Ò Домашняя практическая работа (для желающих)
Для работы рекомендуется брать семена, которые быстро прорастают (редис, салат, кресс-салат, огурцы, горох).
Цель: ознакомиться с изменениями, которые происходят с семенами в период их прорастания.
Алгоритм деятельности:
· В пластиковую коробку положите влажную фильтровальную бумагу или ткань.
· В коробку положите не менее 20 предварительно замоченных (в течение 8 –10 часов) семян.
· Закройте коробку крышкой или полиэтиленовой плёнкой и поставьте в тёплое место.
· Во время опыта поддерживайте постоянную влажность.
· В течение двух недель каждый день вынимайте по одному самому крупному проростку и засушивайте его, не забыв указать, сколько ему дней.
· Затем аккуратно прикрепите все проростки к листу картона, подписав под каждым его возраст.
· Оставшиеся проростки высадите в почву и наблюдайте за их дальнейшим развитием.
· К своей коллекции приложите аккуратный листок с ответами на следующие вопросы:
1. Какой орган первым начал прорастать? Какое это имеет значение?
2. На какой день у большинства проростков появились корешки?
3. На какой день у большинства проростков появились стебельки?
4. Какие условия вы создавали для прорастания семян? *Если в вашем опыте проросли не все семена, попробуйте объяснить причины этого.
5. *Почему предварительно замоченные семена прорастают быстрее, чем сухие? **Предложите план опыта, позволяющего сравнить скорость прорастания сухих и замоченных семян.
6. **Семена поместили в тёплое, влажное, воздухонепроницаемое и тёмное место. Семена сначала проросли, но вскоре погибли. Чем можно объяснить результаты данного опыта?
Строение и значение корней
|
Функции корня
……………………………………………………………………………………………………................
……………………………………………………………………………………………………................
………………………………………………………………………………………………
Корни ………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
Корневая система – это ………………………………………………………………………………
_______________________________ _______________________________
Хорошо развит ……………………….. Образована ………………………………
…………………………………………. и ………………………………… корнями
· Для двудольных растений характерна ………………………………………. корневая система.
· Для однодольных растений характерна …………………………………...… корневая система.
Зоны (участки) корня
Зоны корня | Строение | Функции |
Корневой ………………. | Клетки расположены …………… ……………………………………. | …………………………………… |
Зона …………………. | Образовательная ткань, клетки постоянно ………………………. | …………………………………… |
Зона роста | Клетки вытягиваются в длину | |
Зона …………………… | Клетки имеют выросты – ……………………………………... | …………………………………… |
Зона …………………… | Образована сосудами (проводящая ткань) | Транспорт ………………………… …………………………………….. |
Корни растут …………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..................
Корни обладают геотропизмом – ………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..................
|
Строение корня проростка
L Лабораторная работа
Выполните работу по инструкции на с. 42 учебника. Результаты наблюдений запишите в тетради.
Изучали корни проростка ………………………………. (название растения)
Длина главного корня – …………. Толщина – …………. Окраска – …………………………………..
Тип корневой системы ……………………………………………………………………………………..
Длина зоны корневого чехлика – …………………………………………………………………………
Длина зоны с корневыми волосками – …………………………………………………………………...
Рисунок корня проростка |
Видоизменения корней
Видоизменения корней | Дополнительные функции | Примеры растений |
Корнеплоды– утолщения главного корня | ||
Корневые шишки (корнеклубни) – утолщения боковых и придаточных корней | ||
Корни-прицепки | ||
Бромелии, орхидеи | ||
Дополнительная опора | ||
Побег и почки
Побег –это ……….…………………………………………………………………………................
Побег развивается из………….……………………………………………………………………..
Верхушечные почки обеспечивают ……………………………………………………………………....
Боковые почки обеспечивают ……………………………………………………………………………..
Почки, которые находятся в состоянии покоя много лет, называются ………………………………..
? Зачем садоводы иногда прищипывают у растений верхушечные почки или обрезают верхушки побегов?
………………………………………………………………………………………………………………..
|
Пасынкование – это …………………………………………………………………………………….
При пасынковании улучшается …………………………………………………………………………..
Строение почек
L Лабораторная работа
Цель: изучить строение почек; сравнить вегетативные и генеративные почки; доказать, что почка – зачаточный побег.
Ход работы:
§ Рассмотрите предложенные побеги. Найдите боковые и верхушечные почки.
§ Рассмотрите строение вегетативной (листовой) почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Под ними рассмотрите зачаточный стебель с расположенными на нём зачаточными листьями. Между зачаточными листьями можно обнаружить очень мелкие зачаточные почки.
§ Зарисуйте строение вегетативной почки, подпишите названия рассмотренных частей.
§ Изучите по рисунку и натуральному объекту строение генеративной (цветочной) почки. Обратите внимание на зачаточные цветки. Сравните генеративную почку с вегетативной.
Строение вегетативной почки ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… |
§ Ответьте на вопросы:
1. Чем строение генеративной почки отличается от вегетативной?
2. Почему одни почки назвали вегетативными, а другие – генеративными?
3. Почему почку называют зачаточным побегом?
1. Генеративные почки, в отличие от вегетативных, имеют ……………………………………...
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Строение и значение листа
Лист – …………………………………………………………………………………………………….
Функции листа:
· ……………………………………………………………………………………………………........
· ……………………………………………………………………………………………………........
· ……………………………………………………………………………………………………........
· ……………………………………………………………………………………………………........
Строение листа:
1. ……………………………………………………………….. 2. ……………………………………………………………….. 3. ……………………………………………………………….. 4. ……………………………………………………………….. 5. ……………………………………………………………….. |
Листья без черешка называют………………………………………………………………………
Прилистники – это ………………………………………………………………………..
Листья
(по количеству листовых пластинок на черешке)
___________________________ ___________________________
ü…….………………………………… ü…….…………………………………
ü…….………………………………… ü….……………………………………
ü…….………………………………… ü….……………………………………
Жилкование листьев
………………………….. ………………………….. …………………………..