В шестнадцатом веке создается единая судебная система, которая определяет правовой статус судебных приставов и нормативно закрепляет их полномочия.
В начале шестнадцатого века деятельность приставов была основана на положениях Судебника 1497 года, то есть истцы, ответчики, свидетели и другие лица
получали «срочные грамоты», и те, которые не являлись на судебные заседания были принудительно приведены туда недельщиками, также они получали наказание (в большинстве случаев штраф) за неявку.
Судебник 1550 года доказывает, что роль центральной судебной власти в государственном управлении была значительно увеличена. Данный свод законов систематизировал деятельность судебных исполнителей. Так, теперь недельщику предоставлялось около 7 человек (ездоков), которые вызывали обязанных явиться в суд.[2]
Судебник также внес такое понятие должностного лица, как заговорщики - люди, которые вступили в сговор с недельщиками, чтобы выполнять свои служебные обязанности совместно и получать вознаграждение. Другим звеном специального аппарата судебных приставов стали заговорщики. Заговорщики - это «коллеги» недельщиков, в отличие от ездоков, находящихся под их контролем.
Все нанятые судебные приставы обязаны обеспечить себя поручителями среди тех, кто знает их с положительной точки зрения. Также была увеличена ответственность за несвоевременное неправильное исполнение приставами своих прямо указанных в законе обязанностей. Так, если судебный пристав увеличил размер «налогов» с истца, с целью забрать часть денежных средств себе, то он обязан был заплатить штраф в тройном размере, также были такие наказания, как битье кнутом и даже казнь.
|
Важным является то, что исполнители получали «зарплату» - деньги, которые им «платили» стороны, участвующие в судебном разбирательстве. Также с тяжущихся сторон взималась специальная пошлина – «езд». Она взыскивалась при выезде пристава за пределы города для вызова сторон в суд. Судебные приставы получали и другие денежные вознаграждение, так, если они помогали собирать доказательства и принимали участие в расследовании дел они получали двойную плату.
В шестнадцатом веке судебные исполнители также взимали налоги и сборы с жителей. Например, они были привлечены к взысканию налогов по, принятой в 1552 г. «Уставной Земской грамоте», которая гласила, что в некоторых волостях нужно оплатить налоги строго в сроки, установленные данной грамотой, и, если лица, живущие на данной территории этого не делали, что приставы взимали с них двойную пошлину.
Правёж - это взыскание с обвинённого ответчика в пользу истца, соединённое с принудительнысм средствами, время которого ограничивалось месячным сроком. Судебные исполнители «пытали» ответчиков – били их различными дубинками, палками по ногам, а на ночь – заключали под стражу. Так продолжалось до возмещения установленной судом суммы. Также исполнители могли отдать ответчика для отработки долга истцу, взимать долг с семьи ответчика, его крестьян или же забрать имущество.[3]
Стоит отметить, что этим функции судебных исполнителей 16 века не ограничивается. Исполнители также содержали под стражей определенные категории ответчиков до начала слушания дела.
Дворцовые недельщики привлекали к суду лиц, которые относились к категории «привилегированные». Судебные приставы, которые работали при столичных приказах имели достаточно высокий статус. Значительную роль играли и недельщики, которые были подчинены царским наместникам в крупных городах.
|
В начале семнадцатого века в стране была достаточно сложная обстановка и именно данное обстоятельство привело к увеличению функций, исполняемых судебными приставами. Приставы принуждали, уклонявшихся от воинской службы лиц, явиться в полковые знамена. Недельщики наделялись полномочиями по привозу денег из городов, которые «просрочили платеж». Некоторые исполнители отправлялись в районы, которые находились далеко для того, чтобы навести справки о положении в них и для передачи какой-либо корреспонденции. Исполнители, которые были закреплены за определенной территорией, считались «защитниками» населения данной территории. Часто жители просили закрепить за их населенным пунктом судебных исполнителей, потому что так они чувствовали себя в безопасности.
В связи с распространением значительного количества различных форм документации, судебные приставы были обязаны правильно заполнять и составлять официальные документы. Так контролировалась деятельность недельщиков и их помощников. Подробные записи были при описи имущества, при аресте, конфискации и др. Составленные описи пересылались в приказы для обеспечения казенного интереса.
В данный период времени недельщик при поездке за одной из сторон должен был получать в приказе «приставную память», «наказную память», «зазывную грамоту» или «срочную грамоту», где была написана дата явки в суд. Также поручители ответчика давали приставу «поручную запись», которую вместе с «доездной памятью» (это фактически был отчет о своей деятельности) он привозил в приказ. Позже недельщики оформляли «поручную запись» - письменное поручительство за кого-либо в том, что это лицо в назначенный срок на суд станет. В приказе дьяк отмечал время поступления «поручной» и склеивал ее с «приставной памятью».
|
Уже к концу восемнадцатого века, в 1782 году, стали создаваться «Управы благочиния» - это специальные полицейские органы. В столицах их состав состоял из обер-полицмейстера (председатель), полицмейстера, пристава по гражданским и по уголовным делам.
Функции Управы благочиния состояли в поддержке общественного порядка, безопасности города, в гарантии исполнения законов, исполнения судебных и административных решений, проведения розыска и дознания, задержке лиц, которые обвинялись в совершении каких-либо преступлений. Также функции состояли в разрешение уголовных дел, которые имели незначительный характер (до двадцати рублей), в слежке за торговлей и в прерывании бегства крепостных в города.
Позже, в этом же году, полномочия судебных исполнителей были отнесены к ведению полиции, но по происшествию четырех лет приставы были разделены на полицейских приставов, которые выполняли решения суда, и приставов - охранников.
Впоследствии служба судебного пристава была ликвидирована, а исполнительная часть процесса в суде полностью передана полиции. Стоит отметить, что должностные лица, работавшие в полиции, никак не были заинтересованы в явке сторон в суд, поэтому исполнение приговор часто затягивалось на годы.
Таким образом, в 16 веке была создана единая судебная система, которая закрепила правовой статус судебных приставов и их полномочия. В 17 веке данные полномочия значительно расширились, здесь, судебные приставы стали официально оформлять свои действия на бумаге, что помогло вышестоящим органам контролировать их деятельность. В 18 веке была достаточно сложная обстановка в стране, создавались новые органы, к которым были отнесены судебные приставы, их функции заметно менялись, пока в конце данного века должность судебного пристава не была ликвидирована и полностью отнесена к ведению полиции.