Александр Семенович Ященко (1877–1934) — выдающийся правовед, автор синтетической теории права.
Основные труды: «Философия права Владимира Соловьева» (1912), «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства» (1912).
<QUEST49< FONT> Методологические основы синтетической теории права. Ященко являлся последователем философско-правового учения В. С. Соловьева. Главную заслугу философа Ященко видел в создании синтетической теории права, в рамках которой, по его мнению, Соловьеву удалось показать «органическое равновесие личного и общественного элементов» в качестве основы «всякой нормативной деятельности». В развитии этой теории и видел свою основную задачу Ященко106.
Правовед критикует современные ему правовые теории за присущую им односторонность: «Обыкновенно… выделяют какой-нибудь один элемент явления и на нем строят всю сложную теорию. Односторонне подмечая в юридическом явлении один момент, часть принимают за целое. Отсюда происходит обычная в таких случаях неадекватность юридических определений, их отвлеченность и односторонность»107. В существующих определениях права Ященко отмечает «пагубное… тяготение к монизму, к выведению всего научного построения из единого принципа». Таким образом, полагает он, и происходит искусственное «отвлечение» частичных элементов от сложного и в своей сложности нераздельного целого, каким является право108.
Вместе с тем правовед подчеркивает, что «каждое одностороннее определение, всякое отвлеченное теоретическое начало, если оно считается с реальной жизнью, не являет собою абсолютно ложного построения, оно имеет свое частное значение и тем самым свое оправдание». Однако Ященко считает необходимым отказаться от «удобного монизма» и создавать подлинно синтетические, а не «механические» правовые концепции. Необходимо, пишет ученый, «для настоящего жизненного синтеза органическое соединение всех односторонних определений на основании синтезирующей силы всеобъемлющего начала, являющегося живой душой всякого соединения»109.
|
По мнению ученого, синтетическую точку зрения на право можно обосновать только при наличии синтетической теории общества. «Индивидуалистические» и «коллективистические» теории общества он признавал одинаково односторонними. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 58-60. Синтетическая же точка зрения признает «двустороннюю природу общества… как равновесия двух моментов, личного и общего»110. Соответственно Ященко определял общество как «коллективно-психическое явление». Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 73-74.
Понятие права. <QUEST50< FONT>«Руководящей синтетической идеей права» Ященко избрал обоснованную Соловьевым идею равновесия личной свободы и общего блага. Вместе с тем, по мнению правоведа, как бы ни понимать право, невозможно не признать в нем «совокупность правил поведения людей в обществе». Отличить же нормы права от нравственных правил, полагает ученый, позволяет исключительно формальный признак принудительности, который трактовался Ященко весьма широко и не связывался исключительно с принуждением, осуществляемым государством. Как подчеркивает правовед, «в истории мы находим чрезвычайное разнообразие правотворящих органов и характера принудительности самих норм». Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 151. В каждом общественном союзе, убежден ученый, есть право, и «его внешняя принудительность покоится на высшем авторитете в данном союзе, хотя бы этим союзом было и не государство, а первобытное племя, независимая община, церковь, международный союз». При этом принудительность трактуется им прежде всего как «внутренне-психическая принудительность».
|
На основании проделанного анализа Ященко сформулировал свое, как он полагал, синтетическое определение права: «Право есть совокупность действующих в обществе, вследствие коллективно-психического переживания членами общества и принудительного осуществления органами власти, норм поведения, устанавливающих равновесие между интересами личной свободы и общественного блага»111.
При обсуждении проблемы соотношения права и нравственности Ященко разделял точку зрения В. С. Соловьева о том, право представляет собой принудительный минимум нравственности.