В начале девятнадцатого века была подготовка к ряду реформ, в том числе и судебной. Решение возродить службу судебных приставов было принято после учреждения Министерства Юстиции. И к тому времени, когда началась подготовка работ по Судебной реформе, власти поняли, что у полиции плохо получается реализовать полномочия судебных приставов, что подтверждал тот факт, что исполнения судебных решения затягивались на десятки лет. И в этот период времени было решено возвратить судебных приставов, которые уже давно существовали и исполняли свои обязанности в зарубежных странах.
Судебная реформа, проводимая в 1864 году, имела огромное значения для судопроизводства в Российской Империи. В ходе данной реформы были приняты Судебные уставы, которые повлияли на становление и развитие службы судебных приставов, на их правовой статус. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства».
Судебный исполнитель был должностным лицом, прикрепленным к уголовным, гражданским и кассационным департаментам Сената, судебным палатам, окружным судам, съездам мировых судов и при мировых судьях.
По Учреждению судебных установлений судебные приставы осуществляли следующие функции: исполнение каких-либо решений и определений суда, доставка лицам, участвующим в судебном разбирательстве в качестве сторон повесток и документов. Также приставы исполняли и иные поручения судов, исполняли распоряжения председательствующего в судебном заседании. [4]
Стоит упомянуть и то, что были установлены также и требования к людям, которые хотели стать судебными приставами. Данные лица должны были быть старше двадцати одного года, они не должны были быть иностранцами, не должны были быть несостоятельными должниками, не должны нести службу от правительства или по выборам, они не подвергались по судебным решениям лишению или ограничению прав их собственности, они не должны быть священнослужителями, которые были лишены духовного сана по приговорам духовного суда, людьми, находящиеся под следствием по преступлениям и правонарушениям, которые связаны с лишением или ограничением прав состояния, также были и некоторые другие требования.
|
Требование у приставов наличия какого-либо образования нигде не указывалось, но в некоторых судах, при отборе кандидатов в судебные приставы, существовали квалификационные экзамены, сдача которых была обязательна для приема на работу. В провинциальных судах, где практически не было желающих работать судебными приставами и в ряде других судов данные экзамены отсутствовали.
Вводился некий «испытательный срок», то есть кандидат в судебные приставы изначально осуществлял свои полномочии в рамках строго определенного времени – 1 год, и, при условии, своевременного и правильного выполнения своих функции он утверждался в должности. Кандидаты вносили определённую денежную сумму, для того, чтобы гарантировалась компенсация убытков, которые могли быть нанесены им. Убытки, вызванные незаконными действиями судебного пристава, возмещались по решению суда из денежного залога или из другого имущества данного лица.
Вступление в должность судебного пристава сопровождалось принятием присяги, которую «проводил» священнослужитель при общем собрании департаментов суда, при котором должен был работать пристав. В тексте присяги говорилось, что пристав должен добросовестно исполнять все приказы, распоряжения, не превышать своих должностных полномочий, не причинять никому ущерба и ряд других положений.[5]
|
Также приставы наделялись правом избирать из своего состава специальный совет, куда входили старшины и иные члены, сроки их полномочий не были определены. Судебные приставы могут обращаться через свои советы для получения разрешения на создание партнерских отношений с взаимными гарантиями друг для друга. Этим они брали на себя ответственность за ущерб, который они могли нанести своими действиями. Одновременно расширены и дисциплинарные права советов судебных приставов. Им была предоставлена возможность категорически лишать судебных приставов вознаграждения в соответствии с их долей ставки, ввести им штраф, лишить работы при наличии какой-либо жалобы на них, отозвать их за недостоверность, принимать на их место других лиц (и иное), о чем они должны были сообщать председателям и прокурорам палаты суда.
Исполнительный лист всегда предоставлялся судами, которые выносили решения, передавался председателю суда того округа, где должно было произойти исполнение решения. Ответчик всегда был извещен повесткой об исполнении.
Стоит подчеркнуть, что в при некоторых судах должность судебного пристава отсутствовала, их полномочия исполнялись общей полицией или же приставами окружных судов.
Были предусмотрены нормы, которые охраняли правовой статус судебного пристава, согласно им, пристав защищался и как должностное лицо и как личность. За физическое сопротивление судебному приставу, избиения и оскорбления, виновный мог быть оштрафован, лишен всех прав состояния, лишен свободы от 8 месяцев до 2 лет, мог быть подвержен принудительным работам на срок от 4 до 6 лет или аресту.
Таким образом, судебная реформа, проводимая в 1864 году, полностью определила правовой статус судебных приставов, в специально изданных законах закрепила их полномочия, закрепила требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебных приставов.