ОТВЕТ: В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ).
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. С бюджетным дефицитом в те или иные периоды времени сталкиваются большинство государств мира. В экономической юридической литературе высказывается положение о то, что бюджетный дефицит допустим в пределах до 3 % ВВП, поскольку в этом случае в экономике страны есть достаточно возможностей, резервов для изыскания дополнительных ресурсов в целях покрытия бюджетного дефицита.
Источниками финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета могут быть (ст. 94 БК РФ):
1. Внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
2. Внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемее в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
|
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долг Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 % процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
ВОПРОС 21
Понятие, содержание и принципы бюджетного процесса
ОТВЕТ: Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.
|
Бюджетный цикл делится на определенные стадии.
Стадия бюджетного процесса – это совокупность действий органов государственной власти или органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса, характеризующихся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого уровня.
Бюджетный цикл включает следующие стадии:
- стадии составления проекта бюджета;
- стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
- стадия исполнения бюджета;
- стадия составления отчета об исполнении бюджета.
Бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают действие 31 декабря и подлежат закрытию. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Но содержание этих стадий из года в год различно, т.к. меняются объемы ВВП, национального дохода, ставки налогов, их распределение между бюджетами, приоритеты развития, но порядок остается неизменным.
Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени.
На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счет процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе РФ, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для ниже стоящих территорий и размеры финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения бюджета. Этим достигается сбалансированность показателей бюджета.
|
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
Первая группа принципов установлена главой 5 БК РФ «Принципы бюджетной системы» и включает принципы: единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Другую группу составляют принципы, свойственные только бюджетному процессу:
1) принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти:
- составление проекта и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти;
- рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - к полномочиям представительных органов власти. Каждый уровень власти или самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;
2) принцип специализации бюджетных показателей, который реализуется через бюджетную классификацию;
3) принцип ежегодности бюджета, который означает обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;
4) принцип гласности в бюджетном процессе, который предполагает широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.
ВОПРОС 22