Понятие финансов и их функции. Финансовая система Российской Федерации и ее структура




ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебно-методическое пособие

 

Хабаровск

Бондаренко, Л.И. Финансовое право в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / Л.И. Бондаренко, А.В. Рябцев - Хабаровск: Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2007. 125 с.

 

Рецензенты:

Директор Института экономики Дальневосточного государственного университета путей сообщения, д.э.н., профессор Н.П. Чипига;

Директор Дальневосточного филиала Российской правовой академии Минюста России, к.ю.н., В.В. Суханов.

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие ориентировано на достаточно глубокое изучение финансового права на основе анализа действующего законодательства и представляет собой значительный и систематизированный перечень вопросов по курсу «Финансовое право».

Используя данное учебно-методическое пособие при подготовке к сдаче экзаменов и зачетов, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Финансовое право».

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВОПРОС 1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Российской Федерации и ее структура................  
ВОПРОС 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, особенности и методы.......  
ВОПРОС 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований................  
ВОПРОС 4. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансово-плановые акты......................................................  
ВОПРОС 5. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права.........................  
ВОПРОС 6. Система и источники финансового права. Конституция как основной источник финансового права............  
ВОПРОС 7. Понятие и виды финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм........................  
ВОПРОС 8. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Условия возникновения. Изменения и прекращения финансовых правоотношений...................................  
ВОПРОС 9. Защита прав субъектов финансовых правоотношений...................................................  
ВОПРОС 10. Понятие и значение финансового контроля, его правовые основы............................................  
ВОПРОС 11. Виды финансового контроля в зависимости от природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью...  
ВОПРОС 12. Формы и методы финансового контроля........  
ВОПРОС 13. Ревизия как основной метод финансового контроля, его цели, права ревизоров, сроки проведения ревизии.......  
ВОПРОС 14. Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование................  
ВОПРОС 15. Понятие, виды, правовая форма и роль государственного и местного бюджета...............................  
ВОПРОС 16. Бюджетное устройство и бюджетная система в Российской Федерации.......................................  
ВОПРОС 17. Бюджетное право и бюджетные правоотношения    
ВОПРОС 18. Доходы бюджетов: понятие и состав...........    
ВОПРОС 19. Понятие, состав и формы расходов бюджета. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы....  
ВОПРОС 20. Сбалансированность бюджета, источники финансирования дефицита бюджета Российской Федерации.........    
ВОПРОС 21. Понятие, содержание и принципы бюджетного процесса................................................  
ВОПРОС 22. Стадия составления проекта бюджета........    
ВОПРОС 23. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета    
ВОПРОС 24. Стадия исполнения бюджета................    
ВОПРОС 25. Стадия составления отчета об исполнении бюджета......................................................  
ВОПРОС 26. Правовой режим государственных внебюджетных фондов денежных средств...............................  
ВОПРОС 27. Понятие налога и сбора, их функции и роль. Система налогов и сборов в Российской Федерации..............  
ВОПРОС 28. Порядок установления налогов и сборов.....  
ВОПРОС 29. Юридический состав налога (общие условия установления налогов и сборов).............................  
ВОПРОС 30. Налоговое право Российской Федерации и его источники.................................................  
ВОПРОС 31. Принципы налогообложения.................    
ВОПРОС 32. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности..................................  
ВОПРОС 33. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени...................................................  
ВОПРОС 34. Налоговый контроль.......................  
ВОПРОС 35. Защита прав налогоплательщиков. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.......................................  
ВОПРОС 36. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений..................................  
ВОПРОС 37. Налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ................  
ВОПРОС 38. Ответственность за нарушение налогового законодательства...............................................  
ВОПРОС 39. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации......................................  
ВОПРОС 40. Государственный долг Российской Федерации, его формы и методы управления..............................  
ВОПРОС 41. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела в Российской Федерации.............  
ВОПРОС 42. Виды и формы страхования.................    
ВОПРОС 43. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих...............................  
ВОПРОС 44. Понятие и система государственных расходов. Правоотношения в области государственных расходов...........  
ВОПРОС 45. Понятие, принципы и объекты бюджетного финансирования. Особенности правоотношений в области бюджетного финансирования.........................................  
ВОПРОС 46. Понятие, объекты и порядок сметно-бюджетного финансирования.................................  
ВОПРОС 47. Смета и ее содержание. Правовое значение сметы. Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения.....................................................  
ВОПРОС 48. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений.....................................  
ВОПРОС 49. Правовые основы финансирования капитальных вложений.................................................  
ВОПРОС 50. Понятие, принципы и виды банковского кредита    
ВОПРОС 51. Банковская система Российской Федерации и роль в ней Центрального банка (Банка России)..................  
ВОПРОС 52. Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации.......................  
ВОПРОС 53. Правовые основы государственного регулирования банковской деятельности.................................  
ВОПРОС 54. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации......................................  
ВОПРОС 55. Правовые основы обращения наличных денег. Правила ведения кассовых операций..........................  
ВОПРОС 56. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов........................................  
ВОПРОС 57. Понятие валюты и валютных ценностей......  
ВОПРОС 58. Понятие и содержание валютного регулирования    
ВОПРОС 59. Понятие и виды валютных операций    
ВОПРОС 60. Правовые основы валютного контроля    

ВОПРОС 1

Понятие финансов и их функции. Финансовая система Российской Федерации и ее структура

ОТВЕТ: Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государством своих задач и функций.

Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных средств, а те денежные, экономические отношения которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов. Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного самоуправления, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов.

Сущность финансов проявляется в их функцияхформирование денежных фондов государства и местного самоуправления и использование денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу (распределительная функция).

Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий: руководство обществом, выделение денежных средств для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществление бюджетного регулирования и т.д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т.е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.

Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов и позволяют отграничить их от смежных денежных отношений. Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля процессов аккумулирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов. Эта функция находит свое проявление через деятельность контрольных органов.

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев и их взаимосвязи образуют финансовую систему государства.

Финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья:

- бюджетную систему, включающую федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

- внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

- кредит (государственный и муниципальный);

- обязательное государственное страхование;

- финансы предприятий любых форм собственности, объединений, учреждений, отраслей экономики.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются в интересах всего общества. В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, сборов, эмиссии денег и т.д.

Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью и после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Необходимость использования финансов (финансовой системы) государством и муниципальными образованиями для решения своих задач обусловила осуществление ими специальной, а именно финансовой деятельности.

 

ВОПРОС 2

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, особенности и методы

 

ОТВЕТ: Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся:

-обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов;

- направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;

- оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;

- юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную сферу с учетом приоритетности финансовых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, исходя из ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Ее важной стороной является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей страны, а также соответствующих территориальных уровней.

Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности:

- финансовая деятельность государства носит межотраслевой характер, т.к. аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления;

- финансовая деятельность государства осуществляется как представительными, так и исполнительными органами власти, которые осуществляют эту деятельность в установленных законодательством правовых формах в соответствии со своим статусом и компетенцией;

- сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Финансовая деятельность и муниципальных образований осуществляется специальным аппаратом на основании разнообразных методов, с использованием стимулов, ограничений и санкций.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. В настоящее время метод обязательных платежей является доминирующим, т.к. любой бюджет в значительной части состоит из налогов.

При использовании денежных средств применяются методы финансирования и кредитования. Метод финансирования предполагает выделение финансовых ресурсов из государственных и муниципальных денежных фондов на условиях безвозвратности и безвозмездности.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении предприятий и т.п.

Кредитование означает выделение средств на началах возмездности (платности) и возвратности. Государственные и муниципальные образования получают средства путем и финансирования и кредитования, негосударственные - главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях субъектам малого предпринимательства).

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут быть в наличной или безналичной формах.

Формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований могут быть изменены при введении в стране особых правовых режимов (режим военного или чрезвычайного положения). Так в период действия режима военного положения[1] могут быть введены меры, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, на свободное перемещение финансовых средств, установлены особенности финансового, валютного, банковского, таможенного регулирования и др. При этом такие меры могут быть введены не только на тех территориях, где действует военное положение, но и на тех, где оно не введено.

При введении на всей территории страны или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения[2] устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных ограничений прав и свобод граждан, организаций. Среди них таких мер как ограничение на осуществление определенных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

 

ВОПРОС 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: