Психологическая школа права: Л. И. Петражицкий




Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931) — выдающийся правовед, один из основных деятелей петербургской школы правоведения, создатель психологической теории права.

Основные труды: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907).

<QUEST39< FONT> Методологические основы психологической теории права. В своем стремлении обосновать современную научную концепцию права, Петражицкий обращается к идеям психологии, которая на рубеже ХIХ–ХХ вв. переживала подъем. Полагая, что существуют только два вида реальности – физическая и психическая – ученый делает вывод о том, что право не может трактоваться как явление физическое, материальное. Следовательно, право есть явление психическое.

Для познания права как психической реальности Петражицкий предлагает использовать сочетание методов внутреннего самонаблюдения, или интроспекции, и экспериментального внешнего наблюдения, материалом для которого служат телесные движения и состояния людей, свидетельствующие о переживаемых эмоциях. При этом метод внешнего наблюдения не является самостоятельным методом познания, так как служит не для получения нового знания, а для опытной проверки данных, полученных в результате интроспективного исследования.

<QUEST40< FONT>Основное содержание психической жизни, полагал ученый, составляют эмоции (импульсии), так как именно они являются побудителями человеческой деятельности.

Петражицкий выделял два класса эмоций. Во-первых, - специальные эмоции (акционые эмоции), такие как голод, жажда и др. Эти эмоции «имеют тенденцию превращать организм… на время аппарат, специально приноровленный для к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические процессы»89. Таким образом, действия на основе акционных эмоций заранее предопределены. Например, жажда вызывает действия, направленные на ее утоление.

Во-вторых, Петражицкий выделял бланкетные эмоции, которые не предопределяют характера деятельности и могут служить побуждением к любому поведению. Поэтому действие в данном случае оказывается связанным с сопутствующими данным эмоциям интеллектуальными представлениями. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 29 (первый абзац) Все этические эмоции (правовые и нравственные) относятся именно к данному виду. Основная их особенность состоит в том, что они «не предопределяют сами по себе характера и направления поведения и могут, смотря по содержанию соединенных с ними акционных и иных представлений, служить импульсами к самым разнообразным, в том числе социально вредным поступкам»90.

Понятие права. <QUEST41< FONT>Право рассматривается Петражицким как явление индивидуальной психики — особые эмоции. Эти эмоции обладают двусторонним характером: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными. Ученый подчеркивает атрибутивную сущность права, т. е. правомочие, понимаемое как соответствующее интеллектуально-эмоциональное переживание. Субъект переживает правомочие как «долженствование другого», как причитающийся ему «долг другого», правовая обязанность переживается субъектом как «право другого». Соответственно правовые эмоции имеют императивно-атрибутивный характер, выражающийся в атрибутивной природе сознания правового долга и императивной природе сознания правомочия. Л. И. Петражицкий полагал, что только переживание субъектом правомочия как «долженствования другого» имеет «характер поощряющего и авторитетно санкционирующего побуждения к такому поведению, какое соответствует содержанию нашего права». При этом «чем интенсивнее действие соответствующей эмоции, чем сильнее мистически-авторитетный характер атрибуции, чем “святее” и несомненнее представляется нам наше право, тем… увереннее и решительнее наш образ действий»91.

Таким образом, по мнению Л. И. Петражицкого право существует исключительно в силу факта соответствующего императивно-атрибутивного психического переживания

От двусторонних, императивно-атрибутивных правовых эмоций Л. И. Петражицкий отличал императивные, или односторонне-обязывающие, нравственные эмоции, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. Таким образом, право и нравственность различаются ученым по характеру обязывания. Обязанности, свободные (односторонне связывающие обязанности) по отношению к другим, Л. И. Петражицкий называл нравственными обязанностями. Обязанности, по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие двустороннюю связь), он называет правовыми обязанностями.

Идея правового плюрализма. Л. И. Петражицкий является одним из основателей концепции правового плюрализма, исходящей из признания факта сосуществования в каждом обществе множества различных правовых систем.

<QUEST42< FONT>Право, имеющее официальную поддержку государства, — право высшего сорта — получало статус права официального. «…Официальное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшей приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атрибутивной природе права вообще…»92.

Неофициальное право, по мнению Л. И. Петражицкого, присутствует во всех сферах жизни общества. Так, ученый, выделял, в частности, карточное право, любовное право, право дружбы, детское право, преступное право (право преступных организаций) и др. К неофициальному праву Л. И. Петражицкий относил также императивно-атрибутивные эмоции, вызванные в психике субъекта воображаемым договором человека с дьяволом о продажи души, и др. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 90-92

<QUEST43< FONT>Л. И. Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивное право в интерпретации ученого представляет собой гетерономные императивно-атрибутивные эмоции, т. е. вызванные в психике субъекта каким-либо нормативным фактом. Нормативными фактами являются «представляемые» факты внешнего мира, способные вызвать императивно-атрибутивные эмоции. Таковыми могут быть, например, веления какого-либо монарха или Божества, обычаи предков, законы, судебные решения и т. д.

Учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве было призвано заменить традиционное понятие «источник права», которое, по мнению ученого, «не выдерживает научной критики» и представляет «странное и ненормальное с элементарно логической точки зрения явление». Л. И. Петражицкий пишет в связи с этим: «Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т. д. источниками животных и спорить по этому поводу, что такое источники животных, в каком отношении они находятся к животным, представляют ли они формы создания животных или основания их существования… то это представляло бы явления мысли, совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в области учения о так называемых источниках права». По мнению ученого, подобно тому, как «кошки, собаки и т. д. суть не источники животных, не формы создания животных… а просто — животные», точно так же «так называемые источники права — обычное право, законное право и т. д. суть не что иное как само право, виды позитивного права»93.

<QUEST44< FONT>Ученый выделял следующие виды позитивного права: 1) законное право (возникающее на основе нормативных фактов — законов); 2) обычное право; 3) право судебной практики; 4) право отдельных преюдиций (одного или нескольких однородных по содержанию решений, которым обязаны следовать суды); 5) юдициальное право (право судебных решений); 6) книжное право; 7) право принятых в науке мнений; 8) право учений отдельных юристов или их групп; 9) право юридической экспертизы; 10) право изречений религиозно-этических авторитетов; 11) право религиозно-авторитетных примеров (образцов поведения); 12) договорное право; 13) право односторонних обещаний; 14) право программ, сообщений о будущих действиях, программное право; 15) право, ссылающееся на признание обязанное стороны; 16) прецедентное право; 17) право юридических поговорок; 18) общенародное право и т. д94.

Комментируя учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве, Г. Д. Гурвич пишет: «В противоположность обычному преклонению перед законом как источником, монопольно первенствующим над всеми прочими, Петражицкий настаивал на принципиальной равноценности всех “нормативных фактов”, что создавало благоприятную почву для развития учения о плюрализме юридических порядков, к которому стремится современная юридическая мысль»95.

В отличие от позитивного права, интуитивное право — это автономные правовые эмоции, т. е. не вызванные в психике субъекте какими-либо нормативными фактами. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 382-387 (до первого абзаца)

<QUEST45< FONT> Концепция политики права. Уже в своих ранних цивилистических трудах Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. В работе «Die Lehre vom Einkommen» («Учение о доходе») Л. И. Петражицкий обосновывает необходимость создания особой отрасли правоведения — политики права — как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию естественного права. Как отмечал в связи с этим Г. Д. Гурвич, «эти соображения Петражицкого, высказанные им за несколько лет до соответственных выступлений Штаммлера в Германии, Жени во Франции, Новгородцева в России, с призывом к “возрождению естественного права”, послужили, как это любил подчеркивать сам Петражицкий, сигналом ко всему движению»96.

Построенная на научной основе политика, согласно замыслу Л. И. Петражицкого, призвана была воздействовать на процессы развития права, направляя общество к достижению социального идеала. В качестве такого социального идеала ученый рассматривал христианский идеал любви.

В отличие от «московской» школы философии права, отстаивавшей приоритет нравственности над правом, Л. И. Петражицкий полагал, что именно право «влияет на развитие народной этики, так что разумная политика права производит или ускоряет нравственный прогресс; разумное право представляет нравственную школу, воспитательное учреждение для народа и человечества вообще»97. Именно право, а не нравственность, являлось для Л. И. Петражицкого наиболее эффективным средством «воспитания человеческой души», именно право воспринимается им как «главный фактор культуры»98.

Цель политики права должна состоять, по мнению Л. И. Петражицкого, в том, чтобы предоставить законодателю возможность «сознательно и разумно руководить правопроизводством… указать, каково должно быть право, как его изменить, что сохранить, где дополнить для того, чтобы оно действовало успешно и согласно своей высокой и разумной задаче»99.

«Возрожденное естественное право» (П. И. Новгородцев)

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) — выдающийся философ, правовед, глава школы «возрожденного естественного права».

Основные работы: «Идея права в философии Вл. Соловьева» (1901), «Нравственный идеализм в праве (К вопросу о возрождении естественного права)» (1902), «Государство и право» (1904), «Кризис современного правосознания» (1909), «Об общественном идеале» (1921), «Право на достойное человеческое существование» (б. г), «О своеобразных элементах русской философии права» (1922–1923).

Понятие естественного права. <QUEST46< FONT>Программная статья Новгородцева, в которой была представлена идея возрождения естественного права на основе неокантианской методологии, появилась в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Главную ошибку естественно-правовой философии представители возрожденного естественного права видели в том, что она установила «целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума»100.

С целью исправления «ошибки» старой школы естественного права, которая состояла в признании «неизменного содержания идеальных норм», предлагалось релятивизировать и само содержание естественно-правовых принципов. П. И. Новгородцев полагал, что в качестве идеальных требований, предъявляемых к праву, выступают «нравственные начала, к сознанию которых человечество приходит исторически, в постепенном процессе своего развития». Утверждая, подобно И. Канту, формальную безусловность нравственных императивов, он полагал, что «по содержанию они могут быть различны, сообразно с различными индивидуальными положениями»101. Е. Н. Трубецкой также понимал под естественным правом «совокупность нравственных и вместе с тем правовых требований, различных для каждой нации и эпохи». Однако при этом оставалось непонятным, каким же образом естественное право сможет выполнять свою идеально-нормативную функцию, т. е. служить «нравственным идеалом, который должен определять собою развитие права»102.

Таким образом, естественное право в интерпретации Новгородцева представало как совокупность исторически изменчивых нравственных требований к позитивному праву. Ученый в целом солидаризировался с идеей «естественного права с изменяющимся содержанием», обоснованной немецким правоведом Р. Штаммлером.

<QUEST47< FONT>Однако спустя десять лет Новгородцев изменил свое отношение к проблеме естественного права. В 1913 г. он опубликовал статью «Современное положение проблемы естественного права», в которой подверг критике саму концепцию естественного права «с изменяющимся содержанием». Ученый признавал, что «естественное право с изменяющимся содержанием есть понятие некорректное. Идеальный критерий с изменяющимся содержанием — это еще более противоречивое понятие, чем метр с изменяющейся длиной или килограмм с изменяющимся весом»103. Мыслитель теперь настаивал на объективности идеальных начал, которые могут быть определены «с точностью аксиом математики» и должны ориентировать право. Эти «абсолютные идеальные начала», которые всегда были и всегда есть, неизменно освещают путь истории104. Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права // Юридический вестник. Кн. 1. М., 1913. С. 19.

<QUEST48< FONT>Уже будучи в эмиграции, Новгородцев вообще отказался от идеи естественного права. Наиболее же точное выражение русской философии права мыслитель видел в произведениях Ф. М. Достоевского. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. Антология. СПб., 1999. С. 235-237. Суть же русского духа в его понимании права и государства покоится, по убеждению Новгородцева, на совершенном признании и утверждении основ христианской религии. Но одновременно это означает «решительное отрицание всех основ классической западноевропейской философии права…», которые, по мнению ученого, есть в основе своей «отрицание самых оснований христианской веры, отречение от них»105.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: