Совместное использование механизма рыночной саморегуляции и методов стратегического и индикативного планирования — это необходимое условие эффективности экономики и возможности управлять ею в интересах всего общества.
Противопоставлять «план» и «рынок» антинаучно и недопустимо. Такое противопоставление безграмотно, так как противопоставляются «вектор целей» (план) и один из «способов управления» — бесструктурный способ (рынок). Экономика страны может и должна управляться государством и обществом по плану как структурным, так и бесструктурным (рыночным) способами. Настройка экономики, как системы, должна осуществляться с помощью оптимального регулирования цен и налогово-дотационной политики государства, а при планировании необходимо использовать методологию межотраслевого баланса и методы стратегического и индикативного планирования.
Для обеспечения устойчивости и развития экономики, на наш взгляд, целесообразно организовать три контура денежного обращения. Первый контур — с функциями финансового сопровождения рынка производства товаров и услуг, проблем инновационного развития страны. В советском прошлом эту функцию выполняли "безналичные" деньги. Эмиссия денег в этот контур увеличивает объёмы производства и снижает инфляцию. Второй контур денежного обращения — контур рынка потребления (наличные деньги прошлого) покрывает все общественные потребности процесса потребления товаров и услуг населением. Избыточная эмиссия, попадающая в этот контур, раскручивает инфляцию. Третий контур, независим от предыдущих, и обеспечивает международный товарообмен (валютные операции).
В связи с тем, что России срочно необходима отстройка национальной кредитно-финансовой системы от долларовой зависимости, следует инициировать вопрос о введении новой НАДнациональной мировой валюты, служащей исключительно для обмена валюты одной страны на валюту другой. В качестве прототипа такой валюты может рассматриваться переводной рубль стран бывшего СЭВ.
|
Нами предлагаются следующие первоочередные мероприятия по развитию экономики страны и обеспечению ее устойчивости в условиях глобального кризиса:
1. Реорганизация Центрального Банка в бюджетную НЕкоммерческую организацию, находящуюся в прямом подчинении Правительства РФ, отвечающую за эффективность системы расчетов страны, за работу банковских учреждений в интересах реального сектора экономики и всего общества.
2. Переход от представлений о золотовалютном обеспечении к энергетическому стандарту обеспеченности рубля, признание киловатт-часа электроэнергии в качестве базы прейскуранта — всеобщего эквивалента, в котором будет исчисляться стоимость любых предлагаемых на рынке товаров и услуг.
3. Введение в оборот безинфляционного по определению средства платежа, эмитируемого Российским государством на базе энергетического стандарта обеспеченности. Объемы эмиссии энергетического рубля должны полностью обеспечивать сопровождение товарных потоков, потребность в оборотных и инвестиционных средствах, как производящего сектора, сферы услуг, так и населения страны.
4. Для обеспечения безинфляционного развития страны на основе новой концепции денег и энергетического стандарта обеспеченности рубля необходимо ввести нравственно-юридический запрет на режим ростовщически спекулятивного функционирования финансово-кредитной системы.
|
5. Поэтапный переход к продаже за рубеж сырьевых, энергетических ресурсов страны, в том числе материализованных в продукции (металлы, драгоценные камни и т. п.), исключительно за российский "энергетический" рубль. Отказ от приема не обеспеченных денежных средств иных стран и прежде всего от долларовых платежей.
6. Активное осуществление внутригосударственного инвестирования, обеспечивающего возрождение отечественной промышленности и прикладной отраслевой науки.
7. Строительство предприятий глубокой переработки сырья (сельхоз продукция, деревообработка, нефте- и газохимические производства).
8. Кредитование предприятий выпускающих продукцию, обеспечивающую безопасность государства и общества на беспроцентной основе и в достаточном объеме.
9. Снижение налогового бремени на производителей до 10-15% от доходов.
10. Поощрение отечественных предпринимателей — производителей товаров и услуг, обеспечение всемерной поддержки в их становлении и развитии.