Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым (вместе, а потом рядом), затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
¾ субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
¾ сотрудничество, сотворчество;
¾ диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
¾ продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;
¾ партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется и в процессе проведения режимных моментов: утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, послеобеденного сна. В режимные моменты активизируется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется возрастом детей. В младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности (игра, труд, совместная деятельность). Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между непосредственно- образовательной деятельностью, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр.
|
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:
¾ обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
¾ позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
¾ содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
¾ позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Методы обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода в рамках настоящей образовательной Программы будет зависеть от цели и содержания предстоящего взаимодействия с детьми:
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные,
замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
|
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания.
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, памяти.
Проектная деятельность
Одной из приоритетных форм работы с детьми и родителями является проектная деятельность. Данная деятельность влияет на развитие партнерских отношений, помогают научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности. В календарном планировании педагогов ДОУ, на протяжении одной или двух недель, в соответствии с возрастом детей и направленностью группы, отражается одна лексическая тема, которая проходит через все образовательные области и виды детской деятельности. Данная форма планирования воспитательно-образовательного процесса может быть рассмотрена как «мини-проекты» в рамках реализации комплексно-тематического планирования. Исходя из направленности ДОУ, данная работа ведётся совместно с родителями - полноправными участниками образовательных отношений.
Дополнительно идеями для проектной деятельности могут стать любые предложения детей старших групп и их родителей, календарные праздники и памятные даты, а так же темы, предложенные в этнокалендаре.