ОТВЕТ: Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, законности действий руководителя и главного бухгалтера.
Законодательством закреплен обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Ревизии могут проводить:
- Счетная палата РФ;
- Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ;
- Федеральное казначейство Минфина РФ;
- территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ;
- контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
Ревизия является формой последующего контроля.
Срок проведения ревизий со стороны контрольно-ревизионных органов Минфина РФ не может превышать 45 дней.
В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется:
- проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях осуществления законности и правильности производственных операций;
- проверка фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
организация проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;
- проверка достоверности отражения производственных операций в бухучете;
- проверка использования и сохранности бюджетных средств.
Результаты проверок (ревизий) оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Акт подписывается лицами, производящими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указывается:
|
- цель ревизии;
- основные результаты проверки;
- выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;
- причины, повлекшие данные нарушения;
- виновные лица в данных нарушениях;
- меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности должностных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации имеются возражения, то они их прилагают к акту ревизии.
После подписания акта начинается реализация материалов ревизии или проверки, которая состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
При необходимости принятия срочных мер могут составляться промежуточные (отдельные) акты ревизии, на основании которых делаются выводы о том, есть ли нарушения в финансовой сфере. Материалы передаются в следственные органы, не ожидая окончания ревизии. При этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
Должностные лица, по вине которых по результатам ревизии допущены нарушения, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.
ВОПРОС 14
Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование
ОТВЕТ: Становление в России рыночных отношений, создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государства. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, это важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
|
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Нормативно-правовое регулирование аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г., Постановлением Правительства РФ от 29. 03. 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами и методиками аудиторской деятельности, а также внутрифирменными стандартами, регламентирующими конкретные процедуры проведения аудита.
Цель аудита – определить достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
|
Аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, поэтому и законодателем цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение и опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Аудит осуществляют аудиторские фирмы и аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат.
Аудиторские проверки могут быть обязательными (в силу закона) и инициативными (добровольными).
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. Организация имеет организационно-правовую форму ОАО.
2. Организация является кредитной, страховой, товарной или фондовой биржей, государственным внебюджетным фондом, инвестиционным фондом.
3. Если объем выручки от реализации за один год превышает в 500000 раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец года в 200000 раз МРОТ.
4. Организация является государственным унитарным предприятием (муниципальным), основанным на праве хозяйственного ведения, и его финансовые показатели соответствуют п.3 (500000 и 200000)
5. Обязательный аудит предусмотрен федеральным законом в отношении этих организаций и индивидуальных предпринимателей (ФЗ «О Центральном Банке РФ – обязательный аудит).
Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, имеющее силу официального документа и содержащее в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учет законодательству РФ.
Значение аудиторского заключения выражается ч возможности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
ВОПРОС 15