Нормативная документация, которая регламентирует порядок учета затрат и выпуска продукции
Для предприятий молочной промышленности (всех форм собственности) имеется в наличие и реализуется предприятиям методическая документация следующих наименований:
1.«Методические указания по организации учета, движения и транспортировки молока, сливок и молочных продуктов в начальном звене рыночных систем ведения хозяйства»2005 г.
2. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» (утверждены приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792)
3.Оплата труда работников предприятий молочной промышленности в условиях рыночных отношений (практическое руководство). 2000 г.
4.Сборник типовых должностных инструкций для инженерно – технических работников и служащих предприятий молочной промышленности (для всех форм собственности) 2001 г.
5.Методические рекомендации при разработке и внедрению системы расстановки, оценки, стимулирования и премирования инженерно – технических работников, служащих и управленческого персонала. 2001 г.
6.Типовые нормы времени на продукцию, вырабатываемую на маслодельных, сыродельных и молочных (первичных) заводах и их отделениях. 1987 г.
7.Нормативы времени на проведение анализов по техническому и микробиологическому контролю на предприятиях молочной промышленности. 1984 г.
8.Приказ 1025 «Об утверждении норм расхода и потерь сырья при производстве цельномолочной продукции на предприятиях молочной промышленности и организации работ по нормированию расхода сырья. 1987 г.
9. Приказ 873 «Об утверждении норм расхода вспомогательных материалов при производстве цельномолочной и молочноконсервной продукции. 1988 г.
|
10.Расход вспомогательных материалов при производстве цельномолочной и молочноконсервной продукции. 1990 г.
11.Приказ 963 «Об утверждении норм водопотребления и водоотведения на 1 тонну сырья по типам молочных предприятий. 1987 г.
12.Нормы расхода этилового спирта на проведение микробиологических и химических анализов молока и молочных продуктов. 02 – 45 01.03. 89.
13.Нормирование материальных ресурсов в молочной промышленности (методические указания).1990 г.
14.Установление нормативов потерь сырья по видам оборудования, для определения его расхода в молочной промышленности (методические указания) 1990г.
15.Инструкция по нормированию топлива, тепловой и электрической энергии для предприятий молочной промышленности. 1980 г.
16.Типовые системы регламентированного обслуживания производства и организации труда вспомогательных рабочих (по функциям обслуживания) на предприятиях молочной отрасли. 1989 г.
17. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 октября 1996 г. N 23).
Характеристика отрасли и производства продукции
Молочная и маслосыродельная отрасль пищевой промышленности включает в себя предприятия по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.
За последние несколько лет оборот розничной торговли по отдельным видам продукции данной отрасли вырос как в номинальном, так и в реальном выражении, исключение составляет оборот розничной продажи сливочного масла. Оборот розничной продажи цельного молока и цельномолочной продукции в номинальном выражении вырос в 2002 г. на 12,3%, сыра – на 22,5%, сливочного масла – на 11,4%.
|
Рост расходов населения на молочную продукцию сопровождался ростом физических объемов ее производства. Так, объем производства цельномолочной продукции в 2003г по сравнению с 2002 г. вырос на 9,2%, сыров и брынзы – на 8,4%, сливочного масла – на 0,1%, молочных консервов – на 4,4%. Наиболее динамично росло производство сыров, объемы производства сливочного масла практически не изменились.
Оборот розничной торговли молочной продукцией растет не только за счет роста объемов производства, но и за счет роста цен. С января 2003 г. по январь 2004 г. цены на молоко и молочные продукты выросли на 12,7%, на масло сливочное – на 8,6%.
Число предприятий молочной и маслосыродельной промышленности относительно стабильно. Однако на рынке наблюдается тенденция к укрупнению фирм. Благополучные крупные предприятия скупают более мелкие заводы, расширяя свои производственные мощности и территорию сбыта. Также преимущественно большие предприятия финансируют покупку современного оборудования, позволяющего повысить качество продукции и поддержать свою репутацию. Для отрасли характерна низкая рентабельность на уровне 7-12%1, почти половина предприятий несет убытки.
Однако в целом по отрасли прибыль растет. За год, с 2001 по 2002, прибыль выросла на 36,8%, что происходит за счет успешного функционирования региональных и национальных лидеров рынка.
|
Проблемы производства в молочной промышленности тесно связаны с производством сырого молока. Здесь следует обратить внимание на два аспекта. Во-первых, в последние несколько лет надои молока постоянно сокращаются, а значит, перерабатывающие предприятия сталкиваются с проблемой нехватки сырья и роста цен на него. Во-вторых, неудовлетворительное качество сырого молока российских производителей создает сложности для производства молочных продуктов высокого качества и вынуждает предприятия использовать искусственные и сухие добавки, что снижает ценность продуктов питания и/или повышает затраты на производство.
Российских предприятий – производителей молочной продукции достаточно много (порядка 1100), однако лишь продукция некоторых из них представлена во многих регионах РФ. Согласно данным экспертов, сегодня лидерами молочного рынка России являются компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ВБД), «Юнимилк», Воронежский молочный комбинат, Очаковский молочный завод, «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Росагроэкспорт», «Данон», «Campina» и «Эрманн».
Доля компании «ВБД» на рынке молочных продуктов в 2001 г. оценивалась в 8,1% (доля ближайшего конкурента в 4 раза ниже). Таким образом, можно было бы сказать, что рынок молочной продукции характеризуется высокой степенью конкуренции. Однако в силу того, что многие молочные продукты имеют небольшой срок хранения и нуждаются в особых условиях хранения, степень конкуренции на региональных и локальных рынках существенно ниже. В результате в отдельных регионах лидеры отрасли или местные комбинаты-лидеры получают от 30 до 70% рынка, а оставшуюся долю рынка делят другие местные компании или компании соседних регионов.
Конкуренцию российской продукции составляют импортные товары. Доля импорта молочной продукции в целом невелика, по разным оценкам – от 15 до 19%, что связано с естественной защитой молочного рынка от иностранных конкурентов в виде скоропортящегося характера товара и необходимости создания особых условий хранения и транспортировки. Однако по некоторым категориям товаров, имеющих длительные сроки хранения, на потребительском рынке лидируют импортные продукты. Почти 60% рынка сыров и 30% рынка сливочного масла приходится на импортные марки. Импорт молока и молочной продукции активно растет, за 2003 г. физический объем импорта молока и сгущенных сливок вырос на 124,6%, сливочного масла – на 20,9%, сыра – на 34%3.