Иван Александрович Ильин (1883–1954) — выдающийся русский философ, правовед, публицист, религиозный и политический деятель.
Основные работы: «Понятие права и силы. Опыт методологического анализа» (1910); «Общее учение о праве и государстве» (1915); «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (в 2 т., 1918); «О сопротивлении злу силой» (1925); «О сущности правосознания» (1956); «О монархии и республике» (1979).
<QUEST54< FONT> Понятие права. По мнению Ильина, «самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов». Положительное право, которое субъектами «переживается как имеющее объективное значение», имеет ответственную задачу: указать людям «объективно лучший» способ внешнего поведения и связать их этим признанием.
Как полагал Ильин, право имеет «духовное назначение», которое состоит в том, чтобы «жить в душах людей, наполняя своим содержанием их переживания и слагая… в их сознании внутренние побуждения, воздействуя на их жизнь и на их внешний образ действий». Задача права, по мнению философа, в том, чтобы «создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения»120.
Таким образом, Ильин опровергает распространенный в юриспруденции предрассудок, согласно которому «все, что нужно праву, это внешний легальный образ действий, из каких бы побуждений он ни проистекал». Мотивы легального поведения, по его мнению, могут быть безразличны только для такого сознания, которое отрывает право от его основной высшей цели и ограничивает его сущность поверхностной видимостью благополучного порядка.
Для человека, полагал Ильин, не унизительно только свободное признание права. Признание положительного права состоит в том, что человек, усмотрев с очевидностью его объективное содержание и его объективное значение, добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение его правил. Человек, таким образом, совершает акт духовного приятия положительного права. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 182 (второй абзац) - 188.
|
Для того чтобы сознание человека могло признать право и совершить его духовное приятие, право должно быть обосновано. Обосновать право — значит показать, что оно «практически необходимо на пути человека к осуществлению верховного блага». Иными словами, поясняет свою мысль Ильин, право необходимо потому, что без него дух человека будет лишен возможности осуществить в своей жизни верховное благо. Однако положительное право часто переживается субъектами как несправедливое. Означает ли это необходимость духовного приятия несправедливого права?
Ильин предлагает строго разграничивать идею права, «данную в опыте систематически очищенного правосознания, предметно созерцающего верховную цель права и духа» и ее историческое воплощение. Следовательно, обосновать право «не значит оправдать все исторически осуществленное, но показать, что право в его родовой сущности и в его положительном виде заслуживает духовного признания и приятия со стороны каждого человека»121.
Таким правом для Ильина является естественное право как «необходимая форма духовного бытия человека». Ценность, лежащая в основании естественного права, определяется Ильиным как «достойная, внутренне-самостоятельная и внешне-свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Это право можно назвать естественным, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека; его можно назвать вечным правом, потому что оно сохраняет свое значение для всех времен и народов; его можно назвать неотчуждаемым правом, потому что всякое его умаление или попрание извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека122.
|
Естественное право, по мысли философа, присутствует в правосознании каждого человека. Поэтому любой человек может обнаружить его в «собственном духовно-предметном опыте». Однако, отмечает Ильин, «…судьба естественного права в том, чтобы долго и тщетно ждать от людей самостоятельного и добровольного признания и постоянно получать форму положительного права с тем, чтобы подойти к душам в социально-гетерономном виде».
Необходимость положительного права, полагает мыслитель, основывается «на незрелом состоянии человеческих душ». Поэтому положительное право всегда будет существовать «как целесообразная форма поддержания права естественного»123. Основная задача положительного права состоит, по мысли Ильина, в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, проникнуть в сознание и к воле людей в качестве авторитетно связующего веления.
<QUEST55< FONT> Аксиомы правосознания. Нормальное правосознание, полагал Ильин, состоит в том, чтобы на его основе человек мог сам управлять своим поведением в соответствии с положительным правом. Правосознание в определении мыслителя – это «естественное чувство права и правоты» или «особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей»124. Отсюда Ильин выводил три аксиомы правосознания: 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии; 3) закон взаимного признания.
|
Во-первых, человек должен обладать чувством духовного достоинства, т. е. признать себя не просто живым существом с набором физиологических потребностей, но существом духовным, способным во имя признаваемых им ценностей обуздать унижающий его зоологический инстинкт личного самосохранения. Человек, обладающий чувством духовного достоинства, уважает живущий в нем дух, а не случайные и преходящие свойства своей личности — силу, красоту, богатство. Здоровое правосознание, убежден И. А. Ильин, целиком покоится на чувстве собственного духовного достоинства. Только субъект, чувствующий свое духовное достоинство, может уважать право и в то же время создавать такое право, которое не было бы унизительно для человека, не обслуживало бы его порочных влечений. Такой субъект чувствует себя достойным всех принадлежащих ему правомочий и воспринимает эти правомочия как средства, необходимые ему для утверждения своей духовной личности. Он приемлет все бремя правовых обязанностей, добровольно вменяя себе в долг их исполнение, и не унижает себя преступлением. Чувство собственного духовного достоинства, присущее гражданину, определяет и чувство духовного достоинства народа, необходимое ему для создания правовой культуры. Поэтому политический режим, не взращивающий в народе чувство собственного достоинства, обречен на разложение.
Автономия, или самозаконность, свобода — вторая аксиома правосознания. Субъект, обладающий чувством духовного достоинства, должен быть способен к внутреннему самоуправлению, к самодисциплине, следствием которой является не вынужденное каким-либо внешним авторитетом, но свободное и сознательное следование требованиям права. Человек же, не чувствующий собственного духовного достоинства, не способен и к внутренней самодисциплине, поэтому он нуждается во внешней угрозе для того, чтобы не стать правонарушителем. Такое правосознание, покоряющееся праву из страха или корысти, но не уважающее его, является духовно нездоровым правосознанием.
Наконец, в-третьих, субъекты, обладающие чувством духовного достоинства и способные к внутренней самодисциплине, должны осуществить акт взаимного духовного признания. Это взаимное духовное признание людей происходит в возникающем между ними правовом отношении. Признать за другим субъектом принадлежащие ему правомочия или обязанности — значит, во-первых, признать его духовное достоинство, а следовательно, признать, что другой субъект достоин уважения как духовное существо и не может быть средством для достижения чьих-либо корыстных целей. Во-вторых, в акте взаимного духовного признания субъекты признают друг в друге способность к внутренней самодисциплине. Как следствие такого признания возникает взаимное доверие субъектов, основанное на уверенности в том, что никто из них не унизит себя злоупотреблением правом или неисполнением обязанности. Из этих актов взаимного духовного признания людей, т. е. признания в другом духовного достоинства (уважения) и способности к внутреннему самоуправлению (доверия), и складывается общественный правопорядок.