ОТВЕТ: Бюджетной устройство - основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Таким образом, бюджетное устройство страны - это совокупность элементов, обеспечивающих действие системы и включающая:
- организацию бюджетной системы;
- принципы ее построения;
- бюджетную классификацию;
- правовую форму бюджетов.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов.
Бюджетная система федеративного государства включает три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 6 БК РФ):
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).
Состав государственных внебюджетных фондов (ст. 144 БК РФ):
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов, которые обеспечивают единство бюджетов, отражают федеративное устройство государства в сочетании с самостоятельностью органов местного самоуправления.
Основными принципами бюджетной системы (ст. 28 БК РФ) являются:
- единство бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельность бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ). Т.е. бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов по однородным признакам с присвоением этим группам группировочных кодов единых для всех уровней бюджетов.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):
- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
- экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации государственных внешних активов Российской Федерации;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Правовая форма бюджетов:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (как правило, решений) либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).
ВОПРОС 17