непрерывна и проводится не только во время вооружённой (военной) борьбы, но и в мирное время.
|
Кроме этого, не существует общепризнанных юридических, моральных норм ее осуществления; ее способы и ограничены только соображениями эффективности.
К тому же информационная война, как правило, ведется на «чужой»
территории, часто не оставляя после себя физических следов; противник часто оказывает скрытое воздействие.
Очевидно, что основным средством распространения информации в процессе осуществления информационной войны являются средства массовой
информации – радио, периодическая печать, телевидение и сетевые СМИ. Происходит, правда. Трансформация эффективности информационных потоков: если в современой РФ в информационном пространстве по-прежнему домрирует телевидение, то в РБ – уже интернет [10; 22; 30].
Отметим также, чтоинформационная война обладает рядом преимуществ по сравнению с войной обычной. В первую очередь она является недорогой в финансовом и материальном значении.
Она связана с меньшим риском для жизни и здоровья ее участников, чем в случае непосредственного военного противоборства; она же ведется дистанционно, а потому ее участники обладают меньшими шансами быть схваченными и подвергнуться наказанию.
Информационная война может осуществляться в мирное время – открыто и вполне легально. Например, радиостанция «Голос Америки», вещающая на СССР, или же журнал «Советский Союз», распространяемый в западных государствах.
Ей присущи также скрытность использования и способность «подключать» подрывной информационный контент в существующие информационные системы противника, гибкость и адаптивность при решении задач трансформации информационной среды.
При этом эффективность информационной войны может быть гораздо выше войны обычной. К примеру, распад СССР и крах мировой системы социализма был обусловлен не военной победой, а победой западных государств в «холодной войне», которая велась преимущественно информационными методами.
Для информационной войны по сравнению с традиционной характерно и то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его.
Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса.
В информационной войне существует три уровня. Первый уровень – это физических элементов, т.е. техническое состояние СМИ, объем, масштаб и тотальность информационных сообщений. В техническом отношении РБ полностью проигрывает конкуренцию как с российскими, так и с западными СМИ, но это компенсируют через ограничения их распространения на территории Беларуси. При этом важно опережающее других сообщение, поскольку оно обладает наибольшей эффективностью.
Новые технологии чрезвычайно важны для победы в информационной войне. Например, твиттер-технологии уже выступили важным инструментом информационной войны. Твиттер – это социальная сеть, построенная на микроблогах, кратких сообщениях, ограниченных, как правило, 140 символами. Эта технология позволяет мгновенно обменяться сообщениями между участниками политических событий, как это произошло во время «арабской весны» в Тунисе и Египет). Широкое распространение в современных информационных войнах получили телеграмм-каналы.
Аналитики отмечают, что отмечает, в частности, что «Интернет породил и феномен Навального. Выход Навального из тени – это выход из тени интернет-юзеров, способных не только пассивно воспринимать информацию, распространяемым по каналам традиционных СМИ, но создающих и распространяющих ее самостоятельно» [27, с. 89].
Второй уровень – это уровень информационного менеджмента, т.е. качество управления информационными процессом. В РБ государственные структуры в соответствие с Концепцией информационной безопасности должны радикально улучшить его качество. Академик Е. Бабосов справедливо пишет «Качество работы госструктур в Интернете является неудовлетворительным. Значительное большинство белорусских масс-медиа отстает от зарубежных по качеству подготовки и подачи материалов» [Цит. по: 22, с. 60].
Третий уровень – уровень принятия решений социальными субъектами, включающий в себя процессы интерпретации и присвоения сообщений, что в свою очередь, зависит от уровня доверия к ним.
Как и рекламные кампании, информационные войны отличаются друг от друга по степени воздействия (ровные, нарастающие и нисходящие), направленности (целевые и общественные) и охвату (региональные, национальные и международные). Иногда информационные войны ведутся импульсно, с периодическими всплесками активности.
В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, прежде всего мусульманские. ИГИЛ и другие террористические организации очень грамотно использует интернет для ведения пропаганды и вербовки новых членов. Кроме обычной агитации (статьи, видеоролики, подача новостей в нужном для себя ключе), игиловцы весьма умело работают в социальных сетях, привлекая для этой работы профессиональных психологов.
В конечном счете схема современной информационной войны выглядит следующим образом:
1. Поле боя информационной войны: информационное пространство.
2. Ее задачи:осуществление скрытого информационного влияния на поведение противника, стремясь к тому, чтобы он принимал решения или действовал таким образом, которые противоречат его намерениям или максимально усложняют их выполнение.
3. Объект информационной войны: разум, сознание и бессознательное тех, кто принимает ключевые решения войны и мира, населения страны и личного состава вооруженных сил, использование возможностей и потенциала стратегического развития страны, а также граждан конкретного государства. Создание для руководства противника ситуации, когда оно вынуждено принимать стратегические и тактические решения, пребывая в контролируемом вами информационном поле.
4. Цель информационной войны: захват и контроль над информационными каналами и потоками противника с целью принуждения его руководства и других субъектов политики к принятию определенных (заданных извне) решений и осуществление действий, подмена истинных национальных ценностей и интересов ошибочными.
5. Методы и способы влияния: кроме обычных радиоэлектронных средств, сегодня агрессивно используются средства физического влияния (противорадиолокационные ракеты, генераторы магнитных импульсов и т.п.), психологического влияния (современные электронные СМИ и глобальные социальные сети), способы создания и уничтожения баз данных, а также способы, которые позволяют нарушать или парализовать работу управления инфраструктурнымиобъектами (вирусные атаки на компьютерные системы управления объектами энергетики, аэропортов и т.д.) [31, с. 51].