ОТВЕТ: Финансовое право как отрасль права состоит из множества отдельных финансово-правовых норм совокупность, которых объединена в единую сложную систему. Внутри этой системы, основываясь на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) выделяются институты и более крупные подразделения финансового права.
Система финансового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
В системе финансового права выделяют Общую и Особенную части.
В Общую часть включены нормы, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных образований и других субъектов, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, обще положения по организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенной научно обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
- бюджетной системы;
- внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
- финансов государственных и муниципальных предприятий;
- государственных и муниципальных доходов;
- государственного и муниципального кредита;
- организации страхования;
- государственных и муниципальных расходов;
- банковского кредитования;
- денежного обращения и расчетов;
- валютного регулирования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая основа. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. В Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. Это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве, а также содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.
Источники финансового права - это конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.
Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов текущего законодательства. Конституционные основы финансовой деятельности можно подразделить на политические, экономические и организационные требования.
Политико-правовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст.10), целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч.1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ, т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона.
Экономико-правовые основы финансовых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл 3 «Федеральное устройство». Подобный двойной фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рассматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России.
Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, регионального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).
Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов).
Какого-либо единого источника по финансовому праву в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники: Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.
ВОПРОС 7