ОТВЕТ: В Бюджетном кодексе (ст. 265) впервые были законодательно закреплены формы государственного финансового контроля в зависимости от времени его проведения. Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль производится соответствующими органами до совершения финансовых операций, непосредственно обеспечивающих образование, распределение и использование государственных фондов. Этот вид контроля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Он осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджетов (ст. 265 БК РФ) при подаче заявок территориальными ФОМС на выделение субвенций из Федерального ФОМС и т.д.
Текущий (оперативный) контроль производится ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций.
Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряжения, приказы в устной форме, или письменной с приостановлением финансовых операций, совершаемых с нарушением установленного порядка. Актами и справками такой контроль не оформляется.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля проверяется законность использования бюджетных средств, соблюдение правил ведения кассовых операций, правильность уплаты налогов и сборов и т.д.
По итогам последующего финансового контроля к нарушителям могут применяться меры финансово-правовой, административной, уголовной ответственности.
|
Финансовый контроль осуществляется различными методами. Метод есть способ выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля.
Государственный и муниципальный контроль осуществляется методами:
- ревизия;
- проверка;
- экспертиза;
- обследование и т.п.
Использование того или иного метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа, или органа местного самоуправления, от времени осуществления финансового контроля относительно финансово-хозяйственной деятельности субъекта и т.д.
Методы финансового контроля отражены в различных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относительно различных объектов финансового контроля. Например, в НК РФ определен режим налоговой проверки (ст.82 – 102), в ФЗ «О Счетной палате» - режим проверок и ревизий относительно контрольных полномочий Счетной палаты РФ, в приказе Минфина РФ об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ от 14.04. 2000 г. установлены режимы проверок и ревизий.
Проверка – это метод финансового контроля, представляющий собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений.
Субъектами, имеющими права на проведение проверок, являются практически все органы финансового контроля.
|
Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
На контрольно-ревизионные органы Минфина и его территориальные органы возложено проведение контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом, за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством проведения аудиторских проверок, за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
Органы федерального казначейства проверяют использование средств федерального бюджета.
Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей и др.
По результатам проверок, как правило, составляется акт, а в случае осуществления проверки Счетной палатой РФ – заключение.
|
Экспертиза - это метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий. Примером применения такого метода контроля является проводимая Счетной палатой Российской Федерации экспертиза проекта федерального бюджета с последующим составлением заключения, которое в обязательном порядке рассматривается Государственной Думой.
Обследование представляет собой оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки. Оно базируется на предварительном изучении документов, изъятых или имеющихся в ревизуемой организации с целью решения вопроса о необходимости или документальной возможности проведения намечаемой ревизии или проверки.
Основным методом финансового контроля является ревизия.
ВОПРОС 13